Эссе Проектный метод — технология успеха

Проектный метод-технология успеха.

Учитель русского языка и литературы МКОУ Новодуровская оош Гусь-Хрустального района Соколова Татьяна Ивановна.

Метод проектов в российской и зарубежной педагогике и лингводидактике известен с прошлого века. О занятиях по методу проекта, на которых ученики работают над намечаемыми для них заданиями и в определенный срок отчитываются о выполнении работы, писали как отечественные (А. В. Текучев, С. Т. Шацкий и др.), так и зарубежные ученые Дж. Дьюи, С. Френе и др.). Современный этап характеризуется переосмыслением данного метода в условиях модернизации образования, его дальнейшей разработкой и внедрением в практику обучения.

Метод проектов представляет собой такую организацию учебно-познавательной деятельности школьников, в результате которой ученики создают проект, являющийся результатом детальной разработки ими какой-либо теоретически или практически значимой проблемы, ее описания и решения. В основе данного метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, а также критического мышления.

Стержнем проектной деятельности является проблема, значимая для ученика, на решение которой направлена исследовательская деятельность школьников. Именно с неё начинается разговор с детьми о проекте. В нашей школе, маленькой, в которой учится всего 38 человек, казалось невозможным подготовить и осуществить что-либо, способное приподнять моих учеников на ступень выше. Но я ошибалась и недооценила детей. Услышала от моих девятиклассников тихий разговор о том, что такое судьба. Ну и, подумалось, не попробовать ли проект об этом?! С моей помощью определили цель и задачи деятельности над проектом, решили, какие знания, умения, навыки и способы познавательной деятельности им понадобятся для решения проблемы, что и в какой последовательности они должны сделать, как и когда проконтролировать и в случае необходимости откорректировать собственную деятельность.





Метод проектов позволяет развивать у школьников в единстве и взаимосвязи все компоненты лингвистической компетенции. Проектная деятельность учит школьников:

1) самостоятельно приобретать знания;

2) использовать приобретенные знания для решения новых практических и познавательных задач;

3) вырабатывать на основе освоенных приемов исследовательской деятельности собственные когнитивные стратегии, в основе которых лежат развитые умения и навыки регуляции учебно-познавательной деятельности.

Кроме того, в процессе проектной деятельности происходит формирование ценностных ориентации и мотивов познавательной деятельности.

Все эти прописные истины известны многим в наше время. Педагоги научились по-новому работать. Хотя поначалу было непросто. Но сама жизнь распорядилась и за нас и за наших детей. Последние, кстати, часто выступали в роли консультантов, когда в школу пришли компьютеры. Я и сейчас прибегаю к помощи моих ребят, вместе мы разбираемся в возникающих проблемах.

В ноябре 2012 года я оказалась на курсах по проектной деятельности. Занятия вели замечательные Татьяна Халитовна и Елена Аргентиновна. Многое сразу встало на свои места. Практику проекта в действии применила сразу. В прошлом году у меня был отличный 9 класс. С ними сделали проект по литературе о судьбе, и в январе 2013 года решили отправить его на конкурс учебных проектов «Открытие», в котором заняли 4 место. Как радовались мои ребята!

Дети, живущие в «медвежьем углу» нашей древней владимирской земли, поверили в свои силы, в то, что и они могут быть успешными. Работая над проектом, научились чувствовать ответственность друг за друга.

Наблюдая за детьми, отмечала, как загорались глаза от новых идей, как заново учились уважать, принимать мнения одноклассников. Ребята вышли на другой, совершенно не привычный для них, уровень межличностных отношений; приобрели способность видеть проблему, уметь находить решение, понимая, что работа научила их быть более открытыми для восприятия другого мнения.

После завершения проекта я не узнала своих скромных ребят: они захотели учиться! Успех окрылил их! Экзамены сдали очень хорошо: и математика, и русский язык- 100%. Успех закрепили поступлением на бюджетные места во владимирских колледжах. Я думаю, и в дальнейшей учёбе пригодятся им коммуникативные умения, приобретённые в нашей школе.