Философская сущность системного подхода

Философская сущность системного подхода.

Системный подход неразрывно связан с материалистической диалектикой,

является конкретизацией ее основных параметров на современном этапе ее

развития.

Синоним слова иностранного происхождения «системность» может быть наше

русское «целостность», что означает внутреннее единство, что воспринимается

как единое целое. Отсюда принципиальная несовместимость рассмотрения

объекта, проблемы или явления без учета всей сложности всей сложности их

внутреннего строения (структуры), взаимодействия (обмена) между

составляющими систему элементами и подсистемами: веществом, энергией и

информацией; отрывом от среды обитания (системного окружения) постоянного

обмена между внутренней сущностью и средой; резко выраженной

функциональности, т.е. целенаправленности для достижения заданных

конкретных результатов.

Эта сущность системности, которую без натяжки модно назвать

философской, следует из представлений о единстве, неразрывности и

взаимосвязанности мира.

Главное затруднение восприятия человеком системного подхода лежит в

плоскости ординарной логики человеческого (главным образом механического)

мышления по принципу от анализа к синтезу.

Принцип же системности как бы противостоит элементаризму.

Приступая к разработке новой системы или проблемы мы, как правило, не

задумываясь, начинаем «препарировать» ее, расчленять на части и элементы,

наивно предполагая, что на базе простого знания частей целого можно познать

и его самое.

Для того чтобы сложную систему правильно расчленить на части с целью

изучения надо использовать системный подход.

Отдельное не существует иначе, как только в связи, которое ведет к

общему.

Синтез системы — в ее единстве; трудность постижения — в преодолении

психологии дробления без должного учета взаимосвязей с целым. Здесь без

перестройки психологии не обойтись.

В сознании исследователя укореняется понимание того факта, что



получение значительного результата самым непосредственным образом зависит

от исходной теоретической позиции, точнее — от принятого подхода к

постановке проблемы.

Анализ и синтез — являются фундаментальными понятиями как в философии,

так и в системном подходе.

Если анализ — процесс мысленного расчленения (декомпозиции) или

реального разбиения объекта на элементы с учетом имеющихся между ними

связей, то синтез — процесс воссоединения элементов в одно целое.

Анализ и синтез системы во взаимосвязи выявляют, из каких частей

состоит целостная система и как они (части) взаимодействуют друг с другом,

таким образом раскрываются принципы функционально-структурной организации

системы.

Анализ и синтез диалектически взаимосвязаны «Мышление состоит столько

же в разложении предметов сознания на их элементы, сколько в объединении

связанных друг с другом элементов.

Анализ не является самоцелью. Подобно тому, как части подчиняются



целому, служат ему, анализ служит синтезу, свершается во имя синтеза,

направляется и контролируется синтезом.

Диалектики учат нас, что мало понять различие явлений, надо вместе с

тем понять и их единство. Оперировать различиями как взаимоисключающими

противоположностями было бы ошибочно.

Не следует полностью отождествлять диалектику и системный подход. В

отличие от диалектики системный подход представляет собой

специализированную методологию, хотя и имеющую общенаучное значение.

Философский и системный подходы сходны в том, указывает Д. М. Гвишиани

[28], что и в том и в другом интегрируются научные знания в целях повышения

его практической эффективности и то и другое носит междисциплинарный

характер — синтез научных знаний, тенденции сближения естественных и

общественных дисциплин.

Диалектический материализм — это целостное мировоззрение научная теория

и методология, а системный подход — только одна из ее граней.

Системный подход является конкретизацией диалектики на современном

этапе развития.