Этапы педагогической деятельности в работе с детьми склонными к суициду

Катаева Галина Владимировна,

воспитатель высшей категории

ГКОУ РО для детей сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей,

детского дома №3, г. Таганрога

Этапы педагогической деятельности в работе с детьми,

склонными к суициду

Суицидальное поведение- это проявление суицидальной активности-мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

Дети с суицидальным поведением чаще лишены родительского внимания и заботы, часто проживают в интернатах или с приемными родителями.

В суицидально-опасную группу входят:

Молодые люди с нарушение межличностных отношений, злоупотребляющие наркотиками и алкоголем;

Сверхкритичные к себе;

Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат;

Подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;

Люди, страдающие от болезней.

В работе воспитателя с детьми, склонными к суициду, можно выделить несколько этапов.

Аналитический

В нашей группе к данной категории детей относятся воспитанники А и В.

По результатам первичной диагностики обе девочки склонны к депрессивным состояниям.

Для эмоционально-личностной сферы А. характерны личностная и ситуативная тревожность, напряженность, заниженная самооценка, неуверенность в себе, в своих силах и действиях. Всё это накладывается на слабое соматическое здоровье(ВСД, органические повреждения ЦНС). Такое психическое и эмоциональное состояние связано с тем, что ребенок с раннего возраста находился в трудной жизненной ситуации (алкоголизм родителей, жизнь в условиях не пригодных для проживания, переживание за судьбу матери, брата, свою собственную).

Для эмоционально-личностной сферы В характерны повышенная тревожность, неуверенность и тревожная мнительность за будущее своё и своих близких, наличие навязчивых идей, опасений, причем адресуются они в основном к возможному событию, даже маловероятному в будущем, по принципу « как бы чего не случилось». Причины такого психического и эмоционального состояния кроются в ранней материнской депривации, в трудной жизненной ситуации, в переживании за жизнь матери, брата, за своё будущее.

Что касается психологического климата в группе и его влияния на психо-эмоциональное состояние детей, находящихся в группе риска, то следует отметить, что по данным социометрии, микроклимат в группе в целом благоприятный. В детском коллективе нет «отверженных». Отношения между детьми открытые. Обстановка в группе способствует формированию чувства безопасности, комфорта и защищенности.



Таким образом, причины депрессивного состояния девочек А и В кроются в особенностях психического и соматического здоровья, в том, что с раннего возраста они находились в трудной жизненной ситуации.

Прогностический

Исходя из вышесказанного, целью работы с данными воспитанниками является:

Коррекция эмоциональной сферы;

Предупреждение суицидального поведения.

В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:

Выявление особенностей личности;



Контроль за эмоциональным состоянием;

Снятие психологического напряжения в кризисных ситуациях;

Развитие уверенности в собственных силах, чувства доверия;

Развитие способности к конструктивному поведению в трудных жизненных ситуациях;

Стимулирование творческой деятельности (поиск и нахождение «ниши» для ребенка, где он чувствовал бы себя полезным, нужным);

Создание гармоничного, благоприятного микроклимата в группе.

Деятельностный

Дети, склонные к депрессивным состояниям нуждаются в комплексном медико-психолого-педагогическом сопровождении. Программы индивидуального сопровождения должны включать в себя мероприятия медицинские, психологические и педагогические. Важной формой работы с такими детьми является «Телефон доверия»

Важным элементом в работе с данными подростками является организация здоровьесберегающей среды, которая включает в себя:

Правильно организованный режим труда и отдыха;

Разумные физические нагрузки;

Наличие личного времени и пространства;

Формирование доверительных отношений, использование принципа службы «Телефона доверия»: «не судить, не критиковать, и даже не удивляться».

Среди форм работы следует выделить:

Беседы и тренинги направленные на:

- формирование позитивного мышления, нравственных ценностей и смысла жизни;



-формирование негативного отношения к суициду (беседа со священником, посещение храма).

Индивидуальные беседы;

Обеспечение занятости, организация досуга.

Оценочно-контрольный

Данный этап включает в себя промежуточные диагностики, которые позволяют проанализировать результаты проведенной работы, отметить положительную динамику в состоянии и поведении детей, оценить, что удалась скорректировать и над чем ещё необходимо работать.

По результатам диагностики ставятся следующие задачи:

Совместное обсуждение с ребенком успехов и неудач;

Констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения;

Осмысление ребенком и педагогом опыта жизнедеятельности.

На данном этапе нашей работы у воспитанников идет процесс формирования умения оценивать, анализировать своё поведение, потребности в самовоспитании, саморазвитии. Формируется четкая установка на конструктивное поведение и построение позитивного жизненного сценария.