Фольклорная традиция Нижегородской области Разнообразие жанров Малые жанры фольклора

Фольклорная традиция Нижегородской области.

Разнообразие жанров. Малые жанры фольклора.

Цели: дать понятие о нижегородском фольклоре, развить речь учащихся; помочь овладеть умением складывать загадку.

Оборудование: иллюстрация с изображением петуха.

Ход занятия

Вступительное слово учителя.

Учитель. Рождение устного народного творчества затерялось где-то в глубине веков. Что значит «устное»? (Уста – губы, рот.)

Передававшиеся из уст в уста, от одного поколения к другому сказки, пословицы, загадки, всегда отображали мечты и чаяния народа о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в устном народном творчестве народа Нижегородской области.

Беседа по вопросам.

Ребята, а что такое «Фольклор»?

закличка

потешка

Устное народное творчество – это жанр литературы. Назовите малые жанры этого творчества.

прибаутка

пестушка

УНТ Нижегородской области

считалка

сказка

скороговорка

частушка

загадка

Вот такое замечательное солнышко у нас получилось.

Беседа о малом жанре устного творчества нижегородской области – загадке.

«Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал бы: это загадки» (Ю.Г. Круглов)

Что же такое «загадки»?

Загадки относятся к так называемым «малым жанрам» фольклора, что не мешает им занимать достаточно видное место в народном творчестве. По сути, они так же, как и поговорки и пословицы, в лаконичной образной форме аккумулируют народную мудрость, многолетние наблюдения над природными явлениями и окружающим миром, служат целям воспитания, сохранения многовекового народного опыта.

Загадки – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.





о все загадки разные, и иносказательность есть не во всех. Вот, например, в загадке «Не зверь, не птица, в носу спица, летит – кричит, сядет – молчит. Кто его убьет, свою кровь прольет» иносказательно представлен комар. Эта загадка записана от Яшина В.И., 1906 г., в с. Обухово Первомайского р-на. А в загадке «Маленькая, легонькая, а за хвост не поднимешь» нет иносказания, а есть описание ящерицы и момента в ее поведении. Кстати, эта загадка записана от Демидовой М.П., 1910 г., в с. Шутилово Первомайского р-на.

Есть загадки-вопросы. «На что похожа половина яблока?» — На другую половину (Зап. от Мишанова М.М., 1958 г., с. Чернуха Арзамасского р-на.).

Такие загадки требуют неординарного мышления. Нужно из громадного количества возможных ответов дать один, с каким согласились бы все. Да! Половинка яблока может быть похожа на многие предметы (круг, сердце и тд.), но только вторая, как две капли воды, схожа с первой. Значит, с ответом – « На вторую половину» — согласятся все.

Еще один вид загадки-задачки. Вот, например, такая: « Летела стая совсем небольшая. Сколько в стае птиц и как они называются?». Зап. от Мишанова М.М., 1958 г., с. Чернуха Арзамасского р-на.Ответ: «Семь сов – сов сем».

Итак, загадки развивают наблюдательность, активизируют мыслительную деятельность, тренируют сообразительность.

Вывод. Сходства и различия.

Сходство всех четырех видов сказок – в их построении. Композиция состоит из двух частей: первая – вопрос, вторая – ответ. Загадки-иносказания и загадки-описания отличаются от загадок-вопросов и загадок-задач тем, что они созданы на основе поэтической образности большого количества художественных деталей.

Загадки-вопросы и загадки-задачи сильны своей логикой, игрой ума.

Обучение составлению своей загадки.

Загадка-иносказание.

Важно, чтобы учащиеся смогли сопоставить один предмет с другим. Например, учитель показывает рисунок петуха на заборе, бравого, с ярким оперением. Сообщает, что петух – птица воинствующая, своих кур в обиду не дает, поэтому его можно сравнить с воином, наездником. У петуха есть особенности строения – шпоры (палец). А теперь загадка уже сложилась:

Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит.

Загадка-описание.

Учитель может предложить учащимся представить себе горную реку. Подбираются глаголы-синонимы, характеризующие движение реки: бежит, течет и т.д. Можно обратить внимание учащихся на то, что поток никогда не кончается. И вновь происходит рождение сказки:

Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит.

Работу можно продолжить в виде конкурса, где для подведения итогов выбирают жюри.

Аналогичную работу можно провести и по жанру частушки, используя соответствующий материал.

Запись учащимися загадок.

Домашнее задание: Сочинить загадки, подготовиться к викторине.