Этические учения великих учителей человечества Конфуций Предмет Этика

Урок № 96. Этические учения великих учителей человечества. Конфуций.

Вариант 1.

Цель: формирование этического сознания учащихся через знакомство с учением Конфуция о добродетельной жизни.

Задачи:

познакомить учащихся с учением Конфуция, расширить представление о великих учителях человечества;

раскрыть непреходящее значение моральных норм, выработанных человечеством;

развивать навыки аналитического мышления.

Возраст учащихся: 8-ой класс.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Оборудование: пакеты документов для работы в группах.

ХОД УРОКА:

Мотивационный момент.

Познакомьтесь с высказываниями. Что их объединяет? О ком сегодня мы будем говорить на уроке? (Высказывания распечатаны.)

Я уважаю Конфуция. Он был первым человеком, не принявшим божественного вдохновения. (Вольтер, один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник; основоположник вольтерьянства.)

Что он (Конфуций) передал, так это именно те ценности, которые китайский народ лелеял веками до него… (Уильям МакНотон, посол и министр Правительства Индии при дворе шаха Шуджи уль-Мулька во время англо-афганской войны 1838 – 1842 годов.)

Если бы нам пришлось выбрать для определения конфуцианской этики одно слово, этим словом был бы “гуманизм”. Конфуцианская этика призвана научить тому, как быть человеком… (Доктор Ту Вей – Мин, профессор китайской истории и философии Гарвардского университета.)

2. Сообщение учителя о Конфуции.

В тысячелетней истории мировых цивилизаций есть немало великих личностей. Но среди всех великих людей прошлого и настоящего найдётся не так много тех, которые посвятили бы всю свою жизнь установлению и распространению норм морали и нравственности в обществе, что их окружало. Их единицы. И одним из этих немногих людей был Кун-фу-цзы, или Учитель из рода Кун, известный на Западе под именем Конфуция. Каков же был учитель Кун?

Родился Конфуций в местечке Цзоу царства Лу (на территории современного Китая) в обедневшей, но знатной семье в 551 году до н.э. Его отец Шулян Хе был известным военачальником и имел богатырское сложение и огромный рост. Достигнув почтенного возраста, он взял себе в жёны девушку на 46 лет лет моложе себя, которая и родила ему Конфуция. Видения, которые посещали жену Шулян Хе после свадьбы и зачатия ребёнка, предвещали рождение великого человека. По свидетельствам исторических документов, рождению этого необыкновенного ребёнка сопутствовало множество чудесных обстоятельств. Более того, согласно традиции древней науки физиогномики, на теле Конфуция при рождении имелось 49 знаков его будущего величия.

Маленькому Конфуцию едва исполнилось три года, когда глава семьи умер. А в 16 лет Конфуций потерял и мать. Но, несмотря на эти трагические обстоятельства, Конфуций успешно постигал многие знания и изучал, как тогда было принято, искусство музыки и танца, стрельбу из лука, вождение колесниц, и также арифметику и письмо.

Быстро познал Конфуций самостоятельную жизнь. Родители привили ему страсть к образованию и обучению, поэтому молодой Конфуций нашёл применение своих знаний в юности на должности управляющего складами и надсмотрщика над пастухами, где показал себя талантливым администратором.

Женился Конфуций в 19 лет, а через три года открыл собственную школу, где обучал молодёжь знаниям, которые постиг сам.

В 27 лет Конфуций занял должность помощника жреца главной кумирни царства Лу. Возможно, на этот выбор повлияла и психологическая травма, связанная с потерей обоих родителей, и Конфуций находит некоторое облегчение, совершая религиозные обряды, особенно связанные с усопшими. С другой стороны, он не отличался особой религиозностью и сторонился разговоров о вере. Когда Конфуция спрашивали о чём-либо мистическом, религиозном, он зачастую ловко уходил от ответа.

Особый рост репутации Конфуция связан с его поездкой в столицу царства Чжоу с целью поиска и разбора малоизвестных ритуалов.

Конфуций был известен своей мудростью и образованностью, поэтому ему предложили занять пост первого советника в Лу. Однако государственные дела не нравились Конфуцию, который был недоволен общим государственным устройством и беспорядками, происходившими тогда в Поднебесной империи. Поэтому, прослужив первым советником несколько месяцев, он ушёл в отставку, после чего 13 лет скитался по стране, проповедуя собственную морально-этическую концепцию управления государством.

И хотя у вельмож проповеди Конфуция особым успехом не пользовались, он стал известен на всю Поднебесную как большой мудрец, и многие жители стали его учениками. В итоге Конфуций всё своё время посвятил воспитанию учеников, став первым частным учителем в Китае. Учил он ритуалам и традициям, прививал любовь к культуре, искусству, в частности слушать и играть музыку. Особое место в его философии занимало представление об идеальном государстве, его правителях, чиновниках и мирянах. Этому способствовало одно из увлечений Конфуция: согласно записям учеников, Конфуций с молодости был коллекционером ритуалов, традиций, песен и поэзии древности. Обобщив собранную информацию, Конфуций разработал программу духовного совершенствования человека, гармоничного приобщения к социуму, природе, а в итоге и ко Вселенной.

3.Групповая работа по документу. (Технология “Кейс – стади”.)

Класс делится на группы. Каждая группа получает свой кейс (папку документов).

Методические рекомендации работы в группах.

Внимательно прочитайте полученные документы (тексты) и задания к ним.

Выполните задания (обсудите вопросы) в группе.

Расскажите одноклассникам о результатах обсуждения.

Кейс № 1.

Конфуций вывел пять достояний благородного человека (“цзюнь-цзы”), к развитию которых должен стремиться каждый, желающий достичь успеха в своей жизни:

1. «Жэнь» — человеколюбие. Следовать «жэнь» значит руководствоваться в своих поступках состраданием и любовью к людям. По Конфуцию, «жэнь» — это то, что отличает человека от животного, то, что противостоит звериным качествам, дикости, подлости и жестокости.

2. «И» — справедливость. Хотя следование нормам морали и нравственности из собственных интересов не является грехом, справедливый человек следует им потому, что понимает, насколько они необходимы и совершенны. Справедливость всегда основана на взаимности: так, следует почитать родителей в благодарность за то, что они тебя родили и вырастили. «И» уравновешивает качество «жень» и сообщает цивилизованному человеку необходимую твёрдость и строгость. «И» противостоит человеческому эгоизму.

3. «Ли» — соблюдение норм морали и нравственности, церемоний и обрядов. В более общем смысле «ли» — это любая деятельность, направленная на создание и поддержание идеального общества.

4. «Чжи» — здравый смысл, благоразумие, мудрость, рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. «Чжи» уравновешивает качество «И», предупреждая упрямство. «Чжи» противостоит глупости.

5. «Синь» (иероглиф сердца) — искренность, доброе намерение, непринуждённость и добросовестность. «Синь» уравновешивает «ли», предупреждая лицемерие.

Задание к тексту.

Заполните таблицу.

Достояние благородного человека

“Характеристика” достояния.

Каким человеческим качествам противостоит?

«Жэнь»

«И»

«Ли»

«Чжи»

«Синь»

Кейс № 2.

Конфуций открыл человека, постиг своеобразие его бытия и места в мире. Центральная категория его учения — “жень”, что на русский язык переводится как «человеческое начало», «милосердие», «человеколюбие», «гуманность». “Жень” — это человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Нельзя сказать, что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос о том, в чем заключается его нравственное призвание, говоря по-другому, человек есть то, что он сам из себя делает.

Конфуция много раз спрашивали, что такое «жень»? Среди ответов есть и такое утверждение: «Это значит любить людей». «Жень» берет свои истоки и реализуется в отношениях человека с другими людьми.

Однажды во время скитаний Конфуций с учениками оказался в ситуации, когда им надо было перейти реку. Конфуций послал одного из учеников к находившимся неподалеку даоским отшельникам, чтобы узнать у них, где находится брод. “Стоит ли,- ответили отшельники,- искать брод, когда вся Поднебесная охвачена потопом? И вместо того чтобы держаться за Конфуция, который хочет уйти от определённых людей, не лучше ли последовать учениям тех мужей, которые вообще избегают мирской суеты?” Ученик передал эти слова Конфуцию. Тот сказал, что человек не может сбиться в одну стаю со зверями и птицами, и если он уйдет от людей, то с кем он останется?

Очень мудрый ответ. У человека свой удел, даже если он очень тяжелый. Мудрость состоит не в том, чтобы ставить несбыточную цель — убежать от людей, а в том, чтобы внести гармоничное начало в отношения между ними. Отношения между людьми наполняются нравственным смыслом, принимают гармоничный характер по мере того, как они становятся взаимными. На вопрос своего ученика: «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?» Конфуций ответил: «Это слово — взаимности, не делай другим того, чего не желаешь себе». Конфуцием здесь сформулирован принцип, который позже получил название золотого правила нравственности. Лучше этого правила человечество пока ничего не придумало.

Глоссарий.

Даосизм. 1) Одно из основных направлений древнекитайской философии, представленное, в первую очередь, трактатами «Лао-цзы» и «Чжуан-цзы». 2)Одна из китайских религий. Возникла во 2 в. н. э. и использовала в качестве основного сочинения трактат «Лао-цзы».

Поднебесная, Поднебесная империя — древнее название Китая.

Задание к тексту.

Заполните таблицу. (Технология “Двойной дневник”.)

Главная идея текста

Почему выбрана именно эта идея?

Главная проблема текста.

Какое решение этой проблемы вы можете представить?

Цитата (в кавычках)

Что вас заставило записать именно эту цитату?

Фраза

Какие мысли вызвала у вас эта фраза?

Ключевое понятие

Какой вопрос возник у вас в связи с ключевым понятием?

Кейс № 3.

 Собственных книг Конфуций не писал, однако его последователи с любовью и почтением к Учителю составили сборник его высказываний и суждений под названием «Лунь юй» (VI в. до н. э.), которой принято переводить как «Беседы и суждения».

Познакомьтесь с некоторыми из них.

Учитель сказал:

— Там, где царит человеколюбие, прекрасно. Поэтому когда кто-либо поселяется там, где нет человеколюбия, разве он мудр?

— Человек, не обладающий человеколюбием, не может долго жить в условиях бедности, но он не может долго жить и в условиях радости. Человеколюбивому человеку человеколюбие приносит успокоение. Мудрому человеку человеколюбие приносит пользу.

— Тот, кто искренне стремится к человеколюбию, не совершит зла.

— Характер ошибок зависит от того, кем они сделаны. Только посмотрев на ошибки, можно узнать, обладает ли человек человеколюбием.

— Тот, кто стремится познать правильный путь, но стыдится плохой одежды и пищи, не достоин того, чтобы с ним вести беседу.

— Благородный муж не выделяет в Поднебесной одни дела и не пренебрегает другими, он поступает так, как велит долг.

— Благородный муж думает о морали; низкий человек думает о том, как бы получше устроиться.

-Благородный муж думает о том, как бы не нарушить законы; низкий человек думает о том, как бы извлечь выгоду.

— Тот, кто действует, стремясь к выгоде для себя, вызывает большую неприязнь.

— Человек не должен печалиться, если он не имеет высокого поста, он должен лишь печалиться о том, что он не укрепился в морали. Человек не должен печалиться, что он неизвестен людям. Как только он начнет стремиться к укреплению в морали, люди узнают о нем.

— Благородный муж знает только долг, низкий человек знает только выгоду.

— Служи своим родителям, мягко увещевай их. Если видишь, что они проявляют несогласие, снова прояви почтительность и не иди против их воли. Устав, не обижайся на них.



— Пока родители живы, не уезжай далеко, а если уехал, обязательно живи в определенном месте.

— Нельзя не знать возраст родителей, чтобы, с одной стороны, радоваться, а с другой- проявлять беспокойство.

— Древние говорили с осторожностью, так как опасались, что не смогут выполнить сказанное.

— Благородный муж стремится быть медленным в словах и быстрым в делах.

— Добродетельный человек не остается одиноким, у него обязательно появятся близкие ему по духу.

— Надоедливость в служении государю приводит к позору. Надоедливость в отношениях с друзьями приводит к тому, что они будут тебя избегать.

Глоссарий.

Поднебесная, Поднебесная империя — древнее название Китая

Задание к тексту.

Выберите три высказывания Конфуция и ранжируйте их. Прокомментируйте свой выбор.

4.Обобщение материала.



Согласно учению Конфуция, каждый из нас прежде всего должен заботиться о выполнении своего долга. Веря в изначальное добро в каждом человеке, Конфуций учил, что только высокоморальное воспитание каждого жителя способно сделать его страну процветающей.

5.Рефлексия.

Учащиеся делятся впечатлениями об уроке.

6.Домашнее задание (по выбору учащихся).

1. Представьте, что слово “Конфуций” требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику самому Конфуцию. (Можно словом, выражением, небольшим предложением.)

К

О

Н

Ф

У

Ц

И

Й

2.Сочините синквейн о Конфуции и его учении.

3. Подобрать высказывание, которое могло бы быть эпиграфом данного урока. Прокомментировать свой выбор.

Вариант 2.

Цель: формирование этического сознания учащихся через знакомство с учением Конфуция о добродетельной жизни.

Задачи:

познакомить учащихся с учением Конфуция, расширить представление о великих учителях человечества;

раскрыть непреходящее значение моральных норм, выработанных человечеством;

развивать навыки аналитического мышления.

Возраст учащихся: 8-ой класс.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютеры, наличие Интернета.

ХОД УРОКА:

Мотивационный момент.

Познакомьтесь с высказываниями. Что их объединяет? О ком сегодня мы будем говорить на уроке? (Высказывания распечатаны.)

Я уважаю Конфуция. Он был первым человеком, не принявшим божественного вдохновения. (Вольтер, один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник; основоположник вольтерьянства.)

Что он (Конфуций) передал, так это именно те ценности, которые китайский народ лелеял веками до него… (Уильям МакНотон, посол и министр Правительства Индии при дворе шаха Шуджи уль-Мулька во время англо-афганской войны 1838 – 1842 годов.)

Если бы нам пришлось выбрать для определения конфуцианской этики одно слово, этим словом был бы “гуманизм”. Конфуцианская этика призвана научить тому, как быть человеком… (Доктор Ту Вей – Мин, профессор китайской истории и философии Гарвардского университета.)

Освоение учащимися  новой информации.

Самостоятельная работа учащихся с информационно — практическим модулем.

http://fcior.edu.ru/card/2654/kitaysko-konfucianskaya-civilizaciya.html

Групповая работа по документу. (Технология “Кейс – стади”. В зависимости от подготовленности класса можно ограничиться двумя текстами по выбору учителя.)

Класс делится на группы. Каждая группа получает свой кейс (папку документов).

Методические рекомендации работы в группах.

Внимательно прочитайте полученные документы (тексты) и задания к ним.

Выполните задания (обсудите вопросы) в группе.

Расскажите одноклассникам о результатах обсуждения.

Кейс № 1.

Конфуций вывел пять достояний благородного человека (“цзюнь-цзы”), к развитию которых должен стремиться каждый, желающий достичь успеха в своей жизни:

1. «Жэнь» — человеколюбие. Следовать «жэнь» значит руководствоваться в своих поступках состраданием и любовью к людям. По Конфуцию, «жэнь» — это то, что отличает человека от животного, то, что противостоит звериным качествам, дикости, подлости и жестокости.

2. «И» — справедливость. Хотя следование нормам морали и нравственности из собственных интересов не является грехом, справедливый человек следует им потому, что понимает, насколько они необходимы и совершенны. Справедливость всегда основана на взаимности: так, следует почитать родителей в благодарность за то, что они тебя родили и вырастили. «И» уравновешивает качество «жень» и сообщает цивилизованному человеку необходимую твёрдость и строгость. «И» противостоит человеческому эгоизму.

3. «Ли» — соблюдение норм морали и нравственности, церемоний и обрядов. В более общем смысле «ли» — это любая деятельность, направленная на создание и поддержание идеального общества.

4. «Чжи» — здравый смысл, благоразумие, мудрость, рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. «Чжи» уравновешивает качество «И», предупреждая упрямство. «Чжи» противостоит глупости.

5. «Синь» (иероглиф сердца) — искренность, доброе намерение, непринуждённость и добросовестность. «Синь» уравновешивает «ли», предупреждая лицемерие.

Задание к тексту.

Заполните таблицу.

Достояние благородного человека

“Характеристика” достояния.

Каким человеческим качествам противостоит?

«Жэнь»



«И»

«Ли»

«Чжи»

«Синь»

Кейс № 2.

Конфуций открыл человека, постиг своеобразие его бытия и места в мире. Центральная категория его учения — “жень”, что на русский язык переводится как «человеческое начало», «милосердие», «человеколюбие», «гуманность». “Жень” — это человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Нельзя сказать, что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос о том, в чем заключается его нравственное призвание, говоря по-другому, человек есть то, что он сам из себя делает.

Конфуция много раз спрашивали, что такое «жень»? Среди ответов есть и такое утверждение: «Это значит любить людей». «Жень» берет свои истоки и реализуется в отношениях человека с другими людьми.

Однажды во время скитаний Конфуций с учениками оказался в ситуации, когда им надо было перейти реку. Конфуций послал одного из учеников к находившимся неподалеку даоским отшельникам, чтобы узнать у них, где находится брод. “Стоит ли,- ответили отшельники,- искать брод, когда вся Поднебесная охвачена потопом? И вместо того чтобы держаться за Конфуция, который хочет уйти от определённых людей, не лучше ли последовать учениям тех мужей, которые вообще избегают мирской суеты?” Ученик передал эти слова Конфуцию. Тот сказал, что человек не может сбиться в одну стаю со зверями и птицами, и если он уйдет от людей, то с кем он останется?

Очень мудрый ответ. У человека свой удел, даже если он очень тяжелый. Мудрость состоит не в том, чтобы ставить несбыточную цель — убежать от людей, а в том, чтобы внести гармоничное начало в отношения между ними. Отношения между людьми наполняются нравственным смыслом, принимают гармоничный характер по мере того, как они становятся взаимными. На вопрос своего ученика: «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?» Конфуций ответил: «Это слово — взаимности, не делай другим того, чего не желаешь себе». Конфуцием здесь сформулирован принцип, который позже получил название золотого правила нравственности. Лучше этого правила человечество пока ничего не придумало.

Глоссарий.

Даосизм. 1) Одно из основных направлений древнекитайской философии, представленное, в первую очередь, трактатами «Лао-цзы» и «Чжуан-цзы». 2)Одна из китайских религий. Возникла во 2 в. н. э. и использовала в качестве основного сочинения трактат «Лао-цзы».

Поднебесная, Поднебесная империя — древнее название Китая.

Задание к тексту.

Заполните таблицу. (Технология “Двойной дневник”.)

Главная идея текста

Почему выбрана именно эта идея?

Главная проблема текста.

Какое решение этой проблемы вы можете представить?

Цитата (в кавычках)

Что вас заставило записать именно эту цитату?

Фраза

Какие мысли вызвала у вас эта фраза?

Ключевое понятие

Какой вопрос возник у вас в связи с ключевым понятием?

Кейс № 3.

 Собственных книг Конфуций не писал, однако его последователи с любовью и почтением к Учителю составили сборник его высказываний и суждений под названием «Лунь юй» (VI в. до н. э.), которой принято переводить как «Беседы и суждения».

Познакомьтесь с некоторыми из них.

Учитель сказал:

— Там, где царит человеколюбие, прекрасно. Поэтому когда кто-либо поселяется там, где нет человеколюбия, разве он мудр?

— Человек, не обладающий человеколюбием, не может долго жить в условиях бедности, но он не может долго жить и в условиях радости. Человеколюбивому человеку человеколюбие приносит успокоение. Мудрому человеку человеколюбие приносит пользу.

— Тот, кто искренне стремится к человеколюбию, не совершит зла.

— Характер ошибок зависит от того, кем они сделаны. Только посмотрев на ошибки, можно узнать, обладает ли человек человеколюбием.

— Тот, кто стремится познать правильный путь, но стыдится плохой одежды и пищи, не достоин того, чтобы с ним вести беседу.

— Благородный муж не выделяет в Поднебесной одни дела и не пренебрегает другими, он поступает так, как велит долг.

— Благородный муж думает о морали; низкий человек думает о том, как бы получше устроиться.

-Благородный муж думает о том, как бы не нарушить законы; низкий человек думает о том, как бы извлечь выгоду.

— Тот, кто действует, стремясь к выгоде для себя, вызывает большую неприязнь.

— Человек не должен печалиться, если он не имеет высокого поста, он должен лишь печалиться о том, что он не укрепился в морали. Человек не должен печалиться, что он неизвестен людям. Как только он начнет стремиться к укреплению в морали, люди узнают о нем.

— Благородный муж знает только долг, низкий человек знает только выгоду.

— Служи своим родителям, мягко увещевай их. Если видишь, что они проявляют несогласие, снова прояви почтительность и не иди против их воли. Устав, не обижайся на них.

— Пока родители живы, не уезжай далеко, а если уехал, обязательно живи в определенном месте.

— Нельзя не знать возраст родителей, чтобы, с одной стороны, радоваться, а с другой- проявлять беспокойство.

— Древние говорили с осторожностью, так как опасались, что не смогут выполнить сказанное.

— Благородный муж стремится быть медленным в словах и быстрым в делах.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст