Философия. Практика. 2 семестр

ОБЩАЯ ФИЛОСОФИЯ

План практических занятий для студентов очной формы обучения

8 часов

Занятие 1

Онтология.

Базовые понятия: картина мира, субстанция, монизм, дуализм, плюрализм, бытие, небытие, материальное, идеальное, движение, пространство, время, движение и развитие, прогресс и регресс, диалектика, закон, детерминизм, индетерминизм, противоречие, противоположность, сущность, явление, форма, содержание, качество, количество, мера, единичное, общее, особенное, причина и следствие, случайность и необходимость.

Устные вопросы.

Понятие картины мира. Мифологическая, религиозная, философская картины мира.

Понятие субстанции в философской науке. Монизм, дуализм, плюрализм.

Философский смысл проблемы бытия. Трансформация представлений о бытии в истории философской мысли.

Основные подходы к понятию «материя». Трансформация представлений о материи в истории философской мысли.

Движение как философская категория. Развитие, прогресс, регресс.

Пространство. Время. Субстанциальная и реляционная концепции пространства-времени. Единство материи, движения, пространства и времени.

Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика.

Принципы диалектического миропонимания.

Законы диалектики: формулировка, механизм действия.

Основные категории диалектики.

Домашняя письменная работа на тему «Синергетика как учение о самоорганизации бытия».

Дополнительные сообщения и задания.

Трансформация понятие «бытие» в понятие «материя» в диалектическом материализме.

Социальное пространство и социальное время.

Русская философская мысль о материи и духе.

Список литературы.

Алексеев, Петр Васильевич. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин.-4-е изд., перераб. и доп.-Москва: ТК Велби: Проспект, 2008.-588 c.

Горелов, Анатолий Алексеевич. Философия: учебник для высших учебных заведений.-М.: ИД «Альянс», 2008.-501 с.

Философский энциклопедический словарь.—Москва: ИНФРА-М, 2001.— 575 с.

Гореликов Л. А. Темпоральная динамика материи в содержании научно-философской картины мира // Философия и общество. – 2009. — №1. – С. 138-150.

Спиркин А.Г.Философия: учебник для вузов.—Москва: Гардарики, 2008.— 367 с.

Занятие 2

Гносеология. Проблемы научного познания.

Базовые понятия: гносеология, эпистемология, гностицизм, агностицизм, знание, информация, познание, опытное познание, рациональное познание, индукция, дедукция, интуиция, истина, ложь, заблуждение, ошибка, наука, техника, сциентизм, антисциентизм, технологический детерминизм, научно-технический прогресс, научно-техническая революция, парадигма, глобализация, глобальная проблема..

Вопросы.

Гносеология как наука.

Многообразие форм знания и познавательной деятельности.

Специфика и формы чувственного познания.

Специфика и формы рационального познания.

Понятие истины. Истина, ошибка, заблуждение, ложь.

Основные теории истины.

Критерии истинности знания.

Классификация (различные подходы) и периодизация науки.

Научные методы освоения действительности.

Научно-технический прогресс и его социальные последствия.

Глобальные проблемы современности и пути их преодоления.

Эссе на тему «Гносеологическая ценность деятельности журналиста (социолога, инженера)» (домашняя письменная работа).

Дополнительные сообщения и задания.

Особенности художественного познания.

Понимание в структуре познания.

«Человек есть мера всех вещей»: проблема абсолютной истины.

Список литературы.

Горелов, А. А. Философия: учебник для высших учебных заведений.-М.: ИД «Альянс», 2008.-501 с.

Кессиди Ф. Х. Логика гуманитарного познания // Философия и общество. – 2009. — №4

В.Н. Ильин // Основная проблема теории познания. – 2009. — №7. – С. 123-135.

Алексеев, П. В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин.-4-е изд., перераб. и доп.-Москва: ТК Велби: Проспект, 2008.-588 c.

Иошкин В. К. Вера как гносеологический феномен // Философия и общество. – 2009. -№1. – С. 151-166.

Хрусталёв Ю.М. История и философия науки: учебное пособие для вузов.—Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.— 477 c.

М. Эпштейн Техника, религия, гуманистика. Два размышления о духовном смысле научно-технического прогресса. – 2009. — №12. – С. 19-30.

Занятие 3

Философская антропология.

Базовые понятия: антропология, индивид, индивидуальность, личность, сознание, самосознание, бессознательное, социализация, антропогенез, социогенез, антропосоциогенез деятельность, труд, игра.

Вопросы.

Проблема человека в истории философской мысли.

Соотношение биологического и социального в человеке.

Индивид. Индивидуальность. Личность.

Проблема смысла жизни.

Понятие и структура человеческой деятельности.

Отражение как всеобщее свойство материи. Его эволюция.

Сознание как объект философского осмысления.

Эссе на тему: «Человек – великая тайна мироздания»

Дополнительные сообщения и задания.

Проблема взаимосвязи общественного и индивидуального сознания.

Сознание и язык.

Проблема антропосоциогенеза.

Список литературы.

Кармин, Анатолий Соломонович. Философия: учебник для вузов / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий.-2-е изд.-СПб: Питер, 2007.-559 c.

Горелов, Анатолий Алексеевич. Философия: учебник для высших учебных заведений.-М.: ИД «Альянс», 2008.-501 с.

М.Н. Эпштейн Творческое исчезновение человека. Введение в гуманологию // Философские науки. – 2009. — №2. – С. 91-106.

З.М. Оруджев // К вопросу о возникновении человеческого разума. – 2009. — №12. – С. 68-80.

Занятие 4

Философские проблемы общества и его истории.





Базовые понятия: общество, система, структура, социальная структура, географический детерминизм, демографический детерминизм, общественно-экономическая формация, сфера общественной жизни, история, субъект исторического развития, исторический оптимизм, исторический пессимизм, культурно-исторический тип, цивилизация, общественно-экономическая формация.

Вопросы.

Общество как саморазвивающаяся система.

Общественное бытие и общественное сознание.

Понятие и характеристика и взаимосвязь основных сфер жизни общества:

А) Экономическая сфера

Б) Социальная сфера

В) Политическая сфера

Г) Духовная сфера

Философские проблемы взаимодействия человека и общества.

Общество и природа: проблемы взаимодействия.

Проблема направленности и конечности человеческой истории.

Концептуальные подходы к проблеме общественного развития: формационный, цивилизационный и культурологический.

Проблема субъектов исторического развития.

Проблема периодизации истории.

Эссе на тему: «Проблема исторического прогресса и его критериев» (домашняя письменная работа)

Дополнительные сообщения и задания.

Проблема социальной справедливости в истории философской мысли и современности.

Источники саморазвития общества.

Эволюция представлений о государстве в истории философии.

Список литературы.

Алексеев, П. В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин.-4-е изд., перераб. и доп.-Москва: ТК Велби: Проспект, 2008.-588 c.

Спиркин А.Г.Философия: учебник для вузов.-Москва: Гардарики, 2008.- 367 с.

Родчанин, Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): учебник для вузов / Е.Г. Родчанин, В.И. Колесников.-М.; Ростов н/Д: ИТК «Дашков и Ко»: Наука-Пресс, 2007.-431 с.

Философский энциклопедический словарь. — Москва: ИНФРА-М, 2001. — 575 с.

Шпенглер О.Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. В 2 т.. Том 1: Образ и действительность: пер. с нем. -М.: Айрис-пресс, 2004.- 523 с.

Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. В 2 т. Том 2: Всемирно-исторические перспективы: пер. с нем. -М.: Айрис-пресс, 2004.— 612 с.

Для допуска к экзамену необходимо каждому студенту подготовить словарь философских терминов (в письменной форме). Словарь должен состоять из 50 определений.

Максимальный рейтинг – 20 баллов.

Работа подразумевает защиту!!!!

Вопросы к экзамену по философии.

Философия как наука и учебная дисциплина.

Мировоззрение: понятие, значение, исторические типы (мифология, религия, философия, наука).

Философии Древнего Китая: общая характеристика, основные школы и направления.

Ортодоксальная и неортодоксальная философия Древней Индии.

Зарождение и развитие античной философии. Милетская школа. Философия Элейской школы. Античная атомистика.

Философская система Сократа.

Философские концепции Платона и Аристотеля.

Основные черты философии средневековья. Период патристики (Августин Блаженный). Схоластика Фомы Аквинского.

Философия эпохи Возрождения: основные черты, идеи, направления. (Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Н.Коперник, Дж. Бруно, Т. Мор, Т. Кампанелла, Н. Макиавелли).

Основные черты и идеи философии Нового времени. Эмпиризм Ф. Бэкона. Рационализм Р. Декарта.

Социальная философия Нового Времени (Т. Гоббс и Дж. Локк).

Ключевые идеи французского просвещения (Ж.-Ж. Руссо, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро).

И. Кант: «критический» период творчества. Этика Канта.

Антропологический материализм Л. Фейербаха. Натурфилософия Ф. Шеллинга.

Объективный идеализм Г. Гегеля.

Основные черты и предпосылки становления западной философии конца XIX-XX вв.

Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм как основные направления современной западной философии.

Ницшеанство, фрейдизм, герменевтика, как основные направления современной западной философии.

Основные проблемы экзистенциализма (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю).

Предпосылки возникновения и основные идеи марксизма (К. Маркс и Ф. Энгельс). Развитие марксизма Г.В. Плехановым и В.И. Лениным.

Становление и развитие русской философской мысли: основные черты, идеи, этапы развития и направления.

Политическая философия России XIX в. Русская религиозная философия XIX-XX вв.

Русская философия первой половины XX века (космизм В.И. Вернадского, К.Э Циолковского, «философия общего дела» Н.Ф. Федорова).

Понятие картины мира. Особенности основных картин мира.

Философский смысл проблемы бытия.

Материя и дух. Материализм и идеализм.

Понятие материи в философии. Основные атрибуты материи и их взаимосвязь.

Современные естественнонаучные представления о соотношении движения, пространства и времени.

Диалектика как философское учение об универсальных связях, изменении и развитии. Основные принципы и категории диалектики.

Законы диалектики: отрицания отрицания, взаимного перехода количественных и качественных изменений, единства и борьбы противоположностей.

Религиозная, идеалистическая и материалистическая концепции сознания. Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное.

Проблема человека в философии.

Проблема личности в философии. Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности.

Человек как субъект деятельности. Феномен творчества.

Познание как предмет философского исследования.

Проблема истины в философии. Критерии истины.

Чувственное познание и его формы. Рациональное познание и его формы.

Наука и ее роль в жизни общества. Классификация наук. Периодизация науки.

Методы научного познания.

Научные революции и смена типов рациональности. Взаимодействие человека и техники как основа цивилизации.

Общество как предмет философии.

Формационный культурологический и цивилизационный подходы к развитию общества.

Экономическая, политическая, духовная сферы жизни общества и их взаимосвязь.

Проблема смысла и направленности исторического процесса.

Природа и общество.

Понятие и типы глобальных проблем современности. Понятие социального предвидения.

Аксиология как философское учение о ценностях.

Культура и цивилизация. Противоречия современной цивилизации.