Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания

Тема : Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России

Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить непреходящие духовные богатства, которые были накоплены человечеством за всю историю его развития, и понять взаимосвязь каждого человека с всеобщими нравственными и духовными законами.

Духовный человек – это человек, устремленный к ценностям добра, истины и красоты, умеющий и любящий трудиться, умеющий ориентироваться в сложном современном мире, нравственно сложившийся и эстетически просвещенный. И как показатель качеств и характеристик духовного человека можно продолжать: гражданин и патриот России, хорошо знающий собственную культуру, свои истоки; добрый и отзывчивый, бережно относящийся к миру, окружающему его; тактичный; ведущий  здоровый образ жизни.

Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу, через приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, верность, истинность, благодарность, отзывчивость, милосердие), пробуждение и развитие нравственных чувств (стыда, сострадания, долга любви и веры). Становление нравственной воли (способности к служению добру и противостояние злу, терпения и терпимости, готовности к преодолению жизненных испытаний и противостоянию соблазнам, стремления к духовному совершенствованию), и побуждение к нравственному поведению (послушание, служение Отечеству).

Достучаться до сердца и души сегодняшнего школьника становится все сложнее. Ещё К.Д.Ушинский предлагал воспитывать учащихся, используя народные национальные традиции. А где ещё можно изучать их, как не на уроках предметов гуманитарного цикла?

На уроках применяются самые различные формы работы с детьми. Так, при знакомстве с  историей войн, сражений учащиеся готовят сообщения, презентации используя дополнительные источники: справочную литературу, интернет. А работая над сообщениями о жизни деятелей эпохи, понимают, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя жило в веках.

Уроки истории и обществознания призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством.

Учебные предметы история и обществознание имеют широкие возможности для нравственного воспитания. Необходимо наиболее полно реализовать их, постоянно заострять внимание детей на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитать нравственного человека – сложнейшая задача, но она достижима, если за её реализацию возьмутся родители, учителя-предметники.

На уроках истории и, особенно обществознания, как нигде уместны дискуссия и споры. Учитель, умело создающий на уроках проблемные ситуации, способствует развитию у детей умений отстаивать свою точку зрения, работать в группе, быть толерантным и коммуникативным, а это тоже качества гражданина. В конечном счёте, все эти формы работают на необходимый обществу результат. Очень важно обучить детей истории, но гораздо важнее воспитать их добрыми, порядочными людьми, достойными гражданами своей Родины.

Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание дерзать, быть душевно причастными к великим деяниям народа. Так, на уроке в 8 классе по теме «Тайные общества. Выступление на Сенатской площади». чтобы правильно понять то, что произошло в декабрьский день 1825 года в Петербурге, нужно познакомиться с личностями героев, их социальным положением. Дети часто не могут понять, зачем богатейшим людям, которые имели фактически все, погибать, идти на каторгу, лишиться всего ради благополучия народа. Это яркий пример нравственного подвига настоящих патриотов России.

Итак, начинается урок: Обычное вступление. Объявляется тема. Настороженное выражение лиц учащихся. И вот перед учащимися репродукция картины художника Р. Р. Ференца «Восстание декабристов на Сенатской площади». Учитель описывает её: «Зимний день. На берегу реки Медный всадник. У памятника Петру на Сенатской площади с ружьями наперевес застыли войска. Гремит залп. В кого стреляют солдаты? Почему здесь разыгрывается трагедия? Обо всем этом мы узнаем вскоре (используется презентация), чтобы правильно понять то, что произошло в декабрьский день 1825 года в Петербурге, вернемся к периоду, когда разгромившие Наполеона войска возвращаются домой». Продолжая свой рассказ, учитель обращает внимание, что главным стимулом возникновения освободительного движения среди дворянской военной молодежи было чувство патриотизма. Эту мысль подчеркивают отрывки из стихов, высказывания декабристов. Звучит на уроке «голос» Рылеева, беспощадный Пестель приговаривает к смерти семью царя. Перед учащимися встает плеяда истинных и верных сынов Отечества. Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание дерзать, быть душевно причастными к великим деяниям народа.

Рассказывая о выдающихся личностях, сыгравших огромную роль в истории страны, можно ограничиться сухими фактами их биографий и деятельности, а можно привлечь яркие красочные воспоминания современников, фрагменты художественной литературы, презентации и сообщения учащихся о исторических личностях. Как на уроках о войне 1812 года обойтись без Толстого? Как не процитировать лермонтовское «Бородино»? Например, можно ограничиться сухой фразой из учебника: «в армии усиливается недовольство затянувшимся отступлением». А можно и так: «Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, ворчали старики: «Что ж мы, на зимние квартиры? Не смеют что — ли командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?» Не надо бояться брать себе в помощники поэтов и писателей, великих и не очень. И тогда уроки истории станут образными, а значит, и более запоминающимися и воспитывающими. В наше время большим подспорьем при выборе материала является разнообразие кино, видео и мультимедийной продукции. Порой, никакой рассказ не в состоянии передать то, что могут сделать кинокадры и музыка, стихи.

Изучение исторических документов, их подробный анализ позволяет детям высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на нравственные ценности, которые выработало человечество за свою непростую историю.

Существуют группы методов воспитания, которые необходимо использовать на уроках истории:

1) методы убеждения;

2) методы организации деятельности учащихся;

3) возрастно-оценочные методы.

Первый вид методов- методы убеждения направлены на рациональную сферу отношения Убеждение это процесс логического обоснования какого-либо суждения, умозаключения. Убеждение предполагает наличие содержательной информации в сообщении педагога и сознательное отношение к ней учащихся, воспринимающих информацию исторического характера. Процесс убеждения предполагает изменение сознания ученика, которое создает готовность защищать данную точку зрения и действовать в соответствии с нею. Следовательно, необходима явная или скрытая дискуссия, цель которой состоит в достижении понимания и переживания.

Основное назначение методов убеждения — убеждать учащихся в объективности, истинности, в жизненной необходимости овладения общественно-ценными идеями, взглядами, нормами поведения, критериями оценки окружающее мира, прошлого.

Существуют 4 группы методов убеждения:

Информационные, когда учащимся предлагаются в готовом виде понятия и представления о добре и зле, истинности и ложности, прекрасного и безобразного (например, этика «Домостроя» или «Наука побеждать» А. В.Суворова);

Поисковые, когда учащиеся включаются в поиск ответов на поставленные проблемы например, что есть положительное или отрицательное в изучаемой эпохе, периоде Отечественной истории; деятельности ряда исторических личностей: Ивана Грозного, Петра I, Екатерина II, Сталина, Горбачева и т.д.;

Дискуссионные, когда учащимся предлагаются различные пути решения нравственных, этических, религиозных проблем, например, по какому пути могла пойти Россия в 1917 году, если бы не произошла Октябрьская революция и т.д.;

Взаимного просвещения, когда понятия обогащаются взаимным участием через различные организационные формы: доклады, устные журналы, дневники, выставки творчества, коллективные газеты, диспуты и т.д.

Выбор и результативность методов убеждения определяется технологией и педагогической техникой их исполнения.

Второй вид методов — методы организации деятельности учащихся, которые призваны воздействовать на поведенческую деятельностную сферу формирующегося отношения. Их цель научить учащихся определенным навыкам умениям, формам поведения от простейших действий до сознательных актов. В их основе лежит практический опыт людей, которые приобретали его деятельно:

Педагогическое требование — перевод воспитания от внешнего к внутреннему и превращение механизма воспитания в самовоспитание. Содержание требования определяется общественными нормами истины, добра, красоты. По форме они могут быть:

прямыми (предписания, инструкции, памятки) ;

косвенными (просьба, совет, намек, рекомендация, подсказка).

Приучение — организация выполнения учащимися определенных действий, превращающихся в привычные формы поведения в логике истины, добра и красоты. Приучения могут осуществляться в форме следования определенным правилам культуры поведения, выраженных в обычаях, традициях, правилах этикета;

Упражнения многократные повторения, закрепления, упрочения и совершенствования социально-ценных и личностно-значимых действий и поступков нравственного поведения;

Создание воспитывающих ситуаций, в которых ученик становится в ситуацию выбора определенного решения, варианта поведения;

Пример из истории в форме социальных правил, предписаний, оценок, традиций, обычаев.

Третий вид методов получил название возрастно-оценочных, сущность которых сводится одобрению и осуждению, поощрению и наказанию. Их назначение, регулирующее через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности учащихся: стимулирование положительных и торможение отрицательных.

Все методы воспитания опираются на опорные точки: природа, культура, люди, дела, я. Опорные точки существуют и при изучении истории. Среди них можно выделить следующие:

1.События прошлого и настоящего;

2.Идеалы и ценности;

3.Люди и личности;

4.Отечество;

5.Сам человек

6.Бог

Данные элементы можно дополнить:

1.Язык

2.Семья

3.Традиции

4.Культура

Таким образом, можно выделить методические правила уроков истории и обществознания, которые включают в себя следующие:

Изучать все точки опоры во взаимосвязи (события-человек, отечество-человечество, люди-идеалы);

Главное – установить связь между этими понятиями, формируя мировоззрение;

Показать, как по — разному отражаются эти понятия в духовной культуре человека.

Как повысить нравственную значимость школьного урока? С нашей точки зрения, не смотря на сложность поставленной задачи на уроке её можно решить практически, действуя в 3-х направлениях:

1) через самого педагога;

2) через сам предмет;

3) через форму подачи материала.

Использование всех направлений в совокупности дает максимальную эффективность в реализации нравственно-воспитательных целей урока. Если по каким-то причинам сделать этого нельзя, то любое из выбранных направлений может стать источником нравственного воспитания. В широком смысле учитель должен стремиться к тому, чтобы каждый урок по истории и обществознанию стал уроком нравственности, а в узком смысле, задача учителя сводится к попытке пробудить в учениках желание нравственного самоусовершенствования.

Сложность данной задачи объясняется тем, что процесс нравственного воспитания происходит невидимо, незаметно, в недрах души. Его трудно зафиксировать, продиагностировать. Но эффективность нравственного воспитания столь велика, что это необходимо делать на всем протяжении учебно-воспитательного процесса, так как никто не знает, когда и при каких обстоятельствах ученик проявит свои нравственные задатки.

Ведущую роль в этом направлении занимает личность учителя. Как педагог может стать источником нравственного воспитания? Вправе ли учитель навязывать свою систему ценностей ученикам? Что делать, если понятия о взглядах на поведение человека в ряде ситуаций у учителя и ученика не совпадают?

Стержневой мыслью, связанной с преподаванием, как главным видом педагогической деятельности учителя является, с нашей точки зрения, формула В. О. Ключевского: «Любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь». Вторая часть этой формулы касается в основном возрастно-оценочных методов. Урочная система не сама цель, не идол, которому раболепно поклоняются, она должна пониматься инструментально. Урок должен мыслиться, как встреча детей и педагога. Если учащиеся любят своего учителя, то главное, что происходит на уроке это сама встреча с ним, содержание которой может стать источником нравственного воспитания.

Воспитание личностью есть воспитание своим примером. Учащиеся очень внимательны и чутки к самым мельчайшим деталям человеческой натуры. Характерные речевые обороты, манеры, привычки одеваться — все это в тонкостях подмечается детьми. Педагог должен стремиться к максимальному раскрытию всех своих положительных сторон. Нужно уметь привносить себя в класс. Ошибка многих учителей заключается в том, что, входя в класс, они становятся, как бы другими людьми, изображая того, кем в действительности не являются. А дети должны видеть в своем учителе живого человека. Важно, чтобы слова педагога не расходились с его делами или тем, что преподает учитель.

Эта памятка адресована учителям истории и обществознания, и носит рекомендательный характер. Составлена она на основе педагогического опыта различных воспитательных систем, учитывая нравственное содержание педагогического процесса:

Задача учителя истории — дать работу душе ученика, чтобы опыт времени и предыдущих поколений был в его руках, как компас, открыл дорогу собственному опыту жизни, провел ученика по следам тех, кто оставил нам после себя тропы своего времени и своих жизней.

Задача учителя любить историю, которую ты преподаешь, и любить тех, кому ты её преподаешь.

Воспитывать историей — это значит решать судьбу не только одного человека, но и державы в целом.

Научи учеников искать следы истории, чтобы по ним проникнуть в глубину исчезнувших столетий.

Покажи ученику, что укрепление Отечества шло рука об руку с его защитой.

Не превращай прогулку по дорогам истории в беготню, внимательно рассмотри богатство исторического наследия на всем историческом пути народов.

Будь наблюдателем прошлого, а не прокурором, научи детей понимать минувшие эпохи с позиции образа жизни тех народов и людей, которые ты изучаешь.

Помоги разглядеть в истории поток времени, в который дети должны влиться своими жизнями.

Пробуди нравственным примером из истории сердце и мысль учеников и дай возможность поработать над своим нравственным выбором.

Помоги понять ученикам, что опыт истории дан им для размышления над своим настоящим и будущим.

Будь уважителен к выбору ученика и его нравственной позиции.

В сущности, деятельность учителя сводится к исполнению простого известного правила: не навреди и помоги. Чтобы не навредить и помочь, необходимо знать психологию возраста учеников, которых обучает педагог.

Таким образом, если педагог искренне любит детей, отдает им себя без остатка, стремится к живому контакту, воспринимает учеников как личности,- в этом случае предметная урочная система получает новые силы и возможности.

Для того, чтобы успешно справляться с воспитанием в Концепции духовно- нравственного развития личности, необходимо производить процесс воспитания предметом в определенной системе. Учитывая разнообразие в подходах и методике историко- обществоведческого направления и изучение исторических событий, можно рекомендовать ряд памяток-рекомендаций для учеников, с помощью которых можно упорядочить их деятельность на уроке, придать изучению предмета системные элементы и одновременно дать алгоритм для поиска решения воспитательных задач.

Памятка № 1. Заповеди истории.

1. Помни, что история дана в наставление, пойми смысл истории, чтобы понять смысл своей жизни.

2. Помни, что прошлое долго для понимания настоящего, настоящее не совпадает с прошлым, но прошлое может повториться.

3. Стремись постичь правду истории разумом и сердцем.

4. Знай, что история одна, а оценок истории тысячи, меняется не история, а её оценка.

5. Отличай факт от мнения, гипотезу от истины.

6. Не искажай историю в своих целях.

7. Помни, что в истории нет ничего случайного, ненужного, забытое — это тоже история.

8. Стремись к познанию мировой истории, она — часть истории твоей страны.

9. Стремись к познанию отечественной истории, она часть твоей истории.

10. Почитай свою родословную, там твои корни.

Использование данной памятки применимо к любому содержанию учебников истории и обществознания, к любым сообщениям исторического характера, к любым точкам зрения, встречающимся в исторической литературе. Эту памятку целесообразно зафиксировать с учащимися на первых уроках в начале учебного года. Если ученики научатся ею пользоваться, то они получат возможность разобраться в хаосе исторической информации и проводить самостоятельную работу по добыванию и оцениванию разного рода исторических знаний.

Памятка «Заповеди истории» помогает учащимся понять как правильно ориентироваться среди исторического материала, что вооружает их умением извлекать уроки из прошлого, обрабатывать исторические факты, исходя из собственной системы ценностей, не стать заложником чужого мнения, включая в работу свой разум и свое сердце, что в последствии повлияет на формирование собственной позиции.

Памятка № 2. Мораль истории.

История — это компас во времени.

Кто поймет время, тот поймет себя самого.

История может воспитывать только правдой.

История позволяет увидеть издалека то, что скоро окажется вблизи.

Нельзя знать все, мудрость — это знание не многого, но самого главного. Великое счастье – знать, откуда ты и куда ты идешь.

Цель истории — воскресить, сохранить, дать увидеть, услышать и понять наше материальное и духовное наследие.

Разным народам в разные исторические времена поручено раскрыть разные стороны истины.

История не учит, у неё учатся.

История должна служить самой высокой науке — умению жить на земле любя, созидая и помня.

Нельзя подать в суд на свое прошлое, надо отвечать за свое настоящее.

Исторический дар это не только великое наследие, но и великая ответственность.

Опыт прошлых поколений помогает отличить истину от фальши, красоту от безобразия, вечное от тленного.

История существует для понимания своего настоящего и создания будущего.

Памятки «Мораль истории» отвечает следующим требованиям:

Нравственную составляющую в истории для всех изучаемых событий и уроков;



Показать на ценность нравственного опыта народов, эпох, личностей, религий, культуры и т.д., который является связующим звеном между поколениями и лично с живущими в настоящее время,

Побудить учащихся искать ответы на нравственные вопросы, связанные с их жизнью, используя положительный и отрицательный опыт прошлых веков с поиском своего пути.

Такая памятка поможет ученикам бережно относится ко всему изучаемому и несет установку выявления для каждого ученика того набора ценностей, которые возьмет он с собой, как опыт истории в свое настоящее и будущее. Это сделает их «соучастниками» событий, которые они изучают, пытаясь понять, почему история развивалась так, а не иначе.

Памятка № 3. Мысли об истории.

Глядя в историю, словно в зеркало, я стараюсь изменить к лучшему собственную жизнь и устроить её по примеру тех, о чьих доблестях рассказываю.

Плутарх (2.30.16.)

История есть священная книга народов, зеркало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.

.М.Карамзин (1.10.30.)

История есть ключ к пониманию народов.

Я. Чаадаев (11.46.40.)

История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа.

М. Ю. Лермонтов (2.4.15.)

История не упрекнет вас злом, которое и до нас существовало, она накажет нас за собственные злодеяния.

Н. М. Карамзин (1.10.40.)

У наемного историка два зеркала: одно увеличительное — для своих, другое — уменьшительное — для нас. Но потомство разобьет вдребезги оба и выставит свое, в котором мы не будем называться пигмеями.

А.В.Суворов(1.30.113.)

Изучение истории превращает юношу в мудреца, не наделяя его морщинами и сединой, доставляет ему жизненный опыт до того, как он столкнется со всеми слабостями и немощами преклонных лет.

Фуллер (1.12.64)

Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признавать себя случайностями, незнающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего, мы живем, как и к чему, мы должны стремиться.

В. О. Ключевский (1.11 375.)

Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь, без зачатков положительного нельзя пускать поколения в путь

Ф.М.Достоевский(2.46..166)

Школой примера является весь мир, а наставники в этой школе — история и опыт. История абсолютно необходима, чтобы подготовить нас к усвоению опыта и сопровождать нас, пока мы приобретаем его.

Болингброк (1.4.13.)

История это не знания, которые следовали одно за другим. Она проникновение в душевный мир других людей, взгляд на ситуацию, в которой они находились их глазами и решение для себя вопроса, правилен ли был способ, с помощью которого они хотели справится с этой ситуацией.

Коллингвуд(11.27.137.)

Сейчас люди живут не только в своем пункте, но и во всей стране и не своим веком только, но и всеми столетиями своей истории.

Д.С.Лихачев(11.46.40.)

История проходит через Дом человека, через его частную жизнь. Не титулы, ордена или царская милость, а самостоянье человека превращает его в историческую личность.

Ю. М.Лотман (11.14.1.)



Памятка «Мысли об истории» систематизирует исторические высказывания, произнесенные в разные эпохи. Приведенные выше фразы свидетельствуют о нравственном смысле предмета и раскрывают разные грани этого смысла. Такую памятку можно использовать постепенно по мере изучения содержательной части исторического наследия и применять его либо в качестве эпиграфов к уроку или как аргумент в пользу воспитательной цели урока.

Так мнение М. Ю. Лермонтова может быть использовано для изучения любой исторической личности, а фраза Ф. М. Достоевского может быть применена, для побуждения извлекать из истории положительный опыт. Афоризм А. В. Суворова прекрасно работает на уроках, где учащиеся встречаются с откровенной фальсификацией истории.

Мысль Ю. М. Лотмана можно использовать на уроках, которых затрагивается частная жизнь людей. А мнение Д. С, Лихачева будет не лишним при обсуждении вопроса об ответственности перед историей за свою жизнь.

Чтобы побудить учащихся к разрешению вопроса о необходимости своего поиска смысла жизни, лучше всего обсудить фразу В. О. Ключевского, чтобы ещё лучше представлять связь времени и связь поколений ушедших и современных.

Данная памятка помогает учителю истории выйти на разрешение воспитательных задач нравственного характера, затрагивая опыт всех цивилизаций от древних до современных и подойти к решению этой проблемы с разных сторон.

Памятка № 4. Мысли о русской истории.

Истинный защитник России — это история.

Ф.Тютчев(1.31.18.)

Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю наших предков, которую дал нам Бог

А.С. Пушкин(2.28.13.)

Всемирная история великими воспоминаниями украшает мир для ума, а российская украшает Отечество.

Н.М.Карамзин(1.10.31.)

Русская история имеет значение всемирной исповеди. Она может читаться как житие святых.

H.С.Аксаков(1.24.5.)

Спросим человека, с кем он знаком, и мы узнаем человека, спросим народ об его истории, и мы узнаем народ… Русский народ — более чем народ. Это народ, собирающий вокруг себя народы.

С. Соловьев(2.18.24.)

Гражданин не состоится в человеке, который оторван от корневой системы своего народа.

Л. Леонов(2.7.105.)

Для меня история священна и неделима. Б. А. Рыбаков(2.44.54.)

Опыт страданий и опыт духовной радости — вот чем богата история России. Как важно сохранить его для человечества.

(Неизвестный автор)

Давайте мысленно уберем из мира русскую музыку, и мир оглохнет, уберем русскую литературу — мир онемеет, уберем русскую живопись — мир потускнеет, уберем русскую философию.

Памятка включает в себя ряд высказываний о роли русской истории в истории всемирной. Как нам представляется, изучение российской истории должно быть приоритетным направлением в гуманитарном образовании в России. Знакомство с патриотическими ценностями должно находиться в основании воспитания подрастающего поколения. Только освоение таковых сделает понятными общечеловеческие ценности.

Один философ высказал такую мысль о том, что Россия вырастила поколение людей на своей земле, думающих о ней на языке других цивилизаций. Отсюда и начинается не понимание собственных истоков и пренебрежение ими. Поэтому ложно иметь славную историю Отчества, но оставаться не способным её понимать, а значит обречь себя на отрыв от него. Подобная мысль принадлежит перу Гёте: «Кто был хорошим гражданином своей эпохи, тот имеет наибольшее основание быть современником всех эпох будущего».

Русский философ И. Ильин пишет о том, что истинное величие всегда почвенно: «Истинный гений всегда национален». Вывод очевиден: от патриотических ценностей к общечеловеческим ценностям, а не наоборот.

Памятка усиливает потребность в поиске нравственного потенциала русской истории. Фраза Ф. Тютчева говорит о том, что все лучшее, что создано в России хранится в её истории и в любой момент этот нравственный дух встанет на её защиту. Деятельность учителя здесь связана с умелой организацией подбора малоизвестного материала с нравственным содержанием. Приведем небольшой перечень литературы с нравственным уклоном:

Повесть временных лет (о месте истории Руси в мировой истории): Повесть временных лет (о выборе веры Владимиром — князем);

Жития святых:

о Борисе и Глебе;

об Александре Невском;

о Серафиме Саровском и др.

3.«Поучение Владимира Мономаха детям» (наставления сыновьям);

4.«Домострой» (сборник нравственных наставлений и правил для организации семьи и дома);

5.«Юности честное зерцало» (дворянский этикет);

6.«Наука побеждать» Суворова (стратегия и тактика победы на войне);

Произведения, раскрывающие русский патриотизм в эпоху Смуты,

Отечественной войны 1912 г., I и II мировых войн, Афганской и Чеченской войн.

Данные материалы можно использовать для составления нравственного кодекса русского народа. В него могут войти следующие памятки:

- Русская этика;

- Русская семья;

- Основы русской державности;

- Русская святость;

- Наука побеждать по-русски;

- Русские идеалы.

Расширение диапазона исторических знаний нацеливает учеников на один результат пробудить любовь к Отечественной истории. Для этого можно использовать:

Памятки №5 Величие в истории.

Много разных имен в истории, но разная слава стоит за ними.

Величие людей зависит от их дел, а история только напоминает деяния. Дела одних светятся и поныне, согревая светом целые народы, а дела иных продолжают источать зло.

Говоря о гениях и героях, не забывай о простых людях, чьи имена не вошли в учебники, но они по праву принадлежат истории.

Чтобы осмыслить достоинства и недостатки человека ушедшей эпохи, надо посмотреть, что он после себя оставляет.

Каждый велик на своем месте, но долг одного не может быть обязанностью другого.

Полководец велик своими победами, политик народным благом, творческий человек — своими творениями, святой — глубиной любви к Богу и человеку.

Часто люди смотрят на свое прошлое из далекого будущего, но сами при этом находятся позади этого прошлого и по образованию, и по культуре , и по чувству чести, которое потеряно во времени.

Не думай о том, что тебя не знают люди, беспокойся о том, достоин ли ты, чтобы тебя знали.

Часто величие человека распознается после его смерти.

Как бы высоко ты не поднимался, помни, что ты всегда на пути к вершине.

В минуту опасности народ призывает созидателей и защитников Отечества, а не говорунов и разрушителей.

В геометрии есть 4 измерения: длина, ширина, высота и глубина. Человеческую жизнь можно измерить по тем же параметрам и их присутствие определяет качество жизни.

Можно оставить след в истории, а можно наследить.

Любое деяние человека можно оценить историей.

Памятка «Величие в истории» помогает расширить кругозор, углубить знания, проникнуть и понять смысл поступков разного типа личностей в истории. Она так же ориентирует учащихся на осмысление своих запросов, потребностей и ценностей на фоне исторических персонажей и выбрать для себя положительный или отрицательный опыт, оставленный в истории. Оценка исторического деятеля может происходить через проблемный подход. Так, например, в теме урока может стоять вопрос, содержащий два противоположных мнения о человеке, а задача учащихся заключатся в том, чтобы прийти к конкретному мнению. Такого рода темы могут звучать следующим образом:

Иван IV: великий государственный деятель России или злодей на русском троне,

Петр I: великий реформатор или губитель русских традиций;



Страницы: 1 | 2 | Весь текст