Эссе Моя педагогическая философия_53798

Учитель, будь солнцем, излучай человеческое тепло,

Будь благодатной почвой для развития человеческих

чувств и сей знания не только в памяти и сознании

своих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах

Свое призвание я начала ощущать еще в школьные годы. Уже тогда моим любимым занятием была игра в учителя. Пригласив друзей из двора к себе домой, я рассаживала их за столы, выставляла мольберт и крепила к нему чистый лист бумаги — это была доска, где я записывала число, а затем решали примеры или писали красиво буквы. Чтобы начать урок, нужен был звонок, для этого я брала маленький колокольчик, звонок которого означал начало урока. Когда он звенел, нам всем было понятно, что начинается урок. В конце урока я собирала тетради и проверяла их. Тогда мне казалось, что быть учителем очень легко. Но прошли годы, школьный выпускной остался позади, защита диплома и госэкзамены успешно сданы, и вот я учитель. Теперь вся детская игра стала настоящей. С огромным уважением я отношусь к своим учителям и понимаю их с каждым днем все больше. Ведь быть учителем непросто: сколько труда и терпения нужно было им, чтобы из маленьких непослушных мальчиков и девочек выросли вдумчивые стремящиеся к своей цели молодые люди. Я учитель, молодой педагог, который стоит в начале этого нелегкого пути. Меня можно сравнить с гидом-новичком, у которого есть и карта с определенным маршрутом, и компас, и, главное, огромное желание сделать свою экскурсию незабываемой, но нет никакой гарантии, что я дойду до цели, ни разу не сбившись с курса, так как я все же новичок. Но если обычный гид отвечает лишь за качество преподносимой информации и настроение группы, то учитель в школе, являясь для своих учеников проводником в мир знаний, отвечает за формирование личности ребенка, а это, несомненно, большая ответственность.

Я убеждена, что любой молодой педагог на пути становления себя как личности задавался вопросом – как стать хорошим учителем. Мое мнение таково: хорошим учителем может стать лишь тот, кто безупречно владеет не только своим предметом, но и самим собой. Что это значит? Учитель должен постоянно совершенствоваться, анализируя все свои успехи и просчеты, как человек думающий, занимающийся интеллектуальным и духовным развитием. Кроме того, необходимым условием достижения мастерства, по моему мнению, является любовь к детям. Именно это чувство является ключом, открывающим сердца и души учеников. В доказательство данной мысли хочется привести суждение выдающегося писателя и мыслителя XIX века Л.Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель».

Подарить частичку тепла каждому ребенку, познать его внутренний мир, пережить с ним его проблемы и трудности – задача не из легких. Учителю каждый раз приходится направлять все свои душевные силы на служение детям. Не случайно появилось выражение, которое может стать, на мой взгляд, девизом каждого педагога: «Учитель – это не профессия, это образ жизни». Действительно, учительство всецело поглощает педагога, требуя от него полной отдачи. Я уже успела в этом убедиться, несмотря на небольшой опыт работы в системе образования.

     Как говорил древнегреческий философ Гераклит, «все течет, ничто не стоит на месте». Применив данное изречение к XXI в., веку информационных технологий, можно понять его следующим образом: любое новшество когда-либо устареет, его вытеснит другая, более совершенная инновация.

Нововведения не могли не коснуться и школы. Старые методики и технологии сменяются новыми, учителям предлагается огромный выбор форм и методов проведения уроков, в частности, с использованием ИКТ. В данных условиях нужно меняться и самому педагогу. Какими же качествами должен обладать современный молодой учитель?

О таких качествах, как любовь к детям и образованность (которые, на мой взгляд, являются непременными свойствами любого педагога любого возраста) было сказано выше, поэтому попытаюсь заострить внимание на чертах именно современного молодого педагога.

Во-первых, умение обучаться и обучать других. Еще со времен А.С. Пушкина считалось, что учитель должен «в просвещении быть с веком наравне», но современный ритм жизни требует от педагога непрерывного профессионального роста, поэтому молодой специалист в своем стремлении учиться и развиваться должен не идти в ногу со временем, а иметь возможность век обгонять, чтобы готовить к встрече с ним своих учеников.

Цель каждого учителя сегодня — не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ученику сформироваться как личности. Для этого необходимо создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. Важно использовать дифференцированный подход к обучению, при котором каждый ученик может трудиться в силу своих возможностей. Задача современного учителя – разработать для каждого ребенка индивидуальный план, определенный маршрут следования по стране знаний.

Во-вторых, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. В современном мире, когда книгу заменил интернет, а настольные игры – компьютерные, ученики становятся «современными», причем чаще всего в негативную сторону. Стоит включить телевизор, и увидишь, и услышишь: убивают, крадут, продают. А где же «разумное, доброе, вечное», о котором говорит учитель? Как сохранить зерно добра в каждом ребенке, как не позволить разрушить духовно-нравственные ценности, отвергаемые современными телесериалами, развлекательными передачами и новостями интернет-ресурсов?

Несомненно, современные ученики активнее заявляют о себе, и, к сожалению, все чаще создают проблемные ситуации на уроке. Молодому учителю нужно научиться контролировать свои эмоции, а также верно и быстро реагировать на возникающие конфликты.

Каким бы ни был класс, в котором работаешь, необходимо помнить, что каждому ребенку важно внимание. И пусть оно будет в виде приветливой улыбки утром, словесного поощрения на уроке, а возможно и небольшого участия в судьбе школьника. Я верю в добрую природу каждого человека и считаю, что недаром в народе сложилась пословица «На добрый привет – добрый ответ». Такое отношение к себе, дети прекрасно чувствуют, а после, ведут себя соответственно. Именно, это ощущение того, что я нужна этим детям, что я им интересна как личность это и является стимулом моей работы. С того самого момента как я пришла работать в школу, мальчики и девочки, каждый день задают мне вопросы и спрашивают совета, нередко девочки начинают делать похожие прически, а мальчики стараются всегда помочь если приходится нести тяжелые книги.

Ядром моей педагогической философии является убеждение, что ребенок – главная ценность общества. Ведь сегодняшние школьники – завтрашние взрослые. Я пытаюсь организовать учебный труд так, чтобы он был радостным, успешным, чтобы дети развили свой ум и смекалку, память и воображение. Видеть радость в глазах учеников, наблюдать их восхождение на гору познания – для меня очень важно, потому что ведущий принцип моей педагогики – развитие детей. Любимый мой вопрос: «Почему?» Дети воспринимают это как игру, но на самом деле учатся размышлять, рассуждать, доказывать.

Помочь разбудить, дать толчок и развить творческие способности у детей – это и есть моя основная цель при обучении каждого ребенка. Для достижения этой цели использую игровые технологией, проектную методику, осваиваю информационно-коммуникационные технологии. Я абсолютно уверена, что любовь и доверие к детям невозможно завоевать, только с помощью современных методик. Нужен нелегкий труд души.Главное — научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять , что ребенок -человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства.

Как много умных, поистине талантливых и просто любознательных учеников своей энергией побуждали работать творчески. А ведь профессия учителя начинается именно с творчества самого педагога. Задавая домашнее задание, я нередко предлагают ученикам выполнить задание творчески. Тогда их глаза загораются, как звездочки в ночном небе. Они предлагают множество идей, начинают задавать вопросы и спрашивают советы. Уделив внимание каждому, мы все с нетерпением ожидаем следующего урока, что бы увидеть результат наших трудов. И каково мое восхищение, когда я вижу, что смогла им помочь реализовать их идею и замысел. Как радуется душа, когда контрольная работа написана на «пять», когда ученики используют полученные знания в жизни. И тогда понимаешь, что в жизни этих маленьких мальчиков и девочек ты, учитель, играешь одну из важных ролей, помогая стать им всестороннеразвитой личностью.

Я учитель. Учительство – это вечное ученичество. Я хочу быть вечным учеником, чтобы вместе с моими детьми еще лучше, результативнее учиться, открывать новое, творить и каждый раз радоваться этим открытиям.

Найти призвание, утвердиться в нем – главное счастье любого человека. Я счастливый человек: я люблю свою профессию, детей, школу. Каждое утро я с радостью и волнением открываю дверь класса. К своим детям я прихожу не только обучать и воспитывать, а также излечивать свою душу взрослого человека.

Они романтики, они искатели,

Они поэты, они друзья,

Они философы, они мечтатели,

Они – мои учителя

Учителю никогда не было легко. Пусть и сейчас трудно, но я справлюсь. И завтра наступит новый день…И я хочу успеть в этой жизни сделать все задуманное.