эстетическое воспитание учащихся средствами музыки в условиях учреждения дополнительног

Эстетическое воспитание учащихся средствами музыки в условиях учреждения дополнительного образования. Модель взаимодействия СОШ и учреждений дополнительного образования.

Романова О.А., преподаватель музыкально- теоретических дисциплин 1 квалификационной категории ДМШ № 3 г. Альметьевска

Современное общество находится в ситуации переходного периода развития: многие жизненные ориентиры и ценности претерпевают изменения. Формирование личности подрастающего поколения в этих условиях развития общества, безусловно, должно находиться под государственным контролем. Концепция модернизации российского образования определила необходимость гуманизации образования и предпочтения ценостей художественно-эстетического развития личности. Однако на практике в современном образовании все еще наблюдается явный приоритет интеллектуального развития над эстетическим в ущерб последнему и, в конечном итоге, в ущерб развитию личности ребенка в целом.

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении, и конечно, в искусстве.

Учреждения дополнительного образования с их спецификой функционирования и особенностями содержания деятельности могут в полной мере обеспечить необходимые для эстетического воспитания личности условия. Музыкальная культура и музыкальное воспитание в наиболее доступной форме позволяет реализовать основные задачи учреждений дополнительного образования на современном этапе.





Эстетическое воспитание учащихся в учреждениии дополнительного образования можно осуществлять в различных формах, используя различные методы и программы. В Альметьевской детской музыкальной школе № 3 с 2002 года существует отделение эстетического воспитания при СОШ № 1 и татарской гимназии. Особенностью данного отделения является то, что контингент учащихся набирается на базе общеобразовательных школ, указанных выше. Предпосылками создания отделения эстетического воспитания послужило несколько факторов: потребность развития музыкальных способностей и эстетических качеств у учащихся общеобразовательной школы; близость расположения школ (это дало возможность обучаться целыми классами вне отрыва от расписания общеобразовательной школы). ДМШ № 3 осуществила 3 выпуска на отделении эстетического воспитания (141 выпускник). На данный период на отделении обучается 179 учащихся. Учебная работа осуществляется в следующих направлениях: музыкальное, танцевальное, теоретическое. Музыкальное направление представляет собой вокально- хоровые занятия и игру на музыкальных инструментах. Танцевальное направление представляет собой занятия с хореографом. Теоретическое направление включает в себя некоторые музыкально-теоретические дисциплины и предмет этикет. Среди музыкально-теоретических дисциплин изучается «Слушание музыки» и «Введение в музыкальную грамоту».

Воспитательная работа в детском коллективе осуществляется в следующих направлениях: создание нравственного климата и радостной атмосферы; получение детьми удовольствия от музыкальных занятий; формирование вкусовых предпочтений, оценочных суждений, идеалов, взглядов, мировоззрения; взаимодействие с родителями, зрителями, учителями школы; участие в мероприятиях, конкурсах, фестивалях – школьных, городских, региональных и республиканских, таких, например, как открытый республиканский телевизионный молодежный фестиваль эстрадного искусства «Созвездие», «Звенящая капель». В марте 2009 года учащиеся отделения эстетического воспитания ДМШ № 3 заняли 2 место в фестивале- конкурсе народов Поволжья.

В период с 2003- 2004 гг. на базе ДМШ № 3 было проведено практическое исследование влияния музыкального воспитания в учреждениях дополнительного образования на эстетическое воспитание личности учащихся. В исследовании принимали участие 25 школьников в возрасте 8-10 лет. Задачей исследования было оценить эстетическое воспитание школьников до обучения и после 1 года обучения в музыкальной школе и сравнить результаты исследования. Проведенное исследование позволило прийти к следующим выводам: специально созданные условия в музыкальной школе способствуют проявлению большой активности в реализации эстетических потребностей. Эта активность проявляется в частоте посещения культурно- досуговых учреждений и выраженном желании посещать их чаще. Специально созданные условия в музыкальной школе способствуют формированию эстетических интересов учащихся. Это проявляется в повышении интереса к искусству, музыке. После эксперимента изменились предпочтения учащихся в форме проведения свободного времени. Они больше стали читать и слушать музыку, меньше смотреть телевизор и меньше бесцельно общаться с друзьями. Анализ представлений детей о моральных нормах общества выявил большую адекватность их понимания у учащихся музыкальной школы после эксперимента.

На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.