Философская лирика ФИ Тютчева Обучение анализу философской лирики на примере стихотворе

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»

Тема. Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»

Цель урока. Знакомство с особенностями философской лирики Тютчева. Освоение навыков анализа философской лирики. Познание мира человека.

Оборудование. Портрет, сборники стихотворений Тютчева, памятки разбора лирического стихотворения.

Тип урока. Урок освоения новых знаний с элементами развития речи.

Метод. Коллективная работа учителя с классом.

Ход урока.

Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Ф.И.Тютчева, особенностями философской лирики поэта и на примере стихотворения «Тени сизые смесились…» познакомимся с некоторыми элементами анализа лирического произведения.

Запишите тему урока.

III.Работа на уроке.1. Слово учителя.

Поэзия Ф.И.Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают духовную культуру каждого человека. Творчество Тютчева привлекало внимание многих выдающихся писателей, мыслителей, учёных, но до сих пор оно осталось недостаточно изученным и понятым.

Недавно Тютчеву исполнилось 110 лет, и на память приходят слова И.С.Аксакова, одного из его горячих поклонников, он писал: «Трудно принять историческую точку зрения на Тютчева, трудно отнести его творчество к одной определённой эпохе в развитии русской литературы. Для него настала история. Возрастающий для нас смысл его поэзии внушает нам как бы особую, внеисторическую точку зрения на него».

Каждый должен будет выработать свою точку зрения на творчество Тютчева в контексте эпохи. Но нельзя его поэзию представить без лирики природы.

2. Вопрос на восприятие ранее изученного.

Учитель. Ребята, в чем, по вашему мнению, особенность изображения природы у Тютчева.

- Тютчев воспринимает природу как живое, одухотворённое существо и, пытаясь проникнуть в её тайны, обращается к человеку, ибо в его жизни есть аналогии окружающего мира.

3. Начальное знакомство с особенностями философской лирики Тютчева.

Учитель. Человек инструмент для постижения природы. Но!! И природа служит Тютчеву инструментом постижения человека. Использование метафор типа «душевная буря» было присуще поэзии, но Тютчев возвёл метафору в метод, наполнив художественный приём философским содержанием.

С произведениями такого метода мы и познакомимся на наших уроках и увидим, как Тютчеву удаётся через природу передать чувства и переживания человека, т.е. его душевного мира.

Вот как описывал И.С.Тургенев творческий метод Ф.И.Тютчева: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием Глубокова чувства или сильного впечатления: вследствие этого…мысль г.Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённую, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно».

Давайте запишем эти слова в тетрадь, они являются ключевыми в этом методе и будут эпиграфом к нашему уроку.

4. Знакомство с основными моментами философских понятий поэта.

Учитель. (Краткая запись в тетради).

Постижение мира человека путём сопоставления его с миром природы нашло своё специфическое выражение в поэзии Тютчевских стихов философского характера.

Причем особенность поэтики Ф.Тютчева заключается в вариантности оценки: то, что в одном тексте выступает как отрицательное, каком-либо другом может получить противоположную оценку.

Исходя из этого, стихотворения Тютчева можно читать как единое целое.Примером являются стихотворения «Проблеск» (1825), «Видение» (1829),«Тени сизые смесились…», условно они отнесены к «ночнымстихотворениям» поэта.

Человек, по мысли поэта, есть место встречи двух бездн, он граница между двумя мирами, он — соединение и объединение этих двух миров — бездн(внутреннего и внешнего).

Истина у него постигается в противопоставлении, в противоборстве.

Поэтому очень многие стихотворения философского характера имеют двухчастную композицию с чётким разделением содержания по строкам.

Рассмотрим стихотворение «Тени сизые смесились…» (неписано в 1836 году), где более отчётливо можно увидеть эту особенность лирики Тютчева

5. Анализ стихотворения «Тени сизые смесились…».

1) Чтение стихотворения (учителем или учеником):

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул -

Жизнь, движенья разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул…

Мотылька полёт незримый

Слышен в воздухе ночном…

Час тоски невыразимой!..

Всё во мне, и я во всём!..

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Сейся в глубь моей души,

Тихий, темный, благовонный,

Всё залей и утиши.

Чувства — мглой самозабвенья

Переполни через край!..

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

(1835 год).Ф.И.Тютчев.

2) Какое настроение вызывает стихотворение?

- Желание покоя, отречения от дневного мира, грусти, одиночества…(По ходу анализа делайте запись рабочего материала).

Учитель. Стихотворение состоит из двух строф.

3) Анализ I части.

а) Какой образ возникает перед нами в первой строфе?



- образ реальных сумерек на реальном исходе дня.

б) Выпишите ключевые образы, создающие мир сумерек.



тени сизые

сумрак зыбкий

гул дальний

полёт незримый

тоска невыразимая

Какой художественный приём использовал автор для создания образа сумерек?

- Эпитеты

в) Работа с эпитетами

• Оцените значение эпитетов. Можно ли их заменить другими? Почему?

- Нет, их нельзя заменить. Они лучше передают сумерки: точные, единственно возможные

• Рассмотрим каждый из них:

Тени, действительно, «сизые» (что это значит?) — они переливаютсямножеством оттенков, поэтому сумрак «зыбкий»

О чём говорит «гул дальний»? (об уходе дневной жизни, внешней жизни). Точнее не выразить.

• Проанализируем значение глагола «смесились» («смесились» -устаревшая форма глагола «смешиваться»)

не столько механически, сколько слияние.Учитель. Сумерки — это слияние чего? в какое время?

Слияние дня и ночи на исходе реального дня.

г) Анализ других художественных средств.

Учитель. Помимо эпитетов, какое художественное средство помогает услышать приближение ночи, тишины, т.е растворение реалий дневного мира?

олицетворение «звук уснул».

многосмысловые слова «цвет поблекнул» — т.е. наступление вечера, закат.»Мотылька полёт незримый» — темно очень тихо, слышен полёт.

д) Анализ звукового оформления.

Учитель. Какое значение имеет звуковое оформление?

- Аллитерация на свистящее «с»

сизые, сместились, звук уснул, сумрак, час, слышен, тоски, всё во всём

- создание какого-то неясного, сказанного шёпотом, но вполне ощутимого откровения

Шепотом делятся чем-то откровенным.

е) Учитель. На фоне сумерек как показано бытие (присутствие, жизнь) человека? В каких строчках?

- «Жизнь, движенье разрешились в сумрак зыбкий, в дальний гул…»

Учитель. Каким становится бытие человека?

- «зыбким, тоскливым».

ж)Учитель. Для лучшего понимания связи человека с сумерками проанализируем значение глагола «разрешились».

Разрешиться можно от бремени. Мы знаем, что у Тютчева сквозь одно значение часто «мерцает» другое.

Как вы понимаете в этом стихе значение слова разрешиться -превратиться в сумрак, в дальний гул .

Учитель. Так возникает ощущение начала драмы.

з) Учитель. А чем символичен образ «полёта незримого мотылька?» Обратите внимание особое на слово «незримый».

Незримый, но существует, где такое можно найти? — Внутри чего-то.

В данном случае — в сумерках, в её внутреннеё реальности.

Он является кульминационным в создании образа сумерек, его внутренней сущности: с одной стороны слух в сумерках утончается так, что трепет крыльев мотылька; с другой — такая тишь говорит о глубоком одиночестве человеческой души.

Найдите строки, подтверждающие эту мысль:

- «Час тоски невыразимой!..»

и) Прокомментируем последний стих первой строфы:

«Всё во мне, и я во всём!..»Учитель. Что значит «я во всём!»?

во всём мире, т.е. Вселенной.

к) Сделаем вывод анализа первой строфы.

Учитель. Что автор хотел донести до читателя, какое человеческое ощущение, состояние?

- Хотел показать одиночество, забвение, желание слиться с темнотой. Т.е. показать душу в сумерках.

4) Анализ II части. Для полного понимания смысла данного стихотворения, проанализируем II часть.

• К кому обращается автор во второй строфе?

- Вторая строфа носит характер прямого обращения к сумраку.

Учитель. Какие слова помогают понять это?

- Вся глагольная лексика в повелительном наклонении: «лейся», «залей», «утиши», «переполни», «дай».



Учитель. Как во второй строфе развивается поэтический образ сумрака? О чём его просят?

- «лейся», «залей», «утеши» — сумрак обретает текучую природу

Учитель. Почему же человек просит об этом, к чему стремится его душа?

- Человеческая душа стремится к покою, тишине.

Учитель. Призыв звучит не просто «сумраку литься», но «всё» залить. На что указывает местоимение «всё», что под ним подразумевается?

- Всё — это мир, Вселенная, а значит мир Вселенной равнозначен миру души.

Учитель. Сделайте вывод: чего ждёт лирический герой?

- Покоя, тишины – самозабвения.

Учитель. Как заклинанье звучит трагически торжественное «Дай вкусить уничтоженье…» Что может вызвать уничтоженье?

- Ужас, страх.

В чём необычность этого стиха? Что, обычно, желают вкусить?

- Вкушают, обычно, блаженство.

Опять возникает тютчевская «вибрация» смыслов: оказывается есть не только ужас уничтожения, но и сладость.

Так в чём же особенность композиции стихотворения? Какую роль играет последняя строчка, подводя итог всему размышлению?

- «С миром дремлющим смешай!»

Последняя строчка лишь одним словом «смешай» замыкает магическое кольцо стихотворению: сначала тени сизые смесились, а теперь и «я», уничтожаясь, смешивается с ними.

Происходит смешание души сумерек с душой лирического героя.

IV.Подведение итогов.

Вывод. Итак, мы видим соединение внешнего и внутреннего мира -всеобъемлющий мир «сумеречного» состояния Вселенной. Связь мира человека и мира природы.

Учитель. Наследие великого русского поэта неисчерпаемо, охватить его полностью на нескольких уроках школьного анализа невозможно. Все наши попытки — есть лишь подступы к его постижению, лишь прикосновение к тайне.

V. Выставление отметок.

VI.Домашнее задание. Дать письменный анализ стихотворения Тютчева «Тени сизые смесились…» (Можно взять другое произведение Ф.И.Тютчева).