Физические и химические свойства кислорода

Урок по теме «Кислород: физические и химические свойства»

Тип урока: учебное занятие по закреплению знаний и способов деятельности (по Шамовой Т.И., Давыденко Т.М.)

Цели занятия

Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Кислород»;

обеспечить закрепление понятий о реакциях окисления и горения, воздухе как смеси, состоящей из простых и сложных веществ;

обеспечить применение учащимися в разнообразных ситуациях знаний о химических и физических свойствах кислорода, способах его получения и умений получать и собирать кислород в лаборатории методом вытеснения воздуха.

Методический аспект занятия

- образовательная технология (технология личностно-ориентированного обучения);

- формы и методы организации учебного занятия (групповая, индивидуальная, лабораторно- практическая формы работы учащихся; ролевая игра, воображаемое путешествие)

- наглядные пособия (презентация Microsoft PowerPoint, лабораторное оборудование для получения кислорода (пробирки, пробки с газоотводными трубками, KMnO4 (перманганат калия), вата, лучина, спиртовки, спички), фарфоровые чашки со спиртом, который содержит растворенные соли натрия, калия, меди, раздаточный материал);

- технические средства обучения (мультимедийный проектор);

- литература, интернет-ресурсы :

1) Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 8. – М.: Просвещение, 2009

2) Радецкий А.М. Химический тренажер (Серия «Текущий контроль»). – М.: Просвещение, 2007

3) Газета «1 Сентября. Химия», №20, 2006 г., №11, 2005 г., №4, 2005 г.

4) Интернет ресурсы: http://www.it-n.ru/ ; http://www.1september.ru/ ; http://www.alleng.ru/edu/chem1.htm; http://www.xumuk.ru/; http://school-collection.edu.ru/

ХОД УРОКА

Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать, садитесь, пожалуйста. Сегодня мы с вами проводим урок-путешествие по теме «Кислород». Предлагаю провести урок под девизом: «Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия» (Й.Я.Берцелиус).

А теперь послушайте (стихотворение сопровождается презентацией):

Вот история простая:

Джозеф Пристли как-то раз,

Окись ртути нагревая, Обнаружил странный газ.

Газ без цвета, без названья,

Ярче в нем горит свеча.

А не вреден для дыханья?

Не узнаешь от врача.

Новый газ из колбы вышел, Никому он не знаком.

Этим газом дышат мыши

Под стеклянным колпаком, Человек им тоже дышит… Джозеф Пристли быстро пишет: Кошка греется на крыше,

Солнца луч в окошко бьет, Джозеф Пристли, с ним две мыши,

Открывает кислород.

На сегодняшнем уроке вы должны закрепить и систематизировать знания, полученные ранее. Наш урок будет необычным: мы совершим путешествие в страну, где правит Великий Кислород. Это будет непростая прогулка. В дороге вас ждут испытания, преодолеть которые можно только с помощью знаний, которые вы получили при изучении темы «Кислород». По пути вы будете собирать молекулы кислорода, от количества которых будет зависеть ваша оценка за урок. Итак, в дорогу, друзья!

Изучая тему «Кислород», мы составляли опорный конспект (Приложение 2), который, поможет вам сейчас ответить на мои вопросы:

Что является источником кислорода на нашей планете?

Охарактеризуйте физические свойства кислорода.

Какие химические свойства характерны кислороду?

Назовите способы получения кислорода в лаборатории и промышленности.

Какими методами можно собрать кислород?

Посмотрите, какие красивые цветы растут в царстве Великого Кислорода (Приложение 3), да не простые цветы, а волшебные. На лепестках этого цветка изображены формулы неорганических веществ. Выпишите из них формулы оксидов и назовите их.

Демонстрационный опыт. Зажечь спирт в чашках для выпаривания. Спирт содержит растворенные соли натрия, калия, меди. Закрыть чашки плотным листом картона.

«Отвечай, 8 Б класс,Почему огонь погас?Пламя без него умрет,Ему нужен…»

(Кислород.)

Формула вещества, которое горело в чашках для выпаривания – это С2Н6О. Напишите уравнение горения этого вещества, дайте названия продуктам реакции. (Один ученик записывает уравнение реакции на доске). Как можно охарактеризовать данную реакцию с точки зрения теплового эффекта? Почему?

Но нас с вами ждет еще одно испытание: чтобы продолжить свой путь, вы должны разгадать тайну «Магических колец» (Приложение 4). Впишите в кольца отсутствующие формулы веществ с необходимыми индексами и коэффициентами. (Три ученика работают возле доски, остальные — в тетрадях)

Путешествие наше продолжается и я предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка.

Буква О, валентность 2 – руки вперёд, вверх, руки вперед, вращение кистями рук

В оксидах пишется всегда – присели раз, присели два

Оксиды сложные слова –наклоны влево, вправо

Не забудем никогда – повороты туловища руки на поясе.

А теперь я хочу предложить вашему вниманию следующую ситуацию:

«При выполнении практической работы «Получение кислорода и изучение его свойств» ученик действовал так. Он налил в пробирку раствор перманганата калия (марганцовки), закрыл пробирку пробкой с газоотводной трубкой, на которую надел вверх дном пустую пробирку, и стал ждать. Однако, лучинка, которую ученик подносил к отверстию пробирки-приемника, так и не вспыхнула».

Объясните, какие ошибки допустил ученик? Как правильно провести эксперимент по получению кислорода? Расскажите о правилах по технике безопасности во время проведения эксперимента. Проведите эксперимент (инструктивная карточка Приложение 5 – на столах учащихся). В тетрадях запишите уравнения реакции получения кислорода из перманганата калия, горения угля, а также ваши наблюдения. Дополнительное задание. Напишите ОВР для этих реакций.

Послушайте, пожалуйста, отрывок из романа Жюля Верна «Опыт доктора Окса»: »Доктор Окс говорит своему ассистенту: «Семьдесят восемь частей азота, двадцать одна часть кислорода, углекислый газ и водяные пары в переменных количествах…»

О чем идет речь? Что представляет собой воздух? Дайте полный ответ.

И наконец, самое последнее испытание. В тетрадях выполните задание на карточке, которую вы получите (Приложение 6).

Ребята, наше путешествие по стране Великого Кислорода подходит к концу. Чтобы завершить его, вам необходимо переплыть Океан химических вопросов.

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

1.Влажное зерно нельзя хранить в больших кучах: может произойти обугливание и даже самовозгорание. Объясните, почему это происходит.

Ответ: В данном случае мы сталкиваемся с медленным окислением. Зерно медленно реагирует с кислородом и теплота выделяется постепенно. Когда зерно лежит в больших кучах, то теплота выделяется в количестве, достаточном для обугливания или даже самовозгорания. Чтобы этого не произошло, зерно перелопачивают, то есть перебрасывают с места на место.

2.Сорные куры строят гнезда из мусора и гниющих остатков растений. В него наопределенную глубину они откладывают яйца. Самец время от времени помещаетклюв в эту кучу мусора и частично раскидывает ее сверху или, наоборот, делаетвыше. Для чего он это делает?

Ответ: В гнезде происходит медленное окисление с постепенным выделением теплоты. Клюв птицы выполняет роль термометра, измеряя температуру в гнезде. Если там становится жарко, самец раскидывает кучу мусора. И, наоборот, нагребает ее, если в гнезде прохладно.

3.Почему перед уходом со стоянки туристы засыпают землей угли костра?

Ответ: Туристы засыпают угли костра, чтобы прекратить доступ кислорода, чтобы костер не смог снова загореться и не возник пожар.

4.Тигель с горящим скипидаром опустили в сосуд с холодной водой, не заливая его водой. Горение скипидара при этом прекращается. Почему?

Ответ: Горение скипидара прекращается, так как при опускании тигля в холодную воду, скипидар охлаждается ниже температуры горения.

5. Почему горение веществ на воздухе происходит медленнее, чем в кислороде?

Ответ: Кроме кислорода, который составляет 1/5 часть воздуха, в состав воздуха входят другие компоненты, которые не поддерживают горение. Поэтому горение на воздухе происходит медленнее.

Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Великого Кислорода. Пора подвести итоги нашего урока. Вы преодолели множество препятствий и в этом вам помогли знания, полученные на уроках. Вложите в тетради молекулы кислорода, которые вы заработали на уроке, карточки с заданиями и сдайте их, пожалуйста. Тетради с оценками вы получите на следующем уроке.

А сейчас, когда вы будете выходить из кабинета, приклейте, пожалуйста, к доске одну из карточек с изображением молекулы кислорода. Зеленая карточка будет означать, что урок вам понравился и был полезен для вас . Желтая – урок понравился, но материал урока был бесполезен для вас. Красная карточка – урок вам не понравился.

Я получила огромное удовольствие путешествуя и работая с вами сегодня.

Спасибо вам за урок!