Философия преподавания предмета химии

Философия преподавания предмета химия.

Петухова Юлия Валентиновна,

учитель МБОУ СОШ с. Георгиевка

Философия – от греч. phileo – любовь,

sophia – мудрость; любовь к мудрости.

Обучение предмету химия в общеобразовательной школе начинается в 8 классе. И это не случайно: по рейтингу сложности предметов в основной школе химия занимает 3-4 место после математики, русского языка, физики, а в старшей школе химия поднимается на 1-2 позиции. Мотивированно изучают предмет в основном только те ребята, которые собираются продолжить обучение в медицине, фармацевтике, технологии производства, и, новое веяние времени, – нефте-газовая промышленность. Но таких учеников очень мало. Как, впрочем, и хороших, грамотных учителей по химии. Готовясь к конкурсу, обратила внимание, что учителя химии представлены на различных профессиональных конкурсах единично. В качестве иллюстрации пример из своей жизни: когда в 2001 году мы переехали жить в село Георгиевка, и один из знакомых мужа, интересуясь, кем работаю я, высказал «Фу!» на ответ «В школе», и «Ого!!» на вопрос «А что преподаёт?». Комментарии понятны.

За время своей работы в школе около 20 лет убеждена: моя задача научить ребёнка развивать свой интеллект посредством предметных знаний, творчески подходить к решению различных жизненных задач, рационально и продуктивно использовать учебное время, уметь взаимодействовать с людьми и информационными источниками, и главное – проектировать своё будущее.

После прохождения курсовой подготовки в 2011 году я поняла, что моё внутреннее содержание оказалось созвучно с идеями ФГОС второго поколения, а именно: получение личностных, метапредметных и предметных результатов деятельности ученика. Современный урок химии сегодня – это учебное занятие, отражающее метапредметный подход и междисциплинарные связи, умение формировать личную целостную картину мира ученика и надпредметные компетентности.

Философия предмета химии входит в метазнания совместно с общей философией. Высоким уровнем преподавания любого предмета считаю дать возможность ученику понять, что нет различных предметов химия, биология, математика, физика, русский язык, история и т.д., есть единое ЗНАНИЕ, которое мы пытаемся познать, пробуя его с разных сторон. И даже если ученик считает, что химия ему в жизни как предмет не нужна, то мыслеобразность и мыследеятельность необходимы в любой предметной области. С каждым элементом знания связаны ключевые проблемы, имеющие статус «вечных»: Как произошёл мир? Что такое жизнь? Чем живое отличается от неживого? Что такое человек? Как возникло всё? Как связано всё со всем? Именно все эти вопросы являются метапредметными, то есть имеется выход за пределы предмета химии, но не уход от него. Метапредметность – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности.

Судить о качестве своего урока могу по следующим критериям:

глубина владения предметом химия;

оригинальность раскрытия конкретной темы урока;

направленность занятия на формирование целостной картины мира;

умение организовать использование учащимися разных источников извлечения информации (учебник, интернет, интерактив, таблицы, практические опыты и т.д.);

умение организовать взаимодействие учащихся между собой;

умение создавать и поддерживать высокий уровень мотивации и интенсивность деятельности учащихся;

целесообразность использования ресурсов (презентации, различные модули ЭОР, таблицы, оборудование и химические реактивы);

разнообразие используемых образовательных технологий (методов, приемов, форм);

умение организовать рефлексию и самоанализ деятельности учащихся;

воспитательный потенциал урока;

творческая индивидуальность и импровизация учителя.



При изучении предмета химия перед учеником стоят три основные задачи: освоить понятие степень окисления (валентность), научиться работать с формулами соединений, уметь по формуле прогнозировать химические свойства и составлять химические реакции, то есть прогнозировать, какой будет продукт в определенных условиях. Приобретая умения при изучении химии, школьник решает основные задачи, то есть учиться работать с разного типа формулами, прогнозировать, куда пойдет реакция, и каковы будут ее продукты. Используя метапредметный вид деятельности, рисуя схемы, выделяя категории, которые стоят за этими схемами, ученик получает универсальный способ работы и видит, как устроен предмет химия. Можно с уверенностью говорить о том, что любой предметный материал переорганизуется в соответствии с логикой развития конкретной деятельности (знания, знака, проблемы, задачи).

Основные задачи метапредметов:

«Знак» – формирование у школьников способности схематизации (таблицы, схемы, формулы, уравнения реакций);

«Знание» – формирование способности работать с понятиями (определения, формулировки законов); 

«Проблема» – формирование у школьников собственной позиции относительно данного события;

«Задача» – решение школьниками разных задач и освоение способов их решения.



В своей педагогической деятельности использую технологии: информационно-коммуникативные, технологии развивающего и проблемно-диалогического обучения, метод проектов и исследовательских работ. Свой урок начинаю с проектирования результата. Ученику предлагается на начало урока после формулировки темы ответить на вопросы: что я буду делаю? (предмет деятельности); для чего я это делаю? (какова цель); как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы); какой результат могу получить? В конце урока на этапе рефлексии, как вариант, можно теме же вопросами помочь понять ученику, насколько оказался продуктивен урок. Большое значение придаю элементу творчества и импровизации на уроке, когда урок выходит на новый уровень философской интерпретации. Это бывает запланированная ситуация, к которой ты, как учитель, плавно подводишь ребят. А бывает, когда ученики своими вопросами, выводят урок на философский уровень, затрагивая предметные области других наук, порой косвенно созвучных предметной области урока, но от этого более ценно. Основная деятельность учителя осуществляется не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока. На самом уроке учитель уже выступает не в роли артиста, сегодня он режиссёр, ведущий канву урока, вплетая в него свою импровизацию и предложенную интерпретацию учащихся.

На новый уровень выходят интегрированные уроки: совместное проведение общих тем изучения в смежных предметах (химия – биология, история – МХК), но и предметов, находящихся в разных направлениях знания (английский язык – химия, история – физическая культура). Методическим советом общеобразовательного учреждения села Георгиевка выдвинуто предложение к администрации школы о проведении школьного фестиваля «Современный урок» в 2014 году по проведению таких интегрированных уроков.



Большое внимание я обращаю на работу с одарёнными детьми. С 5 класса выявляются дети, мотивированные на изучение предмета. С этой целью проводятся школьные предметные олимпиады. В этом году наша школа приняла участие в Общероссийской предметной олимпиаде «Олимпус». Результаты ожидаем в ближайшее время. Важным направлением является исследовательская и проектная деятельность. Самое главное – ученики с огромным желанием участвуют в такой деятельности. Наш первый опыт в краевом этапе Всероссийского конкурса исследователей окружающей среды ученицы 9 класса Кожемякиной Анастасии стал успешным – II диплом степени. Анализируя участников конкурса, мы отметили, что из сельской местности в номинантах только наша Георгиевская школа. Поэтому победа более ценна для нас. Попробовали в этом году и проектную деятельность с учениками 6 класса. Выбор не случаен: ребята сами предложили заняться разработкой проектов, о которых они узнали из интернета. На школьной конференции проектную работу «Вода в нашей жизни» ребята защитили достойно.

Основываясь на выше сказанном, хочу процитировать слова Михаила Васильевича Ломоносова «Химик не такой должен быть, который дальше дыму и пеплу ничего не видит, а такой, который на основании опытных данных может делать теоритические выводы». Таким образом, ещё в 18 веке великий учёный высказал философское обоснование метапредметного урока, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащихся.