Этикет

Тема урока: «Этикет» ( 6 класс)

Цели.

- познакомиться с историей этикета;

- понять необходимость соблюдения в обществе этикетных норм;

- высказывать свою точку зрения и участвовать в обсуждении точки зрения других о правилах поведения в различных ситуациях.

Задача:

- развитие коммуникативных способностей учащихся.

Материалы:

- карточка с вопросительным знаком и словом «этикет» на обратной стороне;

- приложение с иллюстрациями.

Ход урока.

1. Организация класса.

2. Работа по теме.

Сегодня мы поговорим с вами о том, что нас постоянно окружает, с чем мы встаем утром и ложимся вечером, чем обмениваемся, когда встречаем друзей, соседей.

Всем приветствиям знакомым

Наш народ сердечно рад.

Слово доброе зовем мы

Половиною добра.

— «Добрые слова» – что же это за слова? Назовите их. (Дети называют слова: доброе утро, здравствуйте, спасибо, пожалуйста, и другие).

— Когда люди произносят эти слова? (Высказывания детей: при встрече, когда обращаются с просьбой, когда благодарят и так далее).

— Скажите, а каким голосом произносятся эти слова? (Высказывания детей: вежливым, спокойным, радостным, уважительным).

Отправляясь в школу

С ранним ветерком попутным,

Всем, кто встретится, подряд

Говорю я «С добрым утром».

И пока я здесь играю –

«Добрый день» друзьям желаю.

А с вечерними лучами

В дом вхожу я со словами:

«Добрый вечер!

— Назовите, какие добрые слова вам встретились в этом стихотворении.

(Учитель вывешивает изображение “гостя” ( школьник с недовольным выражением лица, см. приложение).

Учитель:

— Ребята, я хочу познакомить вас с Петей Васечкиным… Как вы думаете, что с ним?

Дети:

— Он огорчён, чем-то озадачен, растерян, возмущён …

Учитель:

-А мама с папой, бабушкой и дедушкой твердят:

“Ешь культурно!”, “Как ты разговариваешь!”, “Привыкай к хорошим манерам!”.

Учитель:

— Вам приходилось когда-либо слышать подобное? В какой ситуации?

(Дети высказываются.)

Учитель:

— С возмущением Петя восклицает…

Ø А кому нужны эти хорошие манеры?

Ø Не все ли равно, как есть?

Ø И вообще, кто все это выдумал?

Учитель:

— Задавались ли вы подобными вопросами?.. Давайте вместе с Петей Васечкиным попробуем разобраться в этой проблеме… Но прежде ответь те мне на вопросы:

1. Хотели бы вы чувствовать себя свободно в любом обществе?

2. Хотели бы вы нравиться себе и окружающим?

3. Хотели бы вы иметь хорошие манеры, широкий круг интересных знакомых и быть “душой компании”?

(Дети дают ответы.)

Учитель:

— Что для этого надо знать?

(Выслушиваются предположения детей.)

Учитель:

— Вы правы. Вы назвали мне сейчас правила поведения. Всё это называется вместе — этикет.

ЭТИКЕТ

Учитель:

— А теперь немного поподробнее о том, «кто всё это выдумал»… Хотите узнать?.. Этикет — это французское слово, которое переводится так…

( Учитель вывешивает рядом со словом «этикет» следующий лист:)

ЭТИКЕТ – порядок поведения где-либо.

Учитель:

-Но не спешите «обвинять» во всём французов. Не они придумали этикет. Всё произошло давным — давно… Для этого совершим путешествие во времени…Совершаем перемещение. Начинаем обратный отсчёт.

Вместе.(с закрытыми глазами):

-5, 4, 3, 2, 1…

( Учитель во время счёта вывешивает лист с изображением древнего грека, словами “Древняя Греция. Красивое поведение” (см. приложение) и предлагает детям посмотреть на доску.)

Учитель:

-Именно в это время наблюдаются первые попытки научить людей «красивому поведению» и девизом каждого грека провозглашается – «жить разумно, просто, избегать излишеств и крайностей во всём».

( Детям предлагается объяснить понимание девиза.)

Учитель проводит второе «перемещение» и вывешивает новый лист с изображением рыцаря и словами “XIV – XVII век. Кодекс рыцарской чести”(см. приложение).

Учитель:

-В эти романтические времена девизом рыцарей становятся слова – «верность. мужество, отвага». Удел дамы — скромность, верность, покорность.

( Дети высказывают своё понимание поведения людей данной эпохи.)

Учитель проводит третье «перемещение» и вывешивает новый лист с изображением джентльмена и словами “XIX век. Джентльмен с хорошими манерами”(см. приложение).

Учитель:

— В те времена считалось, что молодой человек, начинающий самостоятельную жизнь, должен обладать 4 качествами: добродетелью, мудростью, благовоспитанностью и знанием.

( Учитель предлагает дать объяснение любому из перечисленных качеств, делает свой комментарий.)

Учитель:

Большую часть времени мы проводим в школе. Поэтому мы говорим о нормах современного школьного этикета. Помня пословицу «По одёжке встречают…» поговорим о требованиях к внешнему виду. Ведь внешний вид — это визитная карточка ученика. Так как же должен выглядеть ученик.

(Дети высказывают свое мнение.)

-Посмотрим, как выглядят некоторые наши одноклассники и одноклассницы.

Учитель: В наших современных условиях тоже много правил определяющих поведение человека. И первое правило, которому обучают ребенка – умение здороваться.





Как люди приветствует друг друга?

• монголы – здоров ли Ваш скот?

• зулусы – я тебя вижу

• китайцы – ели ли Вы сегодня

• на Востоке — салам — алейкум

• русские – здравствуйте

— Вежливое, доброжелательное отношение к ровесникам, младшим и старшим – одна из важнейших норм этикета. Какое прекрасное слово: «Здравствуйте». (Читает стихотворение).

Мне кажется, что «здравствуй» – лучшее из слов,

Потому что «здравствуй» – значит будь здоров.

Правило запомни, знаешь – повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались, встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй» говорить пора.

Будьте добры иль будете любезны –

Эти слова в разговоре полезны.

С ними легко на прогулке и дома,

Будет приятно их слышать другому.

А вы, очень часто пробегая по коридору прокричите не то «дрысь», не то «брысь». От таких слов ни здоровья, ни радости у человека не прибавится.

Но приветствовать людей можно не только словами, но и жестами.

Жесты — приветствия

• прикладывают руку ко лбу

• прикладывают руку к сердцу

• прикладывают руку к голове (военные)

• машут рукой

• жмут руку

Конкурс знатоков хороших манер

Кто здоровается первый, если встретились младший и старший? (младший)

А кто подает руку первый: старший — младшему или младший – старшему? (Старший)

А кто подает руку первым женщина или мужчина? Женщина.

Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли тебе здороваться? (Да)

В автобус вошли 4 человека. Кому вы уступите место?

А) Знакомой девочке

Б) Своему другу

В) Женщине с маленьким ребенком

Г) Пожилому мужчине с тростью

Вы вошли в переполненный автобус с задней площадки и увидели своего друга у передней двери.

А) Кивнете головой

Б) Громко окликните

В) Помашете рукой

Г) Поздороваетесь за руку

Вы позвонили другу. Как вы начнете разговор?

А) Алло, а кто это?

Б) Позовите, пожалуйста, Петю

В) Здравствуйте. Это Света. Позовите, пожалуйста, Петю

Г) Здравствуйте. Это Света. Позовите Петю

Как нужно проходить по рядам в кинотеатре?

А) Извинившись, спиной к сидящим

Б) Боком к сидящим

В) Лицом к сидящим

Г) Извинившись, лицом к сидящим

Вот видите, ребята, мнения Ваши расходятся. Одним, кажется, что лучше поступить так, а другим иначе. «Первый здоровается тот, кто вежливее». Будете следовать этому простому правилу – никогда не ошибетесь

Учитель:

— Вспомните пословицы и поговорки о хороших манерах.

1. Чего в другом не любишь, того и сам не делай

2. Береги платье снову, а честь смолоду..

3. У Сидора обычай, у Карпа свой.

4. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

5. Мил тот гость, что недолго гостит.

6. Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.

7. У себя как хочешь, а в гостях – как велят.

8. Не дорог подарок – дорога любовь.

9. О пустяках спорить – дело упустить

10. По одежде не суди, по делам гляди.

11. Слово – серебро, молчание – золото.

12. Хоть не богат, а гостям рад.

13. От слова спасенье, и от слова погибель.

14. На незваного гостя не припасена и ложка.

15. От одного слова, да навек ссора.

На доске зашифрована пословица о правилах поведения. Предлагается детям её расшифровать при помощи алфавита. Каждая буква пословицы соответствует букве в алфавите по её счёту.

5,16,2,18,29,11 17,16,19,20,21,17,16,12 15,10,12,16,4,5,1 15,6 17,18,16,17,1,5,7,20

(Добрый поступок никогда не пропадёт)

Учитель:

— Ребята! Сегодня мы поговорили с вами лишь о некоторых нормах современного этикета. В базе всех не плохих манер лежит забота о том, чтоб человек не мешал человеку, чтоб все совместно ощущали себя отлично. Нужно уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе необходимо не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.

Ряд правил воспитанного человека

• первым здоровается тот, кто вежливее

• уступайте друг другу

• следите за собой всегда и везде, помните, вы среди людей

• надо уметь не мешать друг другу

• быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим

Это лишь маленькая часть всех правил хорошего тона, но их мы должны знать и выполнять.

Этикет не этикетка,

И не новенький костюм.

Это жизненная сметка,

И воспитанность и ум.

Во дворе и в школьном классе,

Дома и когда в гостях

Прост и вежлив оставайся –

Это вовсе не пустяк.

Вместо окрика злого,

Лучше доброе слово.

И улыбку не надо стеречь.

жизнь устроена мудро:

это вовсе не трудно –

берегите, пожалуйста, речь!

Рыцарь. «Верность, мужество, отвага».

Древняя Греция.

«Жить разумно, просто, избегая излишеств».

Джентельмен с хорошими манерами.

Этикет

порядок
поведения
где-либо.

Ряд правил воспитанного человека.

- первым здоровается тот, кто вежливее.

-уступайте друг другу.

-следите за собой всегда и везде, помните: что вы среди людей.

-надо уметь не мешать друг другу.

-быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим.