эссе на тему Преподавание химии в школе

К вопросу о преподавании химии в школе

Чекашкина О.В., Инсарская СОШ №1

Одной из особенностей современного общества является превращение человека-созидателя в человека-потребителя. Откуда ждать первооткрывателей в науке, искусстве, технике, социальных отношениях? Самым активным участником выхода из данного кризиса является современное образование. Школа призвана помочь обществу восстановить интеллектуальный потенциал народа. Основными задачами, реализующими поставленную цель в процессе преподавания химии, являются: 1) обеспечение условий для развития интеллектуальных возможностей и гуманистических качеств личности; 2) привитие устойчивого интереса к предмету; 3) формирование отношения к изучаемому предмету, как возможной области будущей практической деятельности. Анализ результатов тестированных заданий показывает: выпускники, в основном, овладевают содержанием химического образования базового уровня и способами деятельности репродуктивного характера. В тоже же время выпускники показывают недостаточный уровень подготовки для выполнения заданий, требующих знания химических закономерностей и применения их для объяснения процессов и явлений, т.е. переноса знаний в нестандартные ситуации, недостаточно сформированы предметные компетенции учащихся по вопросам познания и применения веществ человеком.

Ответы на выявленные проблемы следует искать в организации образовательного процесса, основанного на принципах развивающего обучения. Важнейшее условие повышения развивающего эффекта обучения – формирование и развитие приемов умственной деятельности. Программа развития интеллектуальных умений в обучении химии предусматривает формирование эвристических, логических и речевых умений школьников. Кроме того, известно, что умения классифицировать, сравнивать, обобщать, доказывать и высказывать свои суждения формируются на уроках циклично, развертываясь во времени. Это позволило выделить некоторые подходы к организации развивающего обучения школьников: а) раннее обучение химии в 7 классе; б) задачный подход в обучении химии учащихся 8 — 11 классов; в) организация исследовательской и проектной деятельности школьников.

Идея о пропедевтическом преподавании химии в 7-х классах Инсарской СОШ №1 («забегание вперед»), была выдвинута в 2001 году. Основной целью работы с учениками 7 классов является привитие устойчивого интереса к предмету, обеспечение развивающего характера обучения школьников, подготовка детей к успешному усвоению химии по программе, построенной на основе концентрической концепции школьного химического образования. Концепция курса состоит в том, что занятия химии должны явиться средством интенсивного развития личности учащихся, развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся разного уровня от репродуктивного до творческого. Прогнозируемые результаты обучения: усвоение теоретического материала, усвоение химических фактов и химического языка.



Увидеть «проблему», связать воедино имеющиеся знания и умения для обоснованного выдвижения гипотезы и построения плана ее проверки; предложить, создать свой способ решения «проблемы»; отобрать нужный объем знаний и умений для решения «проблемы»; осуществить широкий перенос знаний и способов действий для решения новых нестандартных задач – все перечисленные интеллектуальные навыки можно сформировать при решении расчетных задач по химии. В работе встал вопрос: как спроектировать и организовать процесс обучения решению задач. В научной литературе он называется «задачный подход к изучению химии». Опыт работы позволил выделить в проблеме обучения решению задач по химии пять блоков.



В каждом блоке задач выделяются несколько последовательных этапов обучения: первый этап – организация деятельности, постановка цели; второй этап – изучение нового материала на основе теории алгоритмов; третий этап – закрепление на основе работы с упражнениями; четвертый этап – повторение, уроки-практикумы, выполнение домашних заданий, пятый этап – анализ и коррекция результатов контроля путем работы над ошибками и решения задач. Содержание блоков определяется сравнительно-инструктивными таблицами, инструктивными картами, разнообразным дидактическим материалом. Выделено несколько типов задач, решение которых систематизировано в алгоритмы. Все алгоритмы имеют сходные этапы деятельности: а) выделение или поиск основной химической величины – количество вещества; б) вычисления неизвестной величины с применением символико-графической информации.

С целью активизации учащихся на уроках используются различные методические приемы: выполнение индивидуальных заданий познавательного характера, работа с разнообразными источниками информации. Немалую пользу приносят нетрадиционные формы проведения занятий, среди них наиболее результативны уроки, проведенные в форме творческих мастерских. На подобных уроках предусматривается создать такие условия, которые дадут ученикам возможность поверить в свои силы. Выполняя работу, ученики получают возможность не только пополнить свои знания, но и раскрыть творческие возможности: ведь каждый от природы наделен способностями ко многим видам деятельности наукам, искусству, музыке.

Учащиеся 9, 10 и 11 классов школы, успешно освоившие на уроках интеллектуальные умения, объединены в научное общество учащихся школы (НОУ), где изучают элементы исследовательской и проектной деятельности. Организация деятельности школьников в объединении НОУ имеет свои трудности: требует больше времени, сложна в управлении проблемно-поисковой деятельностью школьников, но в большей мере способствует формированию учебных умений. Поэтапная деятельность учащихся в процессе научного познания (активизация опорных ЗУН, создание проблемной ситуации, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы, доказательство, применение найденного решения обязательно с выходом к новой проблеме) способствует научному познанию, формированию потребности у человека изучать и созидать окружающий мир.



Чтобы научиться познавать, нужно хотеть познавать, поэтому необходимо создавать в школе условия для саморазвития у учащихся мотивации в познании, для формирования духовных потребностей и собственной индивидуальности. Немалая ответственность в развитии данных качеств у школьников лежит на плечах учителя. Педагогический такт, чуткое отношение к ученикам, безусловно, играют немалую роль в успешности труда учителя. Но современный учитель к тому же еще должен хорошо знать свой предмет, владеть различными методами обучения, позволяющими проводить яркие и интересные занятия с учениками, создавать систему мониторинга и быть в постоянном поиске.

Школе сейчас, как никогда нужны энтузиасты. Сейчас мы можем смело пробовать, творить, быть более самостоятельными в нашем очень живом человеческом деле, которое, по сути, не терпит ни застоя, ни шаблона, ни формализма, ни равнодушия. Творчество рождается лишь на основе опыта и глубоких разносторонних знаний, систематической учебы. Нашей с вами учебы! Учитель, как никто другой, — вечный ученик. Но это он должен сказать себе сам. Не дожидаясь указаний сверху. Без этого голоса собственной совести учитель перестает быть настоящим учителем.