Физкультминутки

Физкультминутки

Сорок пять минут — это много или мало?

Сорок пять минут — это много или мало? Иногда урок пролетает в одно мгновение, иногда тянется как резина, но это наши субъективные учительские ощущения. Мы с вами — кто стремительно, а кто медленно и плавно, движемся в течение сорока пяти минут. Может, все же стоит (хоть изредка) проявлять милосердие и давать нашим ученикам тоже слегка подвигаться и сбрасывать усталость в окаменевших мышцах.

«Физкультминутка» в младшей школе — явление более или менее известное и понятное, но что делать с десятым классом? Гимнастика для пальчиков вроде: «мы писали, мы писали, наши пальчики устали …» — вызовет не энтузиазм, а только гомерический хохот у старшеклассников. Предлагаем, несколько апробированных вариантов, которые дают возможность и встряхнуть, и мобилизовать старшеклассников.

«Эстафета»

Простейшая эстафета: учащиеся по цепочке встают и садятся в едином ритме — так, чтобы, как только сел предыдущий, встал следующий. Условия элементарны, эффект стабильный!

Порядок вставания можно менять — по рядам, от парты к парте; змейкой, через двух человек (одновременно одиночку с каждого ряда (двойная эстафета), по алфавиту. Главное в задании — не подталкивать следующего локтем, не выкрикивать его имя, одним словом, не вмешиваться в работу другого человека. Если же это произошло, ведущему ничего не остается, как тут же остановить эстафету (договоренность дороже денег) и начать ее заново.

«Эстафета с вариациями»

Вставание можно заменить эстафетой с мелом у доски. Написать слово или короткую фразу (каждому по одной букве) — который ряд быстрее. При этом придерживаться того же порядка — первый ученик сел на место, только тогда встал второй.

В эстафетах тренируется самостоятельность.





В определении момента своего вступления в общее дело, чувство зависимости друг от друга. Это коллективное упражнение, в котором у каждого есть свой долг, который должен быть выполнен вовремя. Это «вовремя» и является основной сложностью, ведь от каждого из участников требуется правильно определить момент, когда ему самому надо встать или сесть, а от других — не вмешиваться в работу каждого.

«Ванька-встанька».

Исходное положение: все сидят; учитель, закрыв глаза (лучше отвернувшись), задает классу число — и выбрасывает над головой соответствующее количество пальцев (если число больше пяти, понадобятся обе руки, — это замечание не для математиков).

Затем он произносит: «Раз-два-три! Замри!» — Открывает глаза (возвращается к ученикам). В классе должно стоять ровно столько учеников, сколько пальцев им было предъявлено. При выполнении игрового задания каждому из учеников приходится быстро сориентироваться: если количество меньше заданного — встать самом, если же больше — то мгновенно сесть.

Изюминка этого упражнения — в своеобразной мобилизации всех участников.

«Коллективное эхо по половинкам».

Сидящий за партами класс делится две части. Одна половина — судит, другая — работает. Для учителя в этой ситуации главное — быстро менять роли между командами. Тогда темп упражнения разминки трансформируется в ритм. Времени на подобный вариант отводится не более одной минуты (в случае изменений четырех-пяти ролей), а заряда бодрости хватает надолго.

«Руки-ноги».

Когда учитель хлопает в ладоши один раз, класс поднимает руки, два раза — учащиеся поднимаются. Если руки уже подняты, то, когда ведущий хлопает один раз, их надо опустить (соответственно, когда дети уже стоят, то на серию аплодисментов они должны сесть). Изменяя последовательность и темп хлопков, учитель пытается озадачить учеников, тренируя их собранность. Это упражнение весьма эффективно, концентрирует внимание, с ним справляется тот, кто способен четко подчиняться командам и не повторять движения соседей, которые могут быть неправильными. Условия следует объяснять кратко: «Однократный хлопок — команда рукам: их надо поднять или опустить; многоразовые хлопки — команда ногам: нужно встать или сесть », после чего учитель сразу подает сигналы. Моментальное включение учащихся в упражнение заставляет их по ходу дела осознавать задачи, полагаясь на смекалку и ловкость.