Этно- культурное воспитание в школе

Этно — культурное воспитание школе.

Необъятна и уникальна традиционная культура каждого народа. Тысячелетиями формировалось мировоззрение, уклад жизни, нормы этики и морали, народное искусство, народная философия, национальная кухня. Традиционные знания передавались из поколения в поколение, «из уст в уста». Такой способ передачи информации естественен. Но сегодня подрастающее поколение оказалось в экстремальных культурно-экологических условиях. Дети, подростки, молодежь большую часть своей жизни проводят вне семьи, вне родного дома. Ослабляются, разрываются связи с родителями, семьей, родом, народной культурой, что наносит непоправимый урон нравственному и патриотическому становлению подрастающего поколения. Семья, которая всегда была главным звеном в передаче традиционной культуры народа, утрачивает свою ведущую роль, поэтому роль посредника между культурой и ребенком выполняет общеобразовательная школа. Как современного ребёнка, оторванного от своих корней, приобщить к этнокультурным традициям?

Стремление обратиться к традиционной культуре – естественная реакция на фронтальный натиск массовой культуры. Этнографические занятия на уроках музыки, и во внеклассной работе с классом помогают приобщить ребенка к ценностям традиционной народной культуры.

Реконструкция традиционных праздников – одно из направлений этнокультурного компонента в нашей школе. В процессе восстановления того или иного праздника проводится работа по сбору дополнительного материала разучиваются необходимые песни, пляски и игры, составляется структурная основа праздника. Как показывает педагогическая практика это направление наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни русского народа.

Современное состояние «экологии культуры» и «экологического сознания» человека характеризуется прежде всего тем, насколько сохранен фонд традиционной культуры.

Чем он богаче, тем богаче и ценнее культурная сокровищница хакасского народа, тем более нравственно здоровым будет наше подрастающее поколение. Календарные обрядовые песни, хороводы, частушки широко

используются в нашей школе на внутри школьных мероприятиях,

таких как «Проводы зимы», «Жаворонки весну кличут», «Зосима»,

«Осенины», «Дни здоровья», «Колядки», «Рождественские посиделки»

В песенном фольклоре особое место занимает цикл календарных песен,

он состоит из малых циклов, строго приуроченных ко времени года и

праздникам народного календаря. На уроках музыки я стараюсь дать

как можно больше материала о народных инструментах, начиная с

древнейших ударных шумовых, заканчивая инструментами, которые

можно найти в каждой семье: ложки, погремушки балалайки и др.

Очень важным аспектом в этнокультурном воспитании является

поиск информации. Возможность самостоятельно найти нужную

информацию активизирует познавательную активность школьников.

Для этого широко используются информационные ресурсы сети

Интернет. Кроме того, привнесение элемента новизны способствует



усилению внешней и внутренней мотивации обучения школьников,

повышает интерес к этнографии.

Таким образом, активные методы обучения с использованием

информационных технологий позволяют изменить роль учащихся,

превратив их из пассивных слушателей в активных участников учебно-

воспитательного процесса.

Стремление обратиться к традиционной культуре – естественная

реакция на фронтальный натиск массовой культуры. Этнографические

занятия не только на уроках музыки, но и во внеклассной работе

с классом с использованием ИКТ помогают приобщить ребенка к

ценностям традиционной народной культуры.

Украшением любого праздника являются презентации созданные

самими учащимися. В нашей школе уже имеется своеобразный архив

таких презентаций.

Заключение

Народная музыка не записывается (и поэтому не сочиняется), ей обучаются по памяти, слушая игру или пение других музыкантов, и носителями ее являются не музыканты-профессионалы, а самоучки. Переходя от исполнителя к исполнителю в процессе коллективного сотворчества, народная песня подвергается изменениям, возникают ее варианты. Приведенная дефиниция отделяет народную музыку от других видов музыки, подчеркивая не городской, сельский ее характер и непрофессиональные методы исполнения.



Народную музыку можно также определять через связь с определенной этнической общностью, в которой она бытует. Данные характеристики народной музыки верны особенно по отношению к сельской культуре Западной Европы до 20 в. Однако в конце 20 в. подобные определения перестали отражать статус народной музыки и народных музыкантов во всем мире. Технический прогресс и СМИ совершенно изменили способ, которым народная музыка создается, познается, распространяется и используется как музыкантами, так и публикой. Сегодня народную музыку можно встретить и в городских, и в сельских регионах, в печатных сборниках и в памяти народных музыкантов, она исполняется как образованными музыкантами-профессионалами, так и крестьянами и любителями, звучит на компакт-дисках и в Интернете, а также в живом исполнении.

Поэтому современное определение должно учитывать эту новую ситуацию. Народная музыка в начале 21 в. – это музыка, которая часто (но не всегда) передается путем устной традиции и отличается от западной классической и популярной музыки скорее по функции, чем по средствам выражения. Народные музыканты могут быть такими же высокими профессионалами, как и академические музыканты или звезды поп-музыки, но чаще всего они исполняют музыку для собственного удовольствия, а не в качестве основного своего занятия.

Поэтому занимаясь этнографией в школе мы пытаемся восстановить ту неразрывную часть нашей культуры, которая передавалась и будет передаваться через устное народное творчество называемое- фольклором!

Культурное воспитание

Используемая литература:

«Первая энциклопедия музыки» Э.Дейнс

«Дудочка и барабан» И.Чукаш

«Про свирель, гудок и бубен» детская энциклопедия русских музыкальных инструментов

Т.Петрова