Эстетическое воспитание подростков

Эстетическое воспитание подростков

Ермилова О.В., учитель изо, черчения

МБОУ «СОШ №4 п.Нижний Куранах» Алданского района

Ритм ХХI века, его нравы и настроения отодвинули искусство на вторые, а зачастую, и третьи роли в жизни современного школьника. Поэтому предметы по искусству воспринимаются как уроки, дающие возможность отдохнуть между «трудными» предметами. Да и при выполнении домашнего задания дети слышат от родителей: «Сначала сделай математику!». Но если дети младшего возраста еще проводят свободное время за рисованием, то подростки, не находя поддержки учителей и родителей, теряют интерес к искусству.

Формирование духовного мира ребенка особо остро стоит в настоящее время. На протяжении многих веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство. Актуальность проблем воспитания подрастающего поколения ни у кого не вызывает сомнений, тем не менее эстетическому развитию еще (или уже) не уделяется должного внимания. В “Стратегии модернизации Российского образования” в числе важнейших задач предусмотрено “значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся”, отмечено, что “необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы…» Однако искусство в школе словно утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания. А ведь именно оно является той гармоничной частью духовного богатства личности, которая развивает в ней чувства истинно человеческие: эстетические, интеллектуальные, нравственные. Эстетическое воспитание оказывает целостное и всестороннее воздействие на школьников, следовательно, в нем заложены основы и общего развития. Для теории и практики эстетического воспитания представляют серьезный интерес особенности эстетического развития учащихся подросткового возраста. Подростковый возраст — период становления личности. Это возраст, в котором проявляется склонность к самоанализу, стремление к самосознанию, самоутверждению. Каждый взрослый знает, как важно в этом возрасте не растерять то, что было заложено в нем с рождения.

Есть основание предполагать, что уважительное отношение и интерес к прекрасному у ребенка от природы. Маленький ребенок способен внимательно, восхищенно и с уважением, воспринимать цвет, ритм, мелодию, движение. Чувство красоты создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. Мы должны заботиться, чтобы не было одностороннего воспитания. Ребенок должен научиться видеть разные стороны нашей действительности, и к этому имеются все возможности. Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности и призвана система эстетического воспитания.



Складывающаяся в стране социально-культурная ситуация во многом ответственна за массовость антиобщественных проявлений в поведении детей вплоть до саморазрушающих (преступления, наркомания, алкоголизм и т.д.). Все чаще СМИ делают модели асоциального поведения привлекательными для все более широкого круга детей. И подростки, как никто, подвержены этому. Телевизор заполонили дешевые ситкомы, книжные магазины набиты «бульварным чтивом», радио перенасыщено хитами типа «Ла-ла-ла», а Интернет пестрит пошлой негативной информацией. Фильмы, музыка, спектакли и телепередачи, которые призваны воспитывать чувство прекрасного, уходят в прошлое. Конечно, школа дает определенный объем знаний, но без участия родителей в воспитании духовно богатой личности, эти знания угасают.

Эстетическая и художественная культура являются главными составляющими духовного облика человека. Роль эстетического воспитания для подростков крайне важна, так как эстетическое воспитание способствует развитию творческого потенциала, оказывает разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности. Эстетическое воспитание подростков можно осуществлять как в школьном пространстве, так и в домашних, более свободных условиях. Подросток постепенно будет накапливать знания о художественных явлениях, овладевать ценностными ориентирами, развивать мотивы общения с эстетическими объектами, тем самым формируя положительные эмоционально-психологические установки, способы образного мышления, что приучает детей к самостоятельной деятельности. Именно занятия эстетической направленности помогают ребенку раскрыть себя, а нам – взрослым – понять их.



Как однажды сказал В.В.Путин: «Сейчас модно быть умным». И поэтому сегодня возрастает потребность современного общества в людях креативных, развитых, способных творчески мыслить, решать проблемы и подходить к различным изменениям жизни. Это обусловлено темпом развития общества. Проблема всестороннего развития человека, непрерывного его совершенствования, является основой в становлении социально адаптированной личности. Но, воспитывая ребенка на произведениях искусства, не нужно ждать, что из него обязательно вырастет Левитан. Нужно только лишь не мешать этому.

Список литературы

Асмолов А.В. Психология, искусство и образование. / А.В.Асмолов // Искусство в школе, 1993, №6



Бурова А.И Эстетическое воспитание школьников / А.И.Бурова, Москва, Педагогика, 1974, 301 с.

Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания. / В.С.Кузин. М.: 1984

Неменский Б.М. Мудрость красоты. / Б.М.Неменский, М.: Просвещение, 1987, 253 с.

Эстетическая культура и эстетическое воспитание; Книга для учителя / Сост. Г.С.Лабковская. – М.: Просвещение, 1983, 304 с.