ФИТютчев Есть в осени первоначальной Музыка стиха

.  

Проект урока литературы в 5 классе.

Тема урока: Ф. И. Тютчев.  «Есть в осени первоначальной…»  Музыка стиха».

Тип урока: изучение нового материала.

Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Рефлексия

8 ) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению  

Цель урока: 

1. Учебные- познакомить с пейзажными зарисовками осеннего времени года Ф. И. Тютчева;-формировать умение анализировать поэтический текст- закрепить полученные  умения определять тропы в художественном тексте;- отметить  музыкальность стихотворений Ф. И. Тютчева;

2. Развивающие- развивать навыки выразительного чтения;- совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся,- творческие способности.

3.Воспитывающие- привлекать  учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;-воспитывать любовь и уважение к родной природе;- передать красоту и музыкальность поэтической речи;- пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе

1. Учебное пособие: Литература.5 класс.Учебник для общеобраз.учреждений. В 2 частях./автор –составитель В.Я. Коровина. -М.: Просвещение, 2008г.

ТСО:DVD, записи: музыкальная композиция «Времена годасень» А.Вивальди, А .Смирнов «Есть в осени первоначальной…»

Этапы, содержание урока

Врем.

УУД

1.

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Первые минуты нашего урока я предлагаю посвятить осенней музыкальной композиции. А.Вивальди «Времена года»

-Какое настроение передаёт эта композиция?

-На что вы в первую очередь обратили внимание?

Слайд№1

3 мин

Данный этап предполагает:

-предварительную организацию класса (проверка отсутствующих, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания);

- мобилизирующее начало урока (“исходная мотивация”);

- актуализация знаний учащихся.

2.

Создание положительной мотивации. Вопросы к беседе по выявлению первичного восприятия:

- Ребята, какую музыку вы услышали: медленную или быструю?

-Грустную или весёлую?

-Что нарисовала нам музыка?

-Как бы мы озаглавили эту композицию?

-А  какой осенний пейзаж нарисовали бы вы под эту музыку?

(Устное словесное рисование).

Слайд№4,.5

10 м

Метапредметные УУД:регулятивные. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

— актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

Коммуникативные УУД:

-построение речевых высказываний.

3.

4.

Эвристическая беседа по картине И.И.Левитана:

Рассмотрим репродукцию картины  И. И. Левитана «Золотая осень»

Слайд№2

-Какую музыку вы слышите?

-Какие краски, детали изображения вам бросаются в глаза?

- Какие эпитеты и метафоры вы бы подобрали, описывая этот пейзаж в своих стихотворениях ?

Как мы выяснили, окружающий нас мир музыкален и поэтичен. Он наполнен красками, звуками, мелодиями.  

-Ребята, как же будет звучать тема нашего урока?

-Какие цели мы поставим перед собой?

На этом уроке мы познакомимся с «осенней» лирикой Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Эпиграф нашего урока:

Не то, что мните вы – природа:Не слепок, не бездушный лик –В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь и есть язык… Ф. И. Тютчев

Установка на восприятие текста:

-Прослушивание аудиозаписи «Есть в осени первоначальной…» (А. Смирнов).

( + слайд№2 )

10 м



Познавательные УУД.

Характерным признаком эвристической беседы является то, что учащиеся с помощью умелой постановки вопросов учителя и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний.

КоммуникативныеУУД:

-планирование учебного сотрудничества

-построение речевых высказываний

Метапредметные УУД:- регулятивные (целеполагание).На данном этапе учащиеся самостоятельно формулируют тему и цели урока.

Выявление первичного восприятия:

Поделитесь своими впечатлениями:*(запись в тетрадь)

- опишите настроение произведения

- опишите свои ощущения

Повторное чтение стихотворения детьми (самостоятельно).

- При чтении, пожалуйста, отметьте для себя поэтические слова или выражения, передающие настроение природы.

Метапредметные УУД: познавательные действия( умение слушать). Коммуникативные УУД:(владение монологической речью)

Основная цель данного этапа — выбор способа и средств их реализации.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

- коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий,);

- предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;

- выбрали способ построения нового знания (как?) — метод уточнения

Предметные УУД:

средства для построения нового знания (с помощью чего?) – выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта(тропы, поэтический синтаксис и т.д);

-выразительно читать наизусть лирическое стихотворение; понимание русского слова в его эстетической функции.

5.

6.

7.

8.

6.

7.

Первичная проверка понимания( анализ произведения)Эвристическая беседа:

Какие краски, наполняющие стихотворение, мы отразим?

Назовите художественные средства, детали, с помощью которых в воображении воссоздаётся целостная  картина

эпитеты

олицетворение

метафора

Объясните смысл строчки «Короткая, но дивная пора»

Какие ассоциации вызывает слово «хрустальный»?

-Назовите художественный прием.

«где бодрый серп гулял» – «теперь уж пусто всё -  простор везде»

На какие размышления наводят нас эти противопоставления?

Слайд№8

Природа у Тютчева динамична, изменчива Она неповторима, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.

Давайте теперь вслушаемся в стихотворение.

-Что можно услышать?

-Не правда ли все эти слова необычайно певучи, звучат?!

-А о какой музыке свидетельствуют длинные фразы в строке (до 7 слов)?

-Давайте запишем эпитеты о музыке этого стихотворения.

- А как вы думаете, о чём свидетельствуют многоточия в конце двух предложений этого стихотворения? Тире?

Итак, подведём итоги:

После того, как учащиеся подвели итог самостоятельно, обращаю их внимание на слайд№9

Первичное закрепление.

Ученикам предлагаются выполнить собственные зарисовки:

-выразительное чтение своих работ

Рефлексия

«Стихи Тютчева о природе – почти всегда страстное признание в любви. Тютчеву представляется высшим блаженством, доступным человеку, – любоваться многообразными проявлениями жизни природы…» (Из очерка «Поэзия Тютчева»).В.Я.БрюсовИ пусть каждый из вас теперь, ещё раз прочитав эпиграф к уроку, добавит к этому сообщению своё: «Тютчев – в своих стихах об осенней природе…»,Или «Осенняя природа в стихах Тютчева (представлена, заставляет нас…)»

Слайд№11

Домашнее задание.

1. Выучить наизусть «Есть в осени первоначальной…» И одно на выбор (творческое).а).Нарисовать красочные пейзажи осени с помощью: акварели или гуаши, слов (в своём стихотворении) или музыки ( если кто-то из вас уже пробовал себя в роли композитора и занимается в музыкальной секции). слайд№12

10 м



Предметные УУД: определение изобразительно-выразительных средств языка

-отвечать на вопросы по прочитанному и прослушанному тексту

-работа с литературоведческими терминами

Метапредметные УУД:

-на основе анализа стихотворения уметь формулировать вывод

-умение самостоятельно организовывать свою собственную деятельность



Общеучебные УУД(осознанное построение речевого высказывания).

КоммуникативныеУУД(умение выражать свои мысли)

Устная рефлексия:обнародывание своей позиции

Метапредметные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата

РегулятивныеУУД:

Коррекция и осознание того,что усвоено

-осознание качества и уровня усвоения

-оценка результатов работы

Сегодня я узнал…

Мне материал понятен…

Я доволен своей работой…