Эссе Школьные перемены или что может быть иначе

Эссе «Школьные перемены или что может быть иначе»?

Школа, что она значит для нас? Если задать этот вопрос разным людям и ответы будут разные! Один скажет: «Дом знаний», другой «Место, где я встречаюсь с друзьями», третий: «Начало будущей успешной карьеры». Все, без сомнения, правы! И как хочется сделать так, чтобы школа стало пространством, в котором дети приобретают знания и опыт, сотрудничая друг с другом и учителем, родители и педагоги совместно решают одну общую задачу. Синергетическим чудом такого взаимодействия, наверняка, станет человек будущего: успешный, всесторонне развитый, достойный житель планеты Земля .

Так что же следует сделать по-другому? Иначе, чем сейчас?

Во-первых, отказаться от понятия «образовательная услуга», ведь подобный вид отношений однозначно предполагает «клиент всегда прав». А кто в школе, которую мы изначально определили как дом, где мы общаемся с близкими по духу людьми, объединёнными одной целью, клиент: ученик, родитель? Какая роль отводится при таком регламенте учителю? Слова, как мысли, обличённые в форму, влияют на подсознание и мешают взаимодействию сторон.

В настоящее время, большинство образовательных учреждений имеют номера. Какие ассоциации возникают при этом? У меня – не приятные! А у Вас? Возможно, это удобнее с точки зрения управления, но совсем другие чувства и ощущения появляются в сердце, когда слышишь благозвучные и ёмкие наименования «Гармония», «Школа содружества». Родитель, готовя своего ребёнка в школу, гораздо больше почерпнёт из её названия, чем номера! Школа №30 – что я узнал? Только то, что как минимум в городе есть ещё 29! Школа «Эврика»! О чём Вы подумали? Какие приоритетные направления работы в этом коллективе? Действительно ли развитие физико-математических способностей входит в сферу интересов моего ребенка? Несколько букв, вместо нескольких цифр, а сколько информации в них заложено? Адресные обращения родителей, кадровый состав преподавателей – единомышленников, которые если и не специализируются на точных науках, то любят экспериментировать, это ли не залог успеха будущего гения науки?





В современном мире каждый квадратный метр ценится на вес золота. Давайте заглянем в любой торговый центр! Цокольный этаж, крыша, мезонин – все приспособлено и используется! И только в школе, при нехватке помещений, они пустуют. Я – не специалист, но уверена, что соблюдение санитарных норм можно обеспечить, применяя современные строительные технологии и оборудовать тренажерный зал или школьную телестудию, мастерскую для моделирования или школьный музей, звукозаписывающую студию или фотолабораторию. Вопрос в цене! Государственные школы едва сводят концы с концами и где же взять средства для столь грандиозных проектов? Конфуций сказал «Путь в тысячу километров начинается с одного шага» и все согласны, что дорогу осилит идущий. Начало уже положено. Школы взаимодействуют с организациями и предприятиями, создают попечительские советы. Правительство выделяет средства из городского и областного бюджетов. Но ведь есть и внутренние ресурсы, которые могут быть успешно использованы. Сбор вторсырья под реализацию, оформление цветочных клумб весной под руководством специалиста «Зеленстроя» учениками старших классов, проведение киносеансов на базе школы для родителей с детьми, ярмарка творческих работ учащихся и отчётные концерты центра дополнительного образования для жителей микрорайона – все эти мероприятия могут стать источником финансирования модернизации материально-технической базы школы. С моей точки зрения, эти проекты подчёркивают и практико – деятельностный подход в системе образования по экологическому, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию.

Смещение акцента со школы как детского образовательного учреждения в сторону школы как открытого пространства, предоставляющего широкие возможности реализации потенциала взрослых, позволит создать среду взаимной заинтересованности. Например, клуб «Родители и педагоги». Не отказываясь от традиционных классных собраний и общешкольных конференций, консультаций с учителями-предметниками и заседаний родительского комитета, можно организовать деловой завтрак в школьной столовой. С какой целью? Во-первых, неформальное общение, как с учителем, так и с другими родителями, которые в редких случаях знают имена друг друга; во- вторых, возможность совместной дегустации блюд и обсуждение дома со своим ребёнком важности горячего питания для детского организма; в-третьих, пример здорового образа жизни со всеми вытекающими последствиями. «Родительская суббота» — ещё одно мероприятие, которое может стать традиционным событием в жизни школы. Программа рассчитана на знакомство родителей с учебным материалом и профессиональным мастерством учителя, при этом гости являются активными участниками процесса:

Практическое занятие по химии «Большая стирка» (экспертиза качества стиральных порошков);

Мастерская письма по английскому языку «Заполнение въездной визы и регистрация в отеле»

Психологический тренинг «Мой ребёнок – подросток»

(упражнения по решению конфликтных ситуаций)

Музыкальная гостиная «Слушаем и поём вместе!»

(современные музыкальные направления)

Видеоэкскурсия «По просторам нашего края»

Круглый стол во всемирном информационном пространстве «Нам и не снилось» (учимся тому, что дети умеют, а родители нет)

Этот список, без сомнения, может быть продолжен! Наши родители тоже обладают определённым багажом знаний и умений, они компетентны в предпринимательстве, юриспруденции, менеджменте и других сферах деятельности. Волонтёрское движение представителей старшего поколения «Карьера», в рамках профессиональной ориентации, поможет старшеклассникам найти свой путь в мире профессий. Темами для встреч могут стать «Тайм менеджмент делового человека», «Оказание первой помощи пострадавшему в ДТП», «Что надо знать при устройстве на работу? (составление резюме)», «Тонкости публичного выступления» и т. д..

По силам ли это тем, кто сейчас работает в школе? Да! Настоящие энтузиасты, талантливые организаторы , люди, которые дарят своё сердце ученикам. Учитель – уважаемая и благородная профессия. Он, как врач или защитник Отечества, имеет свой кодекс чести, но все знают о клятве Гиппократа и военной присяге и никто не задумывался о торжественном слове принесения верности призванию педагога. Текст, найденный в 1692 году в старинной церкви Балтимора, известный как «Дезидератум» (Напутствие), как нельзя лучше определяет внутреннюю сущность человека, посвятившего себя и свою жизнь педагогике. Вчитайтесь в эти строки, полные истинной мудрости и величия: «Иди спокойно среди шума и суеты. Двигайся так далеко, насколько это возможно; не отрекаясь от самого себя, поддерживай добрые отношения с людьми………..»