Философия

Философия

2 октября 2013 г.

13:49

Характерных для явл природы, развития общ-ва и человеческого познания. Эти универсальные закономерности — предмет философии. Если сделать акцент на аниропологическлм характере философии, то можно определить её предмет, как духовно-интеллектуального содержания человеческого бытия, которое проявяется в ращнбразных отношениях человека к людям миру и самому себе. Поскольку духовно-интеллектуьное содержание выступает как мыслительное содержание, постольку объектом философии явл мыслительная реальнос или «царство мысли» по Гегелю. Фиософия опирается на теор мыш, достижения всех наук и культкры в целом.

Философское знание обл рефлексия (лат обращение назад) — принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных норм и предпосылок (мышение о мышлении), деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Своеобразием философского зния явл то, что оно носит абстрактный характер. Основные философские идеи выступают как всеобщее знание.

Важнейшей особенностью философского знания является то, что оно выступает как некоторая соотнесённость субъективного и объектиыного, материального и идеального, духовного и природного начала. Это составляет основу вопроса о первичности материи или сознания.

Совокупность фиософских ученй, в которых проблемы решаются с точки зрения первичности духовного, иеального составляет содержание идеализма философии(линия Платона)

Совокупность фиософских ученй, в которых проблемы решаются с точки зрения первичности материального природного составляет содердание материализма в философии (линия Демокрита)

Объективнфй идеализм провозглашает независимость идеи, Бога, духа, не только от материи, но и от сознания (Платон, Гегель). Субъективный идеализм наоборот хактеризуется зависимостью внешнего мира от сознания человека (Бер..).

В рамках названных форм идеалищма можно выделить рационаизм и иррационализм. С точки зраия рационализма, основу всего сущего и его познания составляет разум. Ранняя форма рационализма — панлогизм, считающий, что законы бытия опр законами логики. Иррационализм же отрицает однозначную разумность мира и аппеллирует к инуицией, как к методу стижения изменчивости (Шоппенгауэр, Ницше, Берксон, Хайдеккер).

К вопросу о первоначалеюытия примыкает вопрос о познаваемости мира. Философская позиция, утв непознаваемость мира, непроницаемость его для разума — агностицизм. Резкую позицию занимают скептики, утв невозможность достоверного знания. Большинство мыслителей верят в познаваемость мира и предлагают различные теории истины. Проблема истины — аедущая в философском познании. Концепции условно можно разделить на класические и не классические. Классич теории восходят к утверждению Аристотеля, что истина — это сооиветствие наших теориий преставлений действительности. Неклассич теории различны и субъективны и плюралистичны.

Прагматическая теория: истина — выгода, успех, польза.

Экзистенциальная теория истины: истина — глубинное внутреннее переживание своей уникальности, саоего подлинного «Я».

Постмодернистская теория: истина — соглашие, договорённость, конвенция.

 

Интерпритация философии как истории философии

История философии — это процесс проработки европейскми народами и выражене в научных понятиях их мировоззрения и отношения к жизни. Самостояиельной наукой стала благодаря Гегелю, который говорил, чио это не собние мнений ученых и не расширяющееся исследование одного премета, а процесс в котором вырабаиываются и находят выраженя теории.

Премет истории философии — те комплексы понятий, которые надолго послужили живы формами мышления и нормами суждений и в которых нашла выражение имманентна внутренняя структура человеческого духа.

По Гегелю, и.ф. — поступательное движение мысли к самой себею к знанию своей сущности.

Каждая философская система — это новая форма суверенной ичностной актуализации бесконечно возможного бытия.

 

Различные определения философии сотавляют саму ткань философского знания.

Философия — не доктрина, а деятельность, направенная на прояснение языка (Виттенштейн)

Философия — трагическая потребность духа в деле скрытия смысла человеческого бытия. (Бердяев)

Философия — наука о предельных понятиях бытия о причинах и принципах вещей. (Аристотель)

Философия — упражнения в смерти. (Платон)

Философия — наука о самом Важном. (Плотин)

Философия — искусство спрашивать. (Мамардашвилли)

Философи — язык, на котором расшифровыааются свидедельства сознания

Философия — попытка остановить время и пойти в такую сферу внутреннего, еад которой время не властно. (Биглер)

Философия — умозрение в красках (Трубецкой)

Философия — наука опыта, совершаемого сознанием. (Гегель).

Философия — обнаружение скрытого схематизма явлений (Бэкон)

Философия — преобразование восприятия (какой-то француз)

Философия — стремление к добродетели (Сенека)

Философия — однажды ипринятое решение наивно смотреть в себя (Берсон)

Философия — способность и искусство жить счастливо (Эпикур)

Философия — учене о сущности мира и человеческого духа. (Шопенгауэр)

Философия — любовь к исне ради её самойю что составляет важнейшую часть земного человеческого совершенства и средоточие всех других добродетелей (Локк).

 

Основные идеи и логика развития античной философии

Познавательное отношение к действительности, проявляющее себя в виде философствования возникает тогда, когда человек освобождается от «прозябания первобытной естественной жизни, в которой дух его оставался погруженым в стихию природы, сливаясь с ней в непосредственном единстве». Филослфия — это удел единичной личности, труд индивидуального сознания, поэтому философствлвание начинается тогда, когда родовой строй иход в упадок, и появляется государство. Философия для своего существования требует определённого уровня материального благосостояния. Когда появляется свободное время для интеллектуального созерцания. По словам Аристотеля, «люди начали философствоватт тогда, когда оказалось в наличии почти всё необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и оставляет удовольствие». Помимо материальных предпосылок философия нуждается в наличие внутренней и внешней свободы. Под внутренней свободой подраумевается сам дух, который обрёл способность критического отношения к себе и окружающей действительности (рефлексия). Сферой внешней свободы является соответствующим образом устроенное государство, т.е.политическая свобода, в условиях которой воспитывается характер, не приклоняющийся не перед каким авторитетомю кроме авторитета истины (демократия). В Древней Греции сложились все эти усовия, поэтому здесь на рубеже xii-xi в до н э, положившие начало философии в Европе.

 

Сократ как основатель интеллектуальной и моральной традиции в Европе.

Сократ был первым мыслителем, способствовавшим учению объективного идеализма. Его не удовлетворяла философия и он сделал акцент на человеке. Философия по Сократу — неумозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует. Нотак как жизнь — это искусство, а для совершенства в искусстве необходимо знание, то гавному практическлму вопросу философии доженпредшествовать вопрос о сущности знания. Знание Сократ понимает, как усмотрение общего для целого ряда предметов. Знание — это понятие о предмете и достигается оно посредством определения понятия. Определение понятия — есть определение сущности рассматриваемого предмета. А сама сущность — это единство в многообразии его проявления. Сократ задавал вопросы, что есть красота, сараведливость, мужество. Манера сократовской беседы заключалась в том, чтобы целенаправленными вопросами подвести собеседника к определению предмета. В ходе этого диалога Сократ выявлял противоречия и через наведение помогал прийти к общим определениям, которые и считались прявлением истинного знания. Таким образом, диалектика Сократа — это и есть метод обнаружения и разрешения противоречий в ходе диалога. То есть истина обнаруживается через диалектическое преодоление противоречий. В ходе такой беседы индивидуальность преодолевает себя и возвышается до уровня всеобщего знания. В такой беседе человек ставит под сомнение своё кажущееся знание и те ценности, которым подчинялась его жизнь.

Сократ вршел в историю философии как основатель этического рационализма, так как он утверждал тождество знания и добродетелей. По Сократу сказать «вижу и одобряю лучшее, но действую, придерживаясь худшего» невозможно. Для Сократа грех — это ошибка разумаю непонимание истинного блага. Душа счастлива, когда упорядочена и добродетельна. Диалектика Сократа имеет этическую природу (воспитание души). Известная фраза Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю, а другие не знают и этого» свидетельствует о дистанции между божественным и человеческим знаниемю а также о состоянии философского духа, критической мысли, занятых поисками истины. Сократ создал моральную и интеллектуальную традицию, которая легла в основу европейского мышления.

 

Становлене объективного идеализма в философии Платона

Платон открыл реальность сверхъчувственного мира, что было недоступно натурфилософии. Чувственная вещь — бытие относительное. В своем существовании она обусловоена идеей. Идея ничем не обусловоена, это чистая форма, последняя причина вещи. Вещь пребывает во времени и пространстве и пространстве, она изменчива, подвержена разрушению и не имеет истиного существования. Идее чуждо становление, она неизменна. Идея — это образец вещи, её цель, она сверхчувственна и может быть съвачена только интеллектом. Все вещи восходят к своим идеям, как к ичинамю образцам, сущностям. В своей совокупности идеи образуют систему идеального мира, вершиной которого является идея блага. Благодарая солнцу наши глаза воспринимают вещи, а благодаря благу наша душа способна познавать истину.

Антологическая система Платона имеет несколько уровней. Между миром идей как подлинным реаельным бытием и небытием существует кажущееся бытие, т.е производная, чувственно воспринимаемая — мир копий. В кажущемся мире существует возникновение и гибелью единое и многое; диалектика этого мира пронизана конфликтом бытия и небытия. Таки образом сократовское учение о понятии получило у Платона характер сознательного исследования и дальнейшей концептуализации.

 

Философские воззрения Канта

По Канту, источники всех наших представлений либо чувственность, либо — рассудок и разум. Кант выделяет 2 уровня действительности: мир феноменальный (явления, представления) и ноуменальный (какой он на самом деле, «вещь в себе», объективная реальность). Мир, рассматриваемый, как феномен, существует во времени и пространстве, но время и пространство не существуют сами по себе. Это всего лишь субъективные условия, изначально присущие человеческому уму и координирующие чувственно воспринимаемые предметы. В своей основной работе «Критика чистого разума» Кант излагает гносеологическую концепцию: «всякое знание начинается с опыта, но не сводится к нему». Часть наших знаний порождается самой познавательной способностью и носит арпиорный характер. Эмпирическое знание единично и случайно, априорное же — всеобще и необходимо. Аиоризм Канта заключается в том, что познающий индивид располагает определенными сложившимися до него формами познания, т.е. наряду с непосредственным опытом есть опыт косвенно усвоенный. «Вещь в себе» воздействует на нашу чувственность. Как же случайный материал принимает всеобщий характер. Существуют две априорные формы — пространство и время, которые упорядочивают и систематизируют наше ощущение. «Без чувственности ни оин предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один предмет нельзя было бы мыслить». Т.о. категории выступают компонентами синтеза чувственности и рассудка. Среди категорий модно выделить качество, количествою модальность и т.д. Кант различает понятия трансцендентный и трансцендентальный.

Трансцендентальный — понятие, выражающее способность конституирования нашими познавательными возможностями условий опыта.

Трансцендентный — выходящий за пределы возможного опыта. То, чем вещь является для нас (феномен) принципиально отличается от того, что она преставляет сама по себе (ноумен). Ноумены недоступны никакому познанию, т.е. они трансцендентны. По Канту, границы опыта постоянно расширяются, но, сколько бы ни увеличивалось наше познание, границы не могут исчезнуть. Верить в науку нужно, но не следует переоценивать её возможности. Против необоснованных претензий в науке и выступает работа о «вещи в себе».

Кант задает новое направление грносеологии, переставляя акценты в самом познавательном процессе. Если ранее считалось, что наше знание должно сообразовываться с предметами, то Кант утверждает, что наоборот: предметы сообразовываются с нашими познавательными способностями. Кант выделяет трансцендентальный субъект, который конструирует реальность и её познаёт.

Этическая теория Канта представена в работе «Критика практиеского разума».

Кант утверждает принципиальную самостоятельность и самоценность нравственной жизни. Чеоовек постояннл проясняет свой нравственный горизонт и осмысливает свои поступки. Моральный поступок — следствие категорического императива, который гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы стать принципом всеобщего законодательства». Источник категорического императива — долг. Именно долг, а ее мотив или склонность предают поступку моральный характер. Быть личностью — значит быть свободным, реализовывать свое самосознание в поведении, т.е. свобода — и есть следование долгу.

 

Парадигмальный сдвиг.

Ведущие течения ХХ века — экзистенциализм, герминевтика, постмодернизм, — выразившие тенденцию к рассмотрению бытия в потоке становления, указавшие на плюрализм истины и тотальную значимость мира берут истоки в философском дискурсе Х| века, который отражал «облемное поле», обусловленное взаимодействием классических строго рационалистических систем, а с другой — концепции направленных, на их радикальное оорицание. С Гелем, разбившим во всех деталях систем абсолютного идеализма спорит Шопенгауэр с иррационалистическим учением о темной бессознательной воле, Конт выдвигает позитивистскую доктрину, Еркегор пропагандирует идею христианского предэкзистенциализма. Эти три учения положили начало радикальному изменению традиционного флософствования, происходившего в середине XIX, что дает возможность говорить о смене парадигмы классической на неклассическую. Этот парадигмальный сдвиг свидетельствовал об изменении содержания многих понятий и проблем философии, а также стиля и манеры самого философского рассуждения. Господствующим направлением по-прежнему остается идеализм, формы которого изменяются. Многие исследования в его рамках определяются как постклассические. Входящие в него течения в той или иной мере воспроизводят идеи классической философии (Беркли, Кант, Гегель). Вощникает неокантианство и неогегелианство. Получает новое осмысление проблема соотношения сознания и бытия, сущности и существования. Понятие истины, как соответствия знаний действительности ставится под сомнение. Возникают различные теории истины, имеющие плюралистический характер. Позитивизм развенчивает мысль о возможсти знания сущности вещей и крикуют метафизику, как установку на сверхчувственное познание. Позитивизм заменяет фундаментальные философские вопрос «что?» И «почему?» вопросом «как?».

Новые фиософские течения выступили антитезой философии опмистического рационализма, который исходил из того, что человек — существо разумное. Если Гегель рассматривал разумность мира, как некий фундаментальный принцип, абсолют, то общей интуицией многих пост-классических мыслителей является понимание того, что в любой рационалистической системе остается нечто, что ускоьзает от познания,представляется недоступным разложению на понятия. Характерной чертой многих влиятельных течений западной философии является иррационализм. Иррационалия выступает, как мощная антоогическая сила, как фундаментальное свойство мироздания. Иррационаизм офорляется, как теоритическая позиция, опирающаяся на 2 исходных поожения:

В мирегосподствуют лишенные внутренней закономерности силы

Иррациональная реальность неможет быть выражена в строгих понятиях

Иррационаизм открыл новые проблемы, которые связаны с неисчерпаемыми темами человеческой субъективности. Это прежде всего критика излишних претензий разума.

Философия завоевывает области обыденного опыта, чуждого классическом мышлению. Возникает интерес философии к самоосмыслению, к методоогическому прояснению собственных форм и предпосылок.

Идея кризиса является одной из важных западных философских мыслей. Её можно по-разному интерпритировать, как в идеологическом ключе, так и в контексте духовных противоречий эпохи. В целом кризис рассмтривается как стимул творческой активности. Единство в многообразии, единство в различии характеризуют тот мощный поток поиска смысла, который и находит свое выражение в философии. На фонерелятивистских тенденций гегелевская диалектика была воспринята марксизмом и переработана в материалистическую. Марксистская диалектика послужила основой для формирования перспектив развития общества. Маркс пришел к выводу, что коммунизм неизбежен и означает появление новой социальной действительности, в которой будут разрешены все противоречия. Свободное развитие каждого станет условием свободного развития всех (диалектика еденичного и всеобщего). Установка на однозначное понимание мира вытесняется установкой на волевое ооношение к миру. Философия расширяет свои границы до культуры. На смену «философии мысли» приходит «философия жизни», в которой жизнь рассматривается, какк способ бытия человека в культурно-исторической реальности. Временностт, длительность, становление, процесс, изменение — это ключевые слова, определяющие реальность в пост-классическую эпоху. На место единства и самотождественности субстанции приходит единство процесса. Процессуальность — самяглубинная характеристика бытия. Гносеология и онтология получаю новое осмысление, как моменты человеческой деятельности. Если классическая рациональность имела своим предметом реальность наличного ставшего бытия, то предетом неклассической рациональности выступает реальность человеческой деятельности, что признает возможность различных интерметативно моделирующих картин мира.

Субъективность в её конечности, определенноси, и вместе с тем условности, ограниченности возможности, т.е. собственно человеческое измерение выступает в качестве неустранимого фактора рационально-рефлексивной оценке реальной ситуации.

Среди основных достижений философии 19 века можно выделить:

Обращение Шопеншауэра к темной бессознательной воле, противостоящей осветляющему разуму

Создание Контом социологии, развитие позитивистских идей, пропаганда науки и научности, защита эволюционной теории

Введение неокантиацами в философию понятия ценности, что положило формальное начало аксиологическому ценностному подходу к действительности.

Анализ кризиса современной культуры, определение значения упадка религиозной веры для духовной жизни общества, представленные в работах Ницше

Обращение Пьеркегора к субъективному миру человека, определение критерия свободы и истиныв рамках экзистенциального мышления.

Разботка Дитте академического варианта философии жизни, а также переработка традиционного герменевтического учения.

Конституирование Берсоном иррационалистической установки, опрееляющей специфику философского знания, а также выдвижение интуиции в качестве основного вида познания.

 

 

Основные особенности филомофии экзистенциализма

 

Экзистенциализм как течение возникает в Европе во время 1 и 2 мировой войны. В 20-х — в Германии (Хайдеггер, Ясберс), в 40х во Франции (Сартр, Каню, Марсель). Экзистенциалисты не пытались заниматься методологическими проблемами науки. В центре их внимания были индивидуальные сысложизненные вопросы вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к соему призванию и смерти. Под истиной экзистенциализм понимает нетрансируемую индивидуальную субъективность сознания, выражающуюся в настроениях, переживаниях и эмоциях человека. По словам Сартра «бытие может быть обнаружено нами лишь некоторыми средствами прямого доступа, например, через переживание скуки и отвращения». Экзистенциализм рассматривается как экзистенциализм человеческого существования. «История — это то, с чем человек встречается в своем стремлении к безусловному. Безусловное же находится в нас самих, оно открывается не в исторических целеуказаниях, а в безотчетных но неоспоримых действиях. По Хайдеггеру экзистировать — быть «вне себя», выходить из берегов своего упорядоченного познания, эмпиричкского кругозора, социально организованного опыта. По словам Ястерса, именно экзистенция определяет человека, каким он есть на самом деле, в отличии от того, что думают о нем другие и чем он кажется себе самому. Экзистенциализм можно определить как радикализацию философии жизнии. Поставленная философией жизни понять человеческую жизнь, исключая все внешние установки непосредственно из нее самой является выражением принципиально нового начинания философии. Экзистенциализм вносит коррективы в понимание соотношения эссенции и экзистенции. Эссенция выражает то, что есть нечто, подразумевающее определение сущего. Экзистенция же напротив ориентируется на то, что нечто есть. Таким образом, в классическом мышлении отдавалось предпочтение эссенции, а в неклассическом — экзистенции.

Экзистенция — подразумевает внутреннее ядро человека, его безусловный центр, его подлинное «я». Эта внутренняя действительность личного бытия уклоняется от любых содержательных определений. Однако, существуют экзистенциалы, такие концептуализированные поняя обыенного сознания, которые пытаются прояснить экзистенцию. Экзистенциализм условно подразделяется на атеистический и религиозный. Если в религиозном экзистенциализме говорится о прояснении экзистенции в ситуации переживания, единения человека с богом, то в атеистическом переживание конечности, «ничто»,ведет к высочайшему напряжению человеческого существования.

 

Основные особенности философской герминевтики (Гадамер)

 

Наывая всвою концепцию философской герменевтикой, Гадамер решает две задачи: с одй стороны примыкает к смоговековой традиции, как к теории и практике истолкования текстов, с другой указывает на важные изменения, которые эта традиция в его концепции претерпела. Гадамер осуществляет сиснтез экзистенциальной герменевтике Хайеггера с герменевтической традицией. Гадамер делает акцент на пронизанности философствования «пониманием». На неустранимости понимательного усилия из всякого мышления,стремящегося стать философским. Термин «понимание» приобретает особые коннотациию привнесенные в него Хайдеггером: к бытию, как к предельной смысловой возможности человек приходит через понимания. Понимание выступает не как одна из черт аознавательной деятельности, а как характеристаика самого сущкствования. Понимание — не свойство познавательной активности как объяснения, а сам спрособ. Понимание начинается с того, что нечто к нам обращается и нечто нас задевает. В философской герменевтике меняется цель и смысл толкования. Толкование перестает быт внешней задачей, превращаясь в экзистенциальное событие. В философской герменевиике меняется сротнесенность интерпретации и понимания. Если в традиционной герменевтике понимание было результатом истолкованно.

Поскольку тут, кто понимает изначально вовлечен внутрь того, что понимается, постольку неврзмож провести четкую границу между погиманием между границей и и интерпретацией. Чтобы нечто понять, о нужно истолковать, но чтобы истолковать, нужно уже обладать предпоманием. Предпонимание — нимие на начальной стадии, вклюсаются привычкию мыслительные схемы и т.д. Обсуждая вопрос о корректности интерпретации Гадамер отказывается от измерений, где понимание больше, где меньше, для него важен вопрос, как оно вообще возможно, каковы условия, и которых оно осуществляется. Таким образом, философская герменевтика, переводит вопрошания из методологического плана в онтологический. Гадамер отходит от реконструктивно-эмпатической традиции истолкования, считая, что в ее основе лежит иллюзия. Илюзия заключается в том, что возможно переместиться в духовный мир автора текста и в его эпоху. Необходимо брать сам текст и прочитывать его в контексте собственной эпохи и через призму собственного интеллектуаьного горизонта, т.е. отнести несомое текстом сообщение к своей собственной ситуации. Цель интерпретации в герменевтике усматривается не усмотрении смысла, в его произведении, т.е. надо не реконструировать замысел, а конструировать смысл. Такой поворот неизбежно приводит к признию плюральности интераретации, различные истолклвания не могут быть сведены к одному правильному ибо такого вообще не существует. Таким образом к истолкованию герменевтике принадлежит не то, что хотел сказать автор, а то, что само в тексте хотело сказаться.