Эссе на тему Моя педагогическая философия

Эссе на тему: «Моя педагогическая философия»

Запольская О.А. , учитель ИЗО, МХК, I кв. категория

Настороженность. Любопытство. Страх. Притаившаяся насмешка… А в этих – распахнутая радость. На секунду перехватывает дыханье. Отчётливый стук моего сердца. Перевожу взгляд. И опять настороженность…

Кому из Вас, уважаемые коллеги, не знакомы эти первые минуты урока, когда множество пар детских глаз полностью меняют для Вас ощущение времени и определённости. Кто ты? Что ты можешь знать? Зачем ты здесь? Какого результата ждёшь? Каждый урок – как новый экзамен на профессионализм, компетентность, просто на человечность. Вечные философские вопросы становятся для меня, как учителя, глубоко внутренними и постоянными. Вот уже пятнадцать лет читаю в детских глазах и восторг, и ожидание… И понимаю, какая ответственность за эти хрупкие души лежит и на мне, и на любом из нас.

Сколько раз в спорах мы пытались решить – как учить? Жалеть или не жалеть, любить или не любить, наполнять знаниями или развивать, какую стратегию выбрать? Долгое время, планируя работу, чётко продумывали, что будет делать педагог, не обсуждая при этом, интересно ли будет обучающимся. Сейчас всё изменилось. Мы заинтересованы в том, чтобы именно ученик был наиболее активной стороной в образовательном процессе, от активности детей зависит, насколько высоким будет результат всех наших усилий. Хочу признаться Вам, коллеги, что с самого первого дня работы в школе я была против «педагогики указательного пальца», как её называет Шалва Александрович Амонашвили. Авторитарные методы не для меня. “Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя”, – я полностью согласна с такой позицией выдающегося педагога, профессора, академика РАО. Учитель и ученик должны учиться вместе и друг у друга. Вспоминаю, как появлялась робость в душе, когда моя ученица в пятом классе Люба Семёнова в ответ на мой рассказ на уроке сообщала: «Позвольте с Вами не согласиться», и как сияли её глаза после нашего обсуждения. Я знаю учителей, которые гордятся тем, что их бывшие ученики и после поступления в высшее учебное заведение продолжают консультироваться, так как не могут обойтись «без мудрых советов школьного наставника». Но не тешим ли мы своё профессиональное самолюбие? Какая мудрость в том, чтобы привязать к себе учеников, к которым сами привязались? Один древний философ утверждал, что высший разум матери состоит в том, чтобы вовремя отпустить от себя своих детей. Не всем это удаётся. Учитель – не мать и не отец. Моя задача состоит в том, чтобы не только передать ученикам знания, но и помочь научиться развиваться самостоятельно. А значит, необходимо сейчас вместе с детьми спорить, доказывать, аргументировать, анализировать, ставить цели, искать решения проблем и создавать условия для творчества.



А помните ли Вы, дорогие мои коллеги, как я только начала работать учителем ИЗО? Тогда я удивлялась, что многие хорошие ученики не только не обладают способностью выполнить сложную работу, но и не соблюдают в рисунке элементарных правил цветоведения и перспективы. Как же так? Мне казалось, что я довольно подробно и полно объяснила на уроке материал. Смешно, но возникало желание избегать трудных задач, а это, в свою очередь, влекло за собой ещё большие трудности. Получался замкнутый круг. Вместо того, чтобы наслаждаться искусством, переживать сочетания красок, дети видели для себя лишь возможность отдохнуть на уроке от других предметов, а на листах появлялись бессмысленные и неаккуратные цветовые пятна. Как учитель, я поняла тогда, что, прежде чем объяснять ученикам тот или иной материал, нужно сначала разобраться, что им не понятно из пройденного. Часто это означало вернуться к изученному на несколько уроков назад. Оказалось, что для одних препятствием в изображении было неправильное пространственное представление, для других непонятным было объёмное изображение предметов, третьи затруднялись изображать движения людей. Незнание материала становилось причиной неловкости и нежелания выполнять работу вместе со всеми. Тогда я стала стараться объяснять, что восприятие материала, видение мира очень индивидуально, каждый усваивает правила и принципы изображения по-разному. Пыталась показать приёмы, обеспечивающие успех даже самому неловкому художнику. Каждую проблему рассматривала с разных сторон, пытаясь предвидеть, что именно моим ученикам будет неясно.

Только сейчас, спустя годы, уважаемые коллеги, я могу сказать, что как преподаватель, я добилась успеха. Отношение к предмету радует, интерес у детей к изучению искусства большой, это проявляется и на уроках МХК в старших классах. Творческое общение с учениками давно вышло за рамки уроков, есть серьёзные достижения учащихся в конкурсах и олимпиадах, с занятий ухожу с ощущением, что смогла ещё кому-то помочь полюбить искусство. Но можно ли остановиться на достигнутом?

Вы часто сетуете, дорогие педагоги, что не получается жить спокойно, быстро всё меняется и приходится работать в напряжённом режиме. Волнуют новые требования к современной школе, введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов, нацеленных на преемственность программ всех уровней образования, а, значит, касающихся каждого из нас. Действительно, сегодня ситуация в мире такова, что информация обновляется с огромной скоростью, образовательная политика ставит перед нами всё новые вопросы. Но именно поэтому, я считаю, деятельность учителя сегодня должна строиться на принципах обучения на протяжении всей жизни, самостоятельного развития и постоянного повышения квалификации. Да-да, уважаемые педагоги с большим стажем и опытом работы, и Ваша деятельность тоже. Теперь, когда уже есть опыт тьютора по преподаванию курса ОРКиСЭ, обучающего взрослых учеников-педагогов, могу сказать, что мы с Вами, уважаемые коллеги, когда находимся в роли обучающихся, совсем не отличаемся от детей, и даже многому могли бы у них поучиться.



Звонок. Стоп. Обрыв в самый неподходящий момент. Нельзя предугадать, насколько увлечёт обсуждение. Возможно, когда-нибудь, перерывы в школе будут тогда, когда в этом возникнет потребность, а не по звонку… Интерес ещё не угас, кто-то пытается договорить, закончить мысль, кто-то обращается с вопросом… Всего лишь маленький отрезок большого пути, важного разговора, философской странички. А что в итоге? На сколько ещё вопросов будем искать ответы? Неважно. Главное, чтобы поиск приносил радость всем – и педагогу, и ученикам…