Эссе Современные методы преподавания истории и обществознания

Автор: Казакова Людмила Михайловна,

учитель истории и обществоведения

МБОУ «СОШ № 3» г. Горнозаводска

Эссе: «Современные методы преподавания истории и обществознания».

Введение.

Модернизация образования, углубление и усложнение содержания исторического образования в общеобразовательной школе настоятельно требуют от нас, учителей-практиков, применения инновационных методов работы: активных, нестандартных, развивающих вовлеченность учеников в процесс обучения и увлеченность им.

Актуальность темы, на мой взгляд, заключается в том, что в условиях модернизации исторического образования необходим переход на такие формы, методы, приемы организации учебного процесса, которые в большей степени помогут выпускнику войти в новое пространство. При этом необходимо добиться увеличения числа учащихся:

— умеющих применять знания в новых условиях, имеющих широкий кругозор;

- умеющих устанавливать конструктивные отношения с другими людьми;

- самостоятельно принимать решения и осознавать меру ответственности за них.

Чему учить и как учить? — этим вопросом задается каждый учитель.

Элберт Грин Хаббард считал, что «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».

Вот почему вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

А для достижения цели учителю самому все время приходится учиться. Учитель уже не может работать как раньше.

Хотелось бы выделить следующие наиболее важные, на мой взгляд, проблемы:

— Чему учить?

-как учить?

-какие методы считать современными?

Основная часть. Чему учить?

«Мы с огромной скоростью движемся к миру, в котором умение учиться, обобщать, анализировать и переносить знания из одной предметной области в другую станут залогом того, что человек обретет профессиональный успех»1.

Школа всегда готовила к жизни, но к какой жизни готовить сегодня? Мир меняется настолько быстро, а информация умножается и устаревает, что «школа должна в большей степени учить способам познания мира, умению самостоятельно учиться и общаться с людьми».2

Изменения, произошедшие в последнее десятилетие в нашем обществе, включая и систему образования, открыли новые возможности в педагогической деятельности. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. В начале XXI века человечество, несомненно, вошло в новую стадию своего развития: учёные и политики, предприниматели и педагоги всё чаще говорят о наступлении информационной эры.

С внедрением компьютерных технологий стало модным использование их на уроках. Это позволяет более точно донести до учащихся особенности исторических событий, привлечь их внимание. Если выдается такая возможность, я использую презентации, которые составляю сама или использую готовые, отрывки из документальных и художественных фильмов. При получении опережающего задания учащиеся также готовят презентации. Новые информационные и телекоммуникационные технологии дают в руки богатый набор инструментов и широчайшие возможности работы в едином информационном пространстве с доступной и качественной информацией. Они способствуют обучению оптимальным приемам поиска информации, повышают общий информационно-культурный уровень учащихся.

Как учить?

Какие методы считать современными?

Что же такое современный урок? Это урок, на котором царят деловая атмосфера и доброжелательные отношения, взаимоуважение учителя и учеников, это рациональное распределение учебного времени, достижение целей урока, его результативность, это урок, на котором есть динамика, эмоция, интеллект.

1.Беренфельд Б. 2002г. Электронный архив автора.

2.http://yandex.ru/yandsearch

Время движется вперёд, и учитель тоже должен идти вперед вместе со временем и со своими учениками, иначе он потеряет право учить. Учитель уже не может работать как раньше. Использование интерактивных форм обучения и различных педагогических технологий – вот небольшой перечень нетрадиционных возможных методов и средств обучения учащихся истории и обществознания в настоящее время.

Очень важно для достижения целей и задач урока правильно подобрать образовательную технологию. Из множества методов и технологий я выбираю следующие:

1) Развивающие технологии обучения истории. Метод развивающего обучения – это метод постановки учебных задач, установите, объясните, определите, найдите, исключите и т.д. Здесь очень подходит приём «кластера». С помощью кластеров можно представить большой объем информации, проследить причинно-следственные связи. Как составляется кластер? Посредине листа или доски пишется ключевое слово или фраза. Вокруг накидываются слова или предложения по данной теме, затем эти слова соединяются с главным словом или фразой. У этих второстепенных слов тоже могут быть ответвления.

2) Проблемное обучение. Учащиеся должны научиться обозначать проблему в истории и видеть пути решения этой проблемы. Метод «мозгового штурма». Учитель или обучающиеся формулируют учебную проблему. Обучающиеся выдвигают разные порой абсурдные идеи. Затем совместно из этих идей отбираются лучшие. Примерные проблемы для мозгового штурма: было ли монголо-татарское иго на Руси; альтернативы развития России после февраля 1917 года; 1941 год – пути решения проблемы надвигающейся войны и т.д.

В) Технология метода проекта. Проект – это модель будущего, т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Виды проектов: информационные, игровые, исследовательские, творческие. Примерные темы проектов: история России в портретах; женщины на русском престоле; кремлевские жены; дети декабристов; историческая память.

В заключении мне хотелось бы сказать, что сегодня в образовании современные методы и технологии ведут, прежде всего, к повышению активности учащихся в процессе получения знаний. Успех обучения определяется отношением учащихся к учению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью.

Источники (ссылки):

http://konf.uiuniver.ru/konf2/istoriya-filosofiya-kulturologiya/sovremennyy-urok-istorii-i

http://pedsovet.su/publ/82-1-0-2347

http://www.rusnauka.com/23_D_2009/Pedagogica/49834.doc.htm

http://yandex.ru/yandsearch