ФИЛОСОФСКИЕ ФУНКЦИИ НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Астраханский Государственный Университет»

РЕФЕРАТ

ФИЛОСОФСКИЕ ФУНКЦИИ НАУКИ

Выполнила:

студентка I курса магистратуры

Будаева Лариса Николаевна

Проверил:

доктор биологических наук,

профессор, академик РАЕН

Теплый Д.Л.

Астрахань 2013

Социологический анализ деятельности института науки в современном обществе дает основание утверждать, что главной функцией науки является производство и умножение достоверного знания, позволяющего раскрывать и объяснять закономерности окружающего мира. Научное объяснение в свою очередь позволяет предсказывать и контролировать развитие явлений в окружающей действительности. А это дает возможность человеку «господствовать над природой» и использовать знания о природном и социальном мире для ускоренного развития общества.

Наука — это развивающаяся система знаний, связанная с открытием новых явлений и законов, вид познавательной, духовной деятельности и вместе с тем особый, выполняющий важную роль в обществе социальный институт, предполагающий наличие академий, университетов и других организаций.

Различают гуманитарные (в том числе социально-политические, общественные), естественные и технические науки. Кроме того, в структуре современной науки можно выделить три слоя. Первый слой представлен философией, а также примыкающей к ней математикой. Это слой всеобщего знания. Второй слой составляют частные науки, которые изучают объекты в рамках одной из форм материи и движения либо на стыке двух соседствующих структурных уровней материального мира (промежуточные науки типа биофизики). Сюда же относятся сельскохозяйственные и медицинские науки, техническая сфера знаний. Этот слой науки называется частнонаучным. В середине XX в. возникли две отрасли научного знания междисциплинарного характера — общая теория систем и теоретическая кибернетика, которые образуют особый, третий, слой науки, занимая промежуточное положение между философией (и математикой), с одной стороны, и частными науками — с другой.

Третий слой науки можно назвать интегративным, региональным, поскольку он имеет непосредственное отношение к целому региону наук, к большинству областей научного знания и помогает философии и математике в интеграции современной науки. Причем, если теория систем имеет дело со всеми системными образованьями естественной и искусственной природы, то кибернетика — лишь с целесообразно упорядоченными системами, которые наблюдаются в живой природе, обществе, технике.

Предложенная схема упрощает характер взаимодействия наук: наука в целом не может быть уподоблена кирпичной кладке, и философия, например, буквально пронизывает всю систему научного знания, а физика, скажем, имеет дело и с некибернетическими системами, даже с несистемными образованьями.

Подобная классификация наук, осуществляясь по, так сказать, „объемному» принципу, существенно дополняет традиционное деление наук на общественные, естественные и технические, поскольку ни общая теория систем, ни теоретическая кибернетика не сводятся ни к общественным, ни к естественным ни к техническим наукам, имея прямое отношение и к тем, и к другим, и к третьим.

Структура философии определяет ее функции. В соответствии со своим статусом философия выполняет по отношению ко всем без исключения отраслям знания две основные функции — мировоззренческую и методологическую значение, играет эвристическую роль. В ретроспективном плане философия всегда выполняет мировоззренческую функцию, а в перспективном, в отношении к дальнейшему развитию науки, имеет методологическое.

Мировоззренческая функция философии состоит в том, что она образует костяк научной картины мира, придает „всем другим наукам систематическое единство» Кант. При этом каждая наука вносит свой посильный вклад в создание такой картины.

Теоретико-познавательная функция обусловлена тем, что в структуре философии имеется особая наука — эпистемология.

Философия имеет мировоззренческое, методологическое, теоретико-познавательное и логическое значение для всех без исключения наук.

В связи с этим следует постоянно укреплять союз философии и естествознания, повышать философскую культуру каждого специалиста. Объективной основой тесной взаимосвязи философии и других наук является универсальная взаимосвязь и взаимодействие явлений окружающей действительности. Союз философии со всеми гуманитарными, естественными и техническими науками предполагает их взаимное воз действие: не только философия оказывает благотворное, направляющее влияние на специальные науки, стимулируя их развитие, помогая преодолению методологических трудностей, но и достижения специальных наук способствуют дальнейшему развитию философии.

На необходимость повышения философской культуры каждым исследователем указывали многие мыслители. Английский философ Ф. Бэкон, например, сравнивал философский метод с фонарем, без которого невозможно найти выход из лабиринта. А. И. Герцен представлял философию стволом дерева научного знания, а специальные науки — его ветвями (более глубокую аналогию дают, когда сравнивают философию с кровеносной системой, пронизывающей все ткани организма). Создатель теории относительности А. Эйнштейн писал, что „философия является матерью всех научных исканий», а физик М. Борн заявлял, что „без серьезного знания философской литературы работа физика будет впустую». О необходимости союза специальных наук и философии писали В. И. Ленин, русский физиолог И. П. Павлов и многие другие ученые.

Развивая традицию укрепления союза философии с естествознанием, следует обращать внимание на необходимость усиления интеграции всех гуманитарных, естественных и технических наук, поскольку Наука, как и окружающая нас объективная действительность, представляет собой системное образование, хотя из методических соображений ее приходится изучать путем усвоения отдельных наук. Ведущую роль в их интеграции играет, конечно же, философия.

В системе оснований науки, наряду с научной картиной мира, идеалами и нормами исследования, можно выделить еще один компонент — философские основания науки. Философские основания науки — связующее звено между философским и научным знанием. Они не относятся напрямую ни к науке, ни к философии, так как по своей природе, они скорее являются неким пограничным знанием. Философские основания науки образуют идеи и принципы, обосновывающие идеалы и нормы науки, а также содержательное представление научной картины мира. Кроме того, философские основания науки обеспечивают включение научного знания в культуру.

Любая новая идея для того, чтобы стать либо частью картины мира, либо принципом, выражающим новый идеал и норматив научного познания, должна пройти через процедуру философского обоснования (в этом заключается одна из функций философских оснований науки). Эвристическая функция — другая функция философских оснований науки. Она активно применяется при построении новых теорий, направляя перестройку нормативных структур науки и картин реальности.

Выделяют несколько разновидностей философских оснований науки:

Онтологические основания науки представляют собой принятые в той или иной науке представления о картине мира, типах материальных систем, законах функционирования и развития и т. д.

Эпистемологические основания науки — принимаемые в рамках определенной науки положения о характере процесса научного познания, соотношения чувственного и рационального, теории и опыта и т. п.

Логические основания науки — принятые в науке правила абстрагирования, образования понятий и утверждений и т. п.

Методологические основания науки представляют собой принимаемые в рамках той или иной науки представления о методах открытия и получения знания, способах доказательства и т. п.

Ценностные или аксиологические основания науки — принятые представления о практической и теоретической значимости науки в целом или отдельных наук в общей системе науки, о целях науки, научном прогрессе и т. д.

Рассматривая механизм влияния философии на науку, необходимо иметь в виду существенные различия в характере, способах и силе этого влияния в зависимости от уровня научного познания, этапа развития науки, степени ее зрелости. Такой дифференцированный подход позволяет придать более конкретный вид представлениям о механизме влияния философии на научное познание.

В философском знании эти виды знания представлены как стороны, ипостаси, компоненты его внутреннего содержания. Они внутренне взаимосвязаны, а порой оказываются слитными и неразделимыми.

Гносеологическая функция. Философия выступает, прежде всего, как содержательное, теоретическое знание о мире и человеке. Она выявляет наиболее общие идеи, на которых базируется та или иная конкретная культура. Их называют универсалиями культуры. Среди них важное место занимают такие философские категории, как бытие, материя, предмет, явление, свойство, развитие, причина, следствие, сущность, необходимость, случайность, элемент, структура, система и др. Ни один человек, тем более специалист, ученый не может обойтись без этих понятий. Они относятся к предельным основаниям, универсальным формам культуры и приложимы не к одной какой-то области, а к любым явлениям неисчерпаемого в своем многообразии мира.

Мировоззренческая функция. Философия дает человеку возможность сформировать систему взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации, идеалы. Мировоззрение определяет наш образ жизни, определяет нашу жизнь как целостность, а не отдельные поступки.



Мировоззренческая функция науки – одна из самых древнейших, она существовала всегда. Но в доиндустриальном обществе эта функция подчинялась господствующим в обществе мифологическим и религиозным воззрениям. Выделение ее в качестве самостоятельной, независимой от религиозных ценностей происходит лишь в период становления современного индустриального общества по мере прогресса научного знания и секуляризации религии. Крупные научные открытия, формирование новых теорий оказывают серьезное воздействие на культуру общества, ведут к ломке сложившихся стереотипов и установок восприятия социального и природного мира. Так, например, открытая Ч. Дарвином теория эволюции и происхождения человека в результате естественного отбора в 1860-е годы вызвала потрясения в умах целого поколения людей и способствовала пересмотру устоявшихся представлений о месте человека в природном мире, установлению определенных взглядов на происходжение человека,  раскрыла связь человека как биологического существа с другими биологическими видами. Столь же ошеломляющим было влияние идей теории относительности А. Эйнштейна на космологическую картину мира, показавшую относительность многих известных и привычных понятий («время», «пространство»). Научный прогресс ведет к тому, что система научных знаний становится не только обязательным условием успешного развития экономико-технологической сферы, но и обязательным элементом грамотности и образования любого человека.

Современное общество заинтересовано в том, чтобы научные знания стали достоянием каждого человека, ибо они рационализируют его отношения с окружающим миром, позволяют довольно четко сформулировать собственную мировоззренческую концепцию. По этой причине изучение комплекса наиболее важных научных достижений, даже в самом обобщенном и доступном виде, является обязательным атрибутом социализации личности, происходящей в процессе среднего, а затем и высшего образования. Научные знания играют важную роль в государственном управлении общественными процессами, помогают планировать стратегию развития общества, осуществлять экспертную оценку различных социальных проектов. Вместе с тем было бы ошибкой считать, что распространение в обществе научных знаний автоматически ведет к устранению религии из жизни общества. Более сложно ответить на вопрос о том, почему в современном обществе, в том числе и постсоветском российском, довольно сильно влияние различных антинаучных идей. В последние годы широко распространились гороскопы, различного рода суеверия, псевдонаучные методы типа знахарства, целительства и т.п. По-видимому, наука отнюдь не всемогуща и пока не может дать ответы на все волнующие население страны вопросы. Кроме того, многие серьезные научные открытия, например из области генетики или нейрофизиологии, настолько сложны и фактически недоступны непосвященным, что затрудняют даже их широкую пропаганду.

Технологическая функция науки. Если мировоззренческая функция науки тесно связана со стремлением человека понять окружающий мир, познать истину и так называемый платоновский идеал науки  существовал еще в предшествующие эпохи, то технологическая функция стала явственно формироваться лишь в Новое время. Ее глашатаем по праву считается английский философ Фрэнсис Бэкон, заявивший о том, что «знание – сила» и оно должно стать могучим инструментом преобразования природы и общества.

Технологическая функция стала стремительно развиваться вместе со становлением индустриального общества, обеспечивая ускоренное развитие его производительных сил благодаря внедрению достижений науки в различные отрасли – промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, военную технику и т.д. Эта искусственная среда  благодаря ускоренному развитию науки и быстрому внедрению в практику научно-технических новинок была создана менее чем за одно столетие. Та среда обитания, в которой живет современный человек, почти полностью является продуктом научно-технического прогресса – авиационный и механический транспорт, покрытые асфальтом дороги, высотные дома с лифтами, средства коммуникации – телефон, телевизор, компьютерная сеть и т.п. Научно-технический прогресс не только в корне изменил среду обитания человека, создав, по сути, вторую «искусственную природу», но и радикально поменял весь образ жизни человека, включая сферу межличностных отношений. «В техногенной цивилизации,- отмечает В.С. Степин,- научно-технический прогресс постоянно меняет типы общения, формы коммуникации людей, типы личности и образ жизни». На протяжении жизни даже одного поколения, т.е. примерно в течение 20-25 лет, под влиянием научно-технического прогресса образ жизни меняется настолько существенно, что затрудняет взаимопонимание поколений, обостряя конфликт «отцов» и «детей».

Огромное воздействие научно-технических достижений на общество остро ставит вопрос об их социальных последствиях, ибо далеко не все они оказываются благоприятными и предсказуемыми. Инновационная творческая деятельность, обусловленная во многом потребностями постоянного прогресса и социального развития, становится преобладающим типом социального действия. Всякое новое изобретение рассматривается как желательное, признается в качестве социальной ценности. Это в свою очередь ставит новые задачи перед системой образования, призванной формировать социально активную личность.

Функция рационализация человеческого поведения и деятельности – теснейшим образом связана с предыдущей, с той лишь разницей, что относится не столько к материально-технической сфере, сколько к социально-гуманитарной. Она смогла реализоваться лишь в последние два-три десятилетия благодаря достижениям в области социальных наук – психологии, экономики, культурной антропологии, социологии и др. Благодаря успехам этих наук, и в первую очередь психологии, являющейся базовой дисциплиной, стало возможным создание и распространение многочисленных социальных технологий – рациональных схем и моделей поведения, с помощью которых деятельность человека приносит  более эффективные результаты.

Наиболее ощутимо влияние этих технологий в сфере производственной организации. Использование достижений научного менеджмента позволяет намного повысить производительность труда и его эффективность. Именно поэтому обучение научному менеджменту является одной из самых актуальных задач экономического развития в стране. Другой пример – образовательные технологии, энергично внедряемые, в том числе и  в нашей стране, в различных образовательных учреждениях. Политические технологии, о которых много пишут и говорят во время предвыборных кампаний, — также яркий пример использования рациональных моделей поведения для достижения политическими лидерами своих целей. С подобными технологиями мы сталкиваемся почти на каждом шагу: от красивого и оборудованного прилавка магазина и обученных специальным приемам продавцов вплоть до сферы высокой политики. Все эти примеры говорят о том, что научная рациональность действительно составляет высшую ценность современного общества и его дальнейший прогресс ведет к расширению масштабов использования рационально обоснованных типов деятельности.



Методологическая функция. Будучи системой самых общих теоретических взглядов на мир, человека, системой оценок, принципов, убеждений, философия является средством ориентации человека в социальной, экономической, политической, нравственной и других сферах общественной жизни, т.е. определенной программой поведения и действий людей. Следовательно, философия не только объясняет мир, но и является средством его теоретического и практического освоения.

Прогностическая функция. В структуру мировоззрения входят не только знания, убеждения, принципы, но и идеалы, т.е. то, что еще не существует, но мыслится, воображается возможным к осуществлению. Еще И. Кант замечал, что философия не столько отражает то, что есть, сколько предопределяет, что должно быть. Наличие в мировоззрении идеалов характеризует его как опережающее отражение, как такую идеальную силу, которая не только отражает действительность, но и ориентирует ее на изменение. Специфика философского предопределения в том, что философия меняет образ мысли, а изменение образа мысли влечет за собой и изменение образа жизни.

Критическая функция. Поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мировоззрения обычно сопровождается критикой различных заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов возникающих на пути истинному познанию.

Интегративная функция. Философия выполняет функцию согласования, интеграции всех форм человеческого опыта: практического, познавательного, ценностного.

Воспитательно-гуманистическая функция. Она заключается в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Философия – это обобщенная система знаний о мире и человеке. Она возникает на основе потребности в целостном понимании мира как связанного и единого в своей основе. Объективное положение человека в системе бесконечного мира таково, что он реально поставлен в отношение к миру в целом, а не к отдельным его фрагментам, частным областям или свойствам. Человек противостоит миру универсально. Философия с момента своего зарождения и стремится осмыслить мир с точки зрения его целостности и единства.Специфическая особенность философии состоит в том, что она выступает синтезирующей формой познания. Она дает теоретическое обобщение практической деятельности людей и данных конкретных наук о мире и человеке, результатом которого является особое, качественно новое – философское знание о формах всеобщего.

Литература:

Берлин И. Назначение философии// Вопросы философии. 1999. № 5.

Иванова С.В. Влияние идей гуманизма на формирование гуманитарного знания. // Вопросы философии. 2007. № 10. С. 19-28.

Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991. Разд. 1.

Каменский В.А. Философия как наука. М., 1995.



Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс 1990. С.14–26.

Никифоров А.Л. Философия в системе высшего образования // Вопр. философии. 2007. № 1.С. 17-23.