Это новое слово ФГОС

Тема собрания: «Это новое слово ФГОС. Что? Где? Когда?»

Цели: довести до сведения родителей информацию о ФГОС.

Задачи: ознакомить родителей с понятием «ФГОС», раскрыть его основы с тем, чтобы избежать домыслов и непонимания в родительской среде. Просветить родителей по процессам, протекающим в системе образования.

Форма проведения: дискуссионный клуб.

Оборудование: анкеты для родителей, презентация к собранию.

Ход собрания:

1. Организационный момент.

Звучит отрывок из песни «Чему учат в школе?».

2. Слово учителя.

Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о ФГОСе. О том, что это такое, о том, коснётся ли это ваших детей, о том, есть ли сегодня сложности при подготовке к ЕГЭ и как эти проблемы должны разрешиться при переходе к ФГОС. Школьное образование обеспечивает переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному выбору последующей профессиональной деятельности, реальной самостоятельной жизни. От того, как будет устроена школьная действительность, система отношений школы и общества, зависит во многом и успешность в получении профессионального образования, и вся система гражданских отношений. Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека. Особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, детей, проживающих в малоимущих семьях, и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в конкурентном мире.

3. Заполнение первой колонки анкеты.

Сегодня мы с вами работаем сообща. Перед вами анкета, состоящая из двух колонок, содержащих одинаковые вопросы. Первую колонку я прошу вас заполнить в начале собрания, а вторую – в конце. Это даст мне возможность понять, что осталось непонятым и вернуться к этим вопросам на нашей следующей встрече.

(Работа с анкетой)

Уважаемые   родители! Просим Вас заполнить данную  анкету 

по вопросам введения  ФГОС  второго поколения.

В начале собрания

В конце собрания

1.Знаете ли вы, как расшифровывается  ФГОС?

1.Знаете ли вы, как расшифровывается  ФГОС?

2.Когда  ФГОС  вводится на всей территории России?

2.Когда  ФГОС  вводится на всей территории России?

3.Знаете ли вы, в чём отличие нового стандарта, и почему образование нуждается в подобных переменах?

3.Знаете ли вы, в чём отличие нового стандарта, и почему образование нуждается в подобных переменах?

4.Увеличивается или уменьшается роль  родителей  в организации образовательного процесса с введением  ФГОС?

4.Увеличивается или уменьшается роль  родителей  в организации образовательного процесса с введением  ФГОС?

5.Сколько часов внеучебной деятельности в неделю будет введено в основную образовательную программу школы?

5.Сколько часов внеучебной деятельности в неделю будет введено в основную образовательную программу школы?

6.Какие направления внеучебной деятельности вы бы предложили для вашего ребёнка?

эколого-биологическое;

туристко-краеведческое;

физкультурно-спортивное;

художественно–эстетическое;

научно-техническое.

6.Какие направления внеучебной деятельности вы бы предложили для вашего ребёнка?

эколого-биологическое;

туристко-краеведческое;

физкультурно-спортивное;

художественно–эстетическое;

научно-техническое.

8.Какие вопросы в связи с введением  ФГОС  вы бы хотели рассмотреть подробнее?

8.Какие вопросы в связи с введением  ФГОС  вы бы хотели рассмотреть подробнее?

9.Собираетесь ли продолжить знакомство с материалами  ФГОС  самостоятельно?

9.Собираетесь ли продолжить знакомство с материалами  ФГОС  самостоятельно?

4. Работа в группах.

Вы – родители со стажем, прошедшие путь с вашими детьми от 1 до 11 класса. Поэтому ваше мнение особенно важно.

Вы сидите сегодня за двумя столами. Это две группы. Как и по каким программам обучались ваши дети, вы знаете. Пожалуйста, посовещайтесь и составьте список плюсов и минусов той системы образования, по которой учились ваши дети.

5. Выступления представителей от каждых групп. Обсуждение плюсов и минусов настоящей системы обучения.

6. Беседа.

(Родители отвечают на поставленные вопросы, в случаях необходимости ответы дополняются учителем).

- Почему введение стандартов нового поколения стало необходимым? (Причины появления стандартов: 1) По закону «Об образовании» стандарты должны меняться не реже 1 раза в 10 лет.

2) Необходимо сохранение фундаментального ядра образования. В российских школах стандарты I поколения с этим не справлялись (при переходе из школы в школу не сохранялась единство программы)

3) Неудовлетворённость общества образовательными результатами (школа не может подготовить достойно ученика к ЕГЭ, значит, не справляется с образовательными результатами, результат образования — это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении)

4) Произошла потеря нравственного идеала.)

- Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования…в чём состоят эти отличия?

( 1) Резко возросла информированность детей; 2) 2) Мало читают, особенно классическую литературу; 3) Несформированность мотивационной сферы, разных типов мышления, произвольного поведения как следствие раннего замещения игровой деятельности учебной; 4) Ограниченное общение со сверстниками, что затрудняет освоение моральных норм, препятствует формированию коммуникативной компетентности; 5) Лишены опыта коллективных взаимоотношений; 6) Поляризация детей по уровню умственного и интеллектуального развития. 7) Изменилась социальная ситуация развития детей!)

- Так что же такое ФГОС (Федеральный государственный стандарт), если опираться на то, что уже сказано? (Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».)

7. Работа в группах.

Чтобы понять, в чём основное отличие стандартов нового поколения, предлагаю снова поработать в группах.





Проведите анализ того, как работала система воспитания в предыдущие годы, какие главные ценности были в те времена. Временные рамки для каждой из групп указаны.

1 группа. Вспомните, каков был воспитательный идеал в средневековье, в 18 веке при Петре Первом, какие главные ценности были в те времена.

2 группа. Вспомните, каков был воспитательный идеал в советское время, в 91 — 98 годах 20-го века, какие главные ценности были в те времена.

( Средневековье: покорность, хорошие воины, работоспособность, религиозные ценности (церковь направляла все действия), семейные ценности); 18 век: идеал: служение государству и батюшке. Человек — слуга царю и отечеству; советское время – патриотизм, ВОВ, защитник Отечества. Государство обрело власть над воспитанием, было устранено влияние церкви, атеизм, вера в коммунизм. Люди знали, к чему идут. Был нравственный идеал: всестороннее развитие личности, ради блага других забыть о себе, самопожертвование; 91-98 годы – дефолт. Потеря ориентиров. Кризис. Школа и семья ушли на 2 план. Впереди ничего – ни з/платы, ни стремления. Сильное влияние церкви, активное обращение к вере. Идеал свободной личности «выживай, как умеешь» Государство не занимается нравственностью. С 2000 гола – поиск нравственного идеала.)

- А теперь каждой из групп я предлагаю подумать и сказать: каков же современный национальный воспитательный идеал. (Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России.)

8. Слово учителя.

Базовые национальные ценности российского общества:

Патриотизм

Социальная солидарность

Гражданственность

Семья

Здоровье

Труд и творчество

Наука

Традиционные религии России

Искусство и литература

Природа

Человечество

- А сейчас давайте поделимся впечатлениями от работы в группе.

(ответы родителей: работать было интересно, много обсуждали, даже спорили, работой удовлетворены, она принесла удовольствие и укрепила самооценку – у нас всё получилось правильно)

- То, что сейчас было продемонстрировано и вам довелось прожить, работая в группе, называется системно-деятельностный подход, он лежит в основе нового стандарта.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: — личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности; — метапредметным,включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; — предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

Обязательным будет обучение по ФГОС: на ступени основного общего образования с 2015/16 учебного года; на ступени среднего (полного) общего образования с 2020/21 учебного года. Переход на ФГОС может осуществляться и поэтапно, по ступеням общего образования после утверждения соответствующих стандартов и по мере готовности образовательных учреждений к введению ФГОС: в 5 классах начиная с 2012/13 учебного года, в 10 классах — с 2013/14 учебного года. Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения — новый шаг в образовании.

- Каковы плюсы и минусы ФГОС основного общего образования вы увидели? (Первый плюс нового ФГОС – это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование. Второй– поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Третий плюс ФГОС – это попытка вернуть школе воспитательную функцию, которая была практически полностью утрачена за последние 20 лет, а четвертый – преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы. Минус – это требования к условиям реализации стандарта. Не все школы технически готовы к таким изменениям.)

9. Заполнение анкеты.

А сейчас давайте подведём итог всему сказанному сегодня. Посмотрите на анкеты, которые вы заполняли в начале собрания, и заполните вторую колонку. Надеюсь, что сейчас вам будет легче.

10. Подведение итогов.

Родителям вручаются памятки «Где я могу получить дополнительную информацию о ФГОС»?

Памятка «Где я могу получить дополнительную информацию о ФГОС»?

Сайт Министерства образования и науки РФ: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/

Сайт Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования: http://www.standart.edu.ru/

Приглашаем обсудить вопросы по ФГОС на блоге КОИРО: www.blog.koiro.edu.ru

Создано Интернет-сообщество http://www.openclass.ru/node/165403 для реализации законных прав и интересов участников образовательного процесса.

Список литературы

http://kurkieki.ucoz.com›svedeniy/pedsovet_po_fgnos.doc

http://s24006.edu35.ru/index.php/documents/fgoc/76-2011-06-05-19-23-05.html

http://sk1ost.narod.ru/fgos.htm

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/roditelskoe-sobranie-vnedrenie-fgos-noo-v-mou-sosh-no-26

http://schkolaswjat.ucoz.ru/

http://ipk.karelia.ru›