Фольклор 8 классЛИРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Тема. ЛИРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Лирическая песня в чтении и суждениях восьмиклассников.

– Что особенно подкупает в лирической песне?

– В чем ее отличие от других песенных жанров?

2. Сопоставительный разбор песен «Уж ты ночка, ты ноченька темная…» и «Вдоль по улице метелица метет…» (с. 9–10 учебника).

– Чей голос вы услышали в лирической песне?

– В чем различие девичьей песни и той, что принадлежит добру молодцу?

– Ваши открытия в лирической песне…

III. Изучение новой темы.

1. Давайте продолжим наш разговор о том, как народная песня отозвалась в поэзии

Сопоставьте стихотворение И. И. Козлова (1779–1840) «Вечерний звон» и народную песню на его основе.

В чем вы видите отличия? Чем их объяснить?

Вечерний звон

И. И. Козлов

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом,

И как я, с ним навек простясь,

Там слушал звон в последний раз!

Уже не зреть мне светлых дней

Весны обманчивой моей!

И сколько нет теперь в живых

Тогда веселых молодых!

И крепок их могильный сон;

Не слышен им вечерний звон!

Лежать и мне в земле сырой!

Напев унылый надо мной

В долине ветер разнесет;

Другой певец по ней пройдет,

И уж не я, а будет он

В раздумье петь вечерний звон!

Фольклорный вариант

Вечерний звон, вечерний звон,

Как много дум наводит он!

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом,

И как я, с ним навек простясь,

Там слушал звон в последний раз!

И многих нет теперь в живых,

Тогда веселых, молодых!..

Вечерний звон, вечерний звон,

Как много дум наводит он!

2. Заключительное слово учителя по 1-й части урока.

– Как вы считаете, всякое ли стихотворение может превратиться в народную песню? Конечно, нет. Из множества стихотворений Пушкина народными песнями стали только некоторые, наиболее известные – «Под вечер, осенью ненастной», «Буря мглою небо кроет»; из стихотворений Лермонтова – «Выхожу один я на дорогу»; Некрасова – «Что так жадно глядишь на дорогу», «Ой, полна, полна коробушка». А прекрасные стихотворения Тютчева, хотя и положены были на музыку, популярности в народе не обрели. Фольклористы, исследуя причины этого, пришли к выводу, что в народ переходили стихотворения напевные (удобные для пения размеры – хорей, анапест, амфибрахий; менее удобные – ямб и дактиль), как правило, сюжетные, близкие фольклору по идее и образности.

В народном бытовании они подвергались переработкам с целью приблизить их содержание к народной поэзии, придать им нужные песенные качества.

Охотно допуская приемы поэтики старинных устных песен – постоянные эпитеты, слова ласкательные и т. д., фольклорная песня не терпит подлаживания под простонародную речь.

Расположение рифм имеет большое значение для перехода стихотворения в фольклор. Наблюдения показывают, что слишком сложные строфы не годятся. Рифмы обычно парные или через стих; даже опоясывающие рифмы в песнях встречаются редко…, потому что они для слуха труднее перекрестных, осложняют ритм…

4. Работа по учебнику со статьей «Исторические песни» (с. 10).

1) Чтение статьи.

2) Пользуясь статьей, закончить предложения (письменно):

– Исторические песни – это…

– По форме они близки…

– Основные образы исторических песен…

– Художественные приемы, используемые в исторических песнях…

3) Чтение и обсуждение песен «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен» (с. 10–11 учебника).

Беседа по вопросам:

– Какие исторические песни остались в вашей памяти? Почему вы их запомнили?

– В чем тайны высокой художественности исторических песен?

IV. Подведение итогов урока.

– Каковы особенности исторических песен?

– В чем сходство и различие народных исторических песен и былин?

– Какое отношение народа к Пугачеву передают исторические песни?

Домашнее задание: самостоятельно подготовить тему «Частушки», рассказать о своеобразии этого жанра; подобрать для чтения в классе несколько частушек; попытаться составить свою частушку на школьную тему.