Этапы проектирования урока химии в соответствии с требованиями ФГОС

Этапы проектирования урока химии в соответствии с требованиями ФГОС Канина Людмила Сергеевна учитель химии МБОУ Туимская СОШ № 3

В работе современного педагога поставлена задача изучения и анализа различных возможностей, методов, форм и средств обучения в образовательной среде, а также видов учебной деятельности школьников, обеспечивающих получение ожидаемых результатов. В профессиональной деятельности педагога большую роль играет проектировочный компонент. Он включает в себя: цели и задачи учебного процесса, выстраивание содержательных линий изучения предметов, анализ планируемых результатов обучения, разработку хода урока, подбор учебных ситуаций, планирование методов, организационных форм, анализ планируемых результатов обучения. К уроку по теме «Аминокислоты» 10 класс создана технологическая карта, отражающая деятельность учителя и ученика, задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов и планируемые результаты.

Технологическая карта урока по химии 10 класс по теме «Аминокислоты»

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Заинтересованы интересными фактами; изучают рисунки слайдов; участвуют в беседе;

Излагает познавательный материал; использует мультимедиа; показывает флаконы с препаратами, банку с паштетом, фото культуриста; осуществляет доброжелательный и деловой настрой на урок

Участие в беседе; ответы на вопросы; свои суждения; установление связи между фактами и темой урока

Знать: значимость аминокислот; их открытие и способ получения для нормальной жизнедеятельности человека

Личностные:уметь отражать личное видение вопроса

Регулятивные:уметь вставить правильный ответ во время беседы

Коммуникативные: уметь общаться с учителем во время беседы

Познавательные:уметь применить во время беседы известные факты

II. Формулирование темы урока, постановка цели

Ответом на вопрос называют тему; через участие во фронтальной беседе (установление причинно-следственных связей) подходят к постановке цели урока

Используя ситуацию, заинтересовывая ученика, подводит его к формулировке темы; используя логическую последовательность вопросов, подводит ученика к постановке цели урока

Фронтальные вопросы; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи; выдвижение цели

Знать: функциональные группы аминокислот; основный характер аминогруппы; кислотный характер карбоксильной группы; амфотерность как двойственную природу взаимодействия; пример амфотерного неорганического и органического соединения

Личностные:уметь быстро дать правильный ответ Регулятивные:уметь оперативно оценивать ответы (свои и своих одноклассников)Коммуникативные:умение работать на всю аудиториюПознавательные:узнать факты или дополнить свои знания

III.

Изучение нового

Работают в группах; делают лабораторные опыты, работая по карте; дают объяснения изменениям; отвечают на вопросы; делают записи в тетради и у доски, смотрят слайды презентации; слушают учителя; пишут самостоятельно уравнения реакции; взаимно проверяют задание (в парах); работают с учебником и дополнительным материалом.

Организует и координирует выполнение лабораторных опытов; задаёт вопросы для перехода к другому виду деятельности; даёт фактический материал, используя слайды (элемент лекции); организует текущий контроль; направляет работу по учебнику; комментируя таблицу, вызывает учащихся на беседу и рассуждения; демонстрирует слайды.

Работать в группах; выполнение лабораторных опытов; объяснить изменения, протекающие в результате взаимодействий; ответить на вопросы; сделать выводы; записать уравнения реакции в тетрадях (у доски индивидуально); проверить реакцию горения в паре; найти в учебнике и изучить реакцию поликонденсации; рассказ учителя поддерживать своими рассуждениями и вступать с ним в диалог; задавать вопросы; уточнять данные; находить решение проблемы; проверить задание в паре.

Знать: физические свойства аминокислот; химические свойства аминокислот; их номенклатуру; гомологи и изомеры; получение; применение

Личностные:умение проводить исследованиеРегулятивные:использование самопроверки и взаимопроверки и сравнение с образцомКоммуникативные:умение работать в группе и в пареПознавательные:умение применять получаемые знания на практике, при выполнении упражнений

IV. Закрепление нового

Вживаются в ситуацию; изучают материал по источнику информации; готовят выступление.

Обеспечивает учащихся дополнительным материалом для изучения ситуации; организует выступления учащихся; проверяет правильность изложения материала; демонстрирует слайды.

Работать в группе; работать с дополнительным материалом; выделять главное существенное; подготовить выступление; выступить с сообщением.

Знать применение аминокислот; некоторые их специфические свойства; биологическую значимость и фармакологическую ценность некоторых аминокислот

Личностные:умение подготовить сообщениеРегулятивные:уметь переработать материал в соответствии с поставленными условиямиКоммуникативные:умение выступить перед классомПознавательные:применить материал для данной ситуации

V. Контролирующее задание

Самостоятельная работа по теме урока; работа со слайдом; самопроверка задания

Организует выполнение самостоятельной работы

Выполнить самостоятельно работу; проверить и оценить её; корректировать свои знания

Знать: номенклатуру соединений ряда аминокислот; их амфотерность и химические свойства; уметь составлять структурные формулы аминокислот; уметь применить на практике

Личностные:умение понять формулировку заданияРегулятивные: самопроверка тестаКоммуникативные:умение признать свои ошибки или адекватно оценить правильный ответ Познавательные:умение сконцентрировать своё внимание на заданных вопросах

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Высказывают своё мнение об уроке; слушают оценку своего труда; комментируют ответы других.

Подводит итог работы на уроке; отмечает удачные ответы и не очень; спрашивает мнение учеников; слушает их похвалу или критику.

Выслушать оценку своей работы; высказать своё мнение по предложенному обсуждению; принять адекватно похвалу или критику

Знать: изученный материал в полном объёме; ход урока; деятельность на уроке свою и своих одноклассников; уметь давать оценку различным видам работы

Личностные:уметь высказывать личное мнениеРегулятивные:уметь оценивать себя и другихКоммуникативные:умение вести дискуссиюПознавательные:уметь видеть в уроке и изучение теории, и этапы его ведения

Литература: 1) М.М.Поташник. Требование к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008г.