Эссе Свобода и ответственность в психологии образования

ЭССЕ

Дорог много, а путь один.

О, если б только мы могли читать небесные скрижали!

(Сервантес)

Обычно мечты о профессии в детстве кардинально отличаются от того, чем потом в будущем мы занимаемся. По правде говоря, в детстве я мечтала стать врачом и помогать людям быть здоровыми, лечить их от всякой хвори и болезней. Я часами могла зашивать любимому мишке рану на лапке, или ставить уколы своей кукле. Я с увлечением читала мамины научные книги о лекарственных травах. А в старших классах посещала кружок по изучению науки генетики. А ближе к выпускным классам в своем воображении я видела себя практикующим врачом — терапевтом. Но судьба распорядилась иначе. Адекватно оценив свои способности к точным наукам, а именно к химии, я поняла, что хочу чего-то совсем иного, но непременно — общения с людьми.

Выбирая профессию психолога в далеком 1997 году, я и не предполагала, насколько меня захватить эта область деятельности. Конечно, основным мотивом при выборе этой специальности мной, как и большинством моих одногруппников двигал мотив самопознания и познания окружающих людей. И я ничуть не пожалела, что попала в эту особую атмосферу томской студенческой жизни, на молодой, новый факультет, который существовал всего год.

Почему-то до сих пор вспоминаются слова декана нашего факультета Кабрина В. И.: «Знания меняют нас и нашу жизнь!». И я благодарна ему за то, что он открыл молодой несмышлёной девушке такую важную истину. Это жизненное кредо я нередко использую на своих занятиях со старшеклассниками.

О том, что я буду школьным психологом я еще не знала и даже, возможно, и не предполагала, но получив заветный диплом, такой желанный и выстраданный бессонными ночами подготовки к семинарам, коллоквиумам, экзаменам и зачетам, я решила, что свой профессиональный путь — путь мастера в ремесле психологии нужно начать именно со школы.

Школа уникальна тем, что в ее стенах я работаю с людьми разного возраста, с разным уровнем образования, разными взглядами и ценностями. Именно такое разнообразие и привлекло меня. Не скрою, работать сложно, но безумно интересно! А ведь это самое важное в любой работе — интерес к той деятельности, которой ты занимаешься.

Работая школьным психологом, имеешь широкие возможности профессионального роста и самосовершенствования, а также свободу выбора в использовании методов психодиагностики, развивающих программ, методик и технологий. Свободу планирования своей деятельности, свободу мысли и творческий полёт фантазии.

Как говорил Вольтер: «Делать то, что доставляет удовольствие, - значит быть свободным». И с ним трудно не согласиться. Действительно свобода в работе психолога возможна лишь тогда, когда твоя деятельность приносит тебе истинное удовольствие. Когда ты «горишь» на работе, когда ты полон новых идей и планов. Когда достижение поставленной тобой цели или результат твоей работы воодушевляет тебя на новые свершения.

А вот другой афоризм великого родоначальника школы психоанализа — Зигмунда Фрейда: «Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что свобода предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит». Быть свободными в своей деятельности способны лишь люди смелые. А в профессии психолога смелость — это очень важное качество. В этическом, кодексе психолога принцип ответственности является, пожалуй, самым центральным и не случайно. Поскольку ты должен понимать, что несешь ответственность за свой свободный выбор методов работы, методов психодиагностики, за формулировки интерпретаций, за результат своей деятельности, за рекомендации, которые ты даёшь родителям или учителям, за свой труд в целом.

Несмотря на все трудности работы школьного психолога — я счастлива! Работать с людьми это удовольствие, а особенно интересно работать с детьми. И когда видишь, что есть какие-то пусть даже на первый взгляд незначительные изменения в поведении или в жизни ученика, родителя или учителя — эта самая лучшая награда за твой труд! Этим стоит гордиться и знать, что твоя работа делает мир лучше и добрее!