ЭССЕ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК МУЗЫКИ

Эссе на тему «Современный урок музыки»

Учитель музыки – прекрасная работа.

Ей отдаюсь вся без остатка я.

Учу детей любить прекрасное искусство,

Стремясь в сердцах у них посеять благодать.

И каждый раз, идя домой с работы,

Я думаю о том, что сквозь года

Поможет им моя забота.

Взойдут плоды совместного труда.

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, быть коммуникабельными. В связи с этим, на мой взгляд, главной целью обучения должно стать формирование у ребенка умения управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Поэтому нельзя упускать такой благодатный, с точки зрения развития разнообразных способностей, детский возраст, когда ребенок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего его мира, пока он не разучился удивляться лучику солнца, маленькой букашке и многому другому, чему мы, взрослые, разучились радоваться. А предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для созидания, так как музыка есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности ученика, где ведущее значение приобретает потенциал личности ученика, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию.

Задача творческого развития школьников заключается в том, чтобы каждый ребенок не только смог научиться читать заложенный в том или ином произведении искусства авторский замысел, но и смог свободно овладевать языком искусства, как средством выражения своего собственного отношения к тем или иным явлениям жизни.

Музыкальное обучение и воспитание проявляется не столько в передаче музыкального опыта, сколько в его «переплавке» во внутреннее – диалогическое, рефлексивное сознание, приводящее к новому состоянию личности. Диалог выступает не только как размышление. Он, в первую очередь, предполагает рефлексивность, поиск смысла через сравнение, нахождение общего и различного.

Важным средством музыкального творчества является интуиция. Созданию музыкальной композиции предшествует предощущение будущего произведения, определение жанра и выбор музыкально-выразительных средств, будит эмоциональную память. Желание ребенка совершить процесс создания музыки зависит от способности активизировать память. В центре оказывается «второе Я» композитора, его спроектированный двойник. В процессе обучения дети сочиняют «уже сочиненное», моделируют процессы создания, исполнения музыки, создают на основе знакомых моделей новые конструкции, интерпретации. Музыка для детей предстает как неизведанный объект, поэтому в ней они находят препятствия, сопротивление в виде различных аспектов музыкального содержания и способов взаимодействия с этим содержанием. Чтобы преодолеть их, ребенок вынужден овладеть, освоить, узнать, изучить, то есть создавать себя, развить в себе комплекс свойств и качеств, чтобы достаточно свободно входить в контакт с музыкой, а через нее и с другими людьми, с миром культуры.

Таким образом, процесс обучения направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его. Процесс взаимодействия с музыкальным искусством строится на основе понимания, осмысления, осознания, что и становится результатом познания действительности.

Решение проблемной ситуации требует достаточно хорошей теоретической подготовленности учеников. Ведь любое знание должно стать инструментом для получения другого знания. А определить степень усвоения знаний можно только организуя обратную связь на каждом этапе урока. Возникает вопрос: каким образом? Есть ответ: через речевую деятельность.

Например:

Урок музыки, 3 класс, 3 четверть.

Тема урока: «Развитие музыки».

На первом этапе урока каждый ученик припоминает средства музыкальной выразительности. Быстро и эффективно это возможно при правильно организованной деятельности учеников: дети в парах проговаривают друг другу определения средств музыкальной выразительности (что такое динамика, лад, регистр, темп и т.д.). Затем в предложенных для прослушивания музыкальных произведениях определяют эти средства и прослеживают за их изменениями (развитием). Если организовать процесс припоминания только фронтально, то припомнят средства музыкальной выразительности несколько человек, которые работают с учителем. А при использовании орг.диалога припоминает каждый ученик.

В ходе такого диалога ненавязчиво происходит детская рефлексия знания — незнания, а также одновременно осуществляется педагогическая диагностика владения опорными знаниями для действий в новой ситуации.

На втором этапе учащиеся должны воспринять, осознать и осмыслить музыкально-теоретический материал.

Например:

После припоминания средств музыкальной выразительности ученикам предлагается прослушать музыкальные произведения и проследить, как на протяжении звучания всего музыкального произведения изменялись конкретные средства музыкальной выразительности. Таким образом, через осмысление, рефлексию правильности-неправильности происходит запоминание изучаемого материала. На этапе запоминания можно предложить учащимся различные способы заучивания: прослушивание и анализ музыкальных произведений, создание конкретного образа, сравнение со схожим (ранее известным) произведением. Все это должно быть выражено в речевой деятельности, чтобы затем перешло во внутренний процесс мышления.

Например, на этапе применения знаний в новой ситуации можно предложить детям поработать над исполнительским развитием песни (работа идет в малых группах; каждая группа составляет исполнительскую партитуру одного куплета). Или, например, творческое задание «Я — композитор». Даю детям задание: прочитать выразительно фрагмент стихотворения (фронтальная работа), выбрать необходимые, на их «композиторский» взгляд, средства музыкальной выразительности, которые бы раскрыли содержание текста и зафиксировать это в тетрадях (индивидуальная исследовательская работа). Затем предлагаю сравнить с уже созданным композитором произведением. При выполнении данных заданий на первый план выходят методы проблемного обучения, поскольку они формируют и развивают творческую, познавательную деятельность учащихся, умение создавать свой вариант интерпретации художественного текста, умение соотносить музыкальную интерпретацию с авторской мыслью, умение уловить основную эмоциональную тональность.

В конце урока обязательно провожу итоговую рефлексию, которая имеет несколько направлений:

Рефлексия «приращения» образовательного результата, полученного на уроке;

Рефлексия области применения знаний и умений;

Рефлексия полученного способа действия;

Самокоррекция, самоконтроль;

Рефлексия способов коммуникации и самоорганизации в группе.

Я исхожу из простой мысли: подавляющее большинство детей от природы предрасположены к творческой деятельности. В обучении необходимо лишь создать условия для раскрытия их природы. Ребенка можно сравнить с нераспустившимся цветком. Он развивается по своим природным законам. Для его полноценного развития и созревания необходима плодородная почва (благодатная учебная среда) и защита от негативных внешних воздействий.

«У растения главное – корень, у ребенка – душа».