Эссе участника школьного этапа конкурса Учитель года

Какую же тему на защиту опыта мне взять? Повторятся из года в год не хочется. Пришлось обдумать, взвесить, и … Пересмотрев много всяких книг, … журналов, интернет ресурсов, ко мне пришла одна гениальная мысль: «Что бы я не взяла, какую бы я тему не выбрала, все возвращается к детям, к 7 классу, бывшему 6-му, бывшему 5-му. А не рассказать ли мне о своей работе в роли классного руководителя.

А жизнь классного руководителя это сказка. Итак, сказка начинается …

СЛАЙД: Сказка «Алиса, ой Инна Васильевна, в Стране Чудес» или

«Роль классного руководителя в воспитании и формировании классного коллектива и личности учащихся в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида».

В этой сказке я нахожусь уже третий год. Это, как большой нокаут, от кролика, который пробегал мимо и сказал человеческим голосом «Ай-ай=ай! Я опаздываю! Да, кстати Инна Васильевна, вы будете классным руководителем в 5 классе». Потом, вспоминая обо всем этом, она решила, что все-таки немножко удивиться стоило, но сейчас ей казалось, что все идет как надо. Но когда Кролик достал из жилетного кармана (да-да, именно!) ЧАСЫ (настоящие!) и, едва взглянув на них, опрометью кинулся бежать, тут Алиса, ой Инна, так и подскочила! … Что было дальше, все сидящие в этом превосходном зале помнят и знают. Было весело и страшно …

В ту же секунду Инна не раздумывая ринулась за работу:

- оформление кабинета,

- подготовка личных дел, характеристик, отчетов, журналов, ведение разных там дневников,

- адаптация, социализация, интеграция, выполнение требований школьной администрации, общение с классом, улаживание конфликтов, откровения и «страшные тайны»

- кл. часы, родительские собрания, экскурсии, прогулки, конкурсы, праздники, субботники, звонки, разговоры,

- беседы, объяснительные, похвала, победы, поражения, грамоты.

– Да, – сказала себе Алиса, ой Инна, – вот это полетела так полетела! А кой о чем подумать ей не мешало бы – ну хоть о том, как она выберется обратно!

Однажды, в один прекрасный день я прочитала письмо Льюиса Кэрролла театральному режиссеру, который решил поставить сказку про Алису на сцене. Т.К. сегодня надо говорить о себе, то может это и вычурно будет сказано, но это чуть, подчеркиваю ЧУТЬ и обо мне, как о классном руководителе … Там говорилось:

«…Какой же я видел тебя, Алиса, в своем воображении? Какая ты? Любящая – это прежде всего: любящая и нежная; нежная, как лань, и любящая, как собака (простите мне прозаическое сравнение, но я не знаю на земле любви чище и совершенней); и еще – учтивая: вежливая и приветливая со всеми, с великими и малыми, с могучими и смешными, с королями и червяками … . И еще – доверчивая, готовая поверить в самую невозможную небыль и принять ее с безграничным доверием мечтательницы; и, наконец, – любопытная, отчаянно любопытная и жизнерадостная той жизнерадостностью, какая дается лишь в детстве, когда весь мир нов и прекрасен и когда горе и грех – всего лишь слова, пустые звуки, не означающие ничего!»

Я долго думала о эпиграфе к своей работе-сказке. Прочитала невероятное количество афоризмов, высказываний, и т.д. … Отфильтровала, многое убрала, но следующие убрать не смогла. Они на данный момент для меня актуальны. Они заставляют одуматься, задуматься, поразмыслить, они толкают к педагогическому росту, эти мысли именно о моей работе сегодня, сейчас, в данный момент. Завтра, через год, будут другие эпиграфы, другие мысли. Это может быть даже цель и задачи моей работы.

Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспитывать других мы можем только через себя, воспитывая себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо жить самому? Л.Н. Толстой

Очень верны в современных условиях слова Сухомлинского:

Детство не должно быть постоянным праздником — если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда.

Сухомлинский В. А.

«Вслед за человеком разумным приходит человек духовный»

 «Понятие духовности — четвертое измерение сознания учителя»

Словом, сказка продолжается, и со мной вышло точь-в-точь как с одной маленькой девочкой Алисой, которая обычно говорила:– Откуда я знаю, что я думаю? Вот скажу – тогда узнаю! Так и я.

Так вот, я говорю: чтобы понять эту сказку по-настоящему – надо знать многое множество самых разных разностей, а это знают только настоящие классные руководители: … Надо знать, кто такие АНТИПОДЫ и что такое ПАРАЛЛЕЛИ и МЕРИДИАНЫ, надо знать, КОГДА ЧТО СЛУЧИЛОСЬ и что такое ТКАНЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ; надо знать, из чего НЕ делается ГОРЧИЦА и во что играть на динамических паузах; кто такие ПРИСЯЖНЫЕ и чем они отличаются от ПРИСТЯЖНЫХ; и как найти исчезнувшие тапки, брюки, и курят ли червяки КАЛЬЯН, и носят ли Лягушки, Караси и Судьи ПАРИКИ, и можно ли питаться одним МАРМЕЛАДОМ и пельменями, и как можно поднять температуру в градуснике до 37.5 … и… и так далее и тому подобное!

Безусловно, классный руководитель должен много знать, но и многое чувствовать.

Ну какой же учитель может быть хорошим классным руководителем? Этот вопрос мучил не меня одну. Замечательный ответ на него дает педагог Н.Селиванова: «Это тот педагог, который помнит свое детство на уровне ощущений. Помнит, что он испытывал, когда ему поставили несправедливую оценку, не взяли в спортивную команду, в квн или забыли объявить благодарность перед классом.»

Классное руководство не столько работа, сколько совместная жизнь, прожитая взрослым человеком и ребенком в школе. Классных руководителей ценят не только за строгость и требовательность, но и за тепло и ласку, заботу и внимание к ученикам. Любимый мною Пауло Коэльо пишет: «Любовь – не в другом, а в нас самих. Мы сами ее в себе пробуждаем!» А вот для того, чтобы ее пробудить, и нужен этот другой. Вселенная обретает смысл лишь в том случае, если нам есть с кем поделиться нашими чувствами. Тогда наша галактика меняет орбиту».

Каковы же ключевые направления воспитания, которые лежат в основе моей работы ?

Во-первых, это регулирование сложной системы взаимоотношений в классе, где школьники получают первые социальные навыки, порой оказывающие заметное влияние на их будущее.

Во-вторых, это восполнение дефицита полноценного общения, который испытывают многие современные дети. Из семейной практики ушли неспешные беседы за семейным столом в кругу сопереживающих взрослых, это время заменяют компьютеры, интернет игры, виртуальное общение, и др.… За счет разнообразия организуемой деятельности (кружки, познавательные экскурсии, интересные походы, и т.д.), я совместно с воспитателем создаю условия для расширения круга общения детей и развития их творческих способностей

B-четвертых, это координация деятельности участников процесса воспитания (педагогов, администрации, родителей) в интересах ребенка. Здесь моя роль двоякая. С одной стороны, выступаю для воспитанников посредником направляющего влияния администрации школы и ее педагогов, с другой — представляю интересы учеников класса на всех возможных уровнях.

Классное руководство-это сложно. Ведь классный руководитель за многое отвечает и за это получает и не всегда премии.

И моя задача -  сделать так, чтобы эти росточки выросли, окрепли, нашли свое место под солнцем и сохранили чувство уважения к учителю на всю жизнь. И это время вспоминали как самую интересную и счастливую сказку! Надеюсь, у меня это получится!

Нас время шлифует то болью, то ранкой…

Чем чаще удары, тем лучше огранка…

Шедевром искусства мы станем не сразу…

Любой бриллиант был когда-то алмазом!