Эссе Моя педагогическая философия_53788

Эссе «Моя педагогическая философия»

Как будто это было вчера…

Непогожее сентябрьское утро. Молодая девчонка стоит у окна. За окном слякоть, а за спиной тихий стук двери и шорох, стук и шорох, стук и шорох.

Я помню это утро в мельчайших подробностях: мои первые ученики – «пятиклашки» прошмыгивали тихо в дверь кабинета, замирали за партой и с любопытством рассматривали свою новую учительницу. Мне было на тот момент — девятнадцать лет. Неизвестно, кто боялся больше, но учительница всерьез обдумывала план своего бегства.

Прошло шестнадцать лет, я уже давно привыкла, что меня называют по имени и отчеству, но и сейчас с опаской жду новых учеников, задумываюсь раз за разом над вопросом: «Как они встретят меня? Примут ли? Будем ли мы дружить? Смогу ли я научить их всему тому, что знаю и умею сама?»

Не могу сказать, что с детства хотела стать учителем, вся моя семья (а это не мало — четыре сестры и два брата) связана с медициной либо сельским хозяйством. Поэтому маленькую Любашу, так меня называли, все пророчили выучить на врача. Я бы никогда не призналась, что жутко боюсь уколов и крови, всегда воспринимала решение старших с уважением и не перечила. На врача? Значит, на врача. Но в нашей маленькой школе не было 10 и 11 класса, после окончания основной школы встал вопрос: куда? На семейном совете ничего вразумительного я не могла сказать, поэтому мой папа сказал: «В пед!» Так я оказалась в Голышмановском педагогическом училище. Училась всегда с удовольствием, мне и сейчас, через много лет, очень нравится изучать что-то новое, никогда не стыдно спросить совета, ведь, «кто ничего не спрашивает, тот ничему не научится», — писал Т.Фуллер. Профессию я получала долго: четыре года в училище, затем шесть лет заочно в институте. Я не считаю это потерянным временем: всегда меня окружали интересные люди, у которых есть чему поучиться, и сейчас с огромным уважением отношусь к педагогам нашей школы, преклоняясь перед авторитетом старших коллег, с восторгом наблюдаю за стремлением молодых. Но самое большое удовольствие получаю от общения с детьми, своими учениками.



Если учитель только дает знания, не интересуется внутренним миром своих учеников, не откликается на их переживания, то не стоит ждать взаимопонимания, уважения от ученика. Бывает, что приходится вести неприятный диалог с ребятами, и уже в процессе его невольно думаешь: «Поймут ли? Не испортятся ли взаимоотношения?» Если ребенок знает, что ты искренне переживаешь за него, то всегда воспримет информацию правильно, не озлобится, не замкнется, добрые отношения сохранятся, реакция будет правильной, потому что, как писал Ралф Эмерсон, «секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику».



Высказывание «Обучать, значит вдвойне учиться» Ж.Жубера для меня таки очень близко. Я стараюсь своевременно осваивать новые педагогические технологии, интересуюсь новинками, стараюсь быть в курсе последних достижений. Много времени уделяю изучению интересных фактов, разработке нестандартных уроков. Предмет математика слишком серьезен, для многих неинтересен, поэтому стараюсь привлечь и заинтересовать ребят всевозможными «изюминками». Математика-это музыка, поэтому я хочу, чтобы она звучала для всех учеников. Однако на первом месте для меня все-таки воспитание. Один из моих учеников много лет назад, отчаявшись решить какое-то уравнение, сказал: «Любовь Николаевна, как я Вас люблю, но как я не люблю математику!» Тогда я рассердилась, а сейчас думаю, именно это и важно – человеческие отношения. Сейчас тот ученик успешно женат, воспитывает дочь. Два года назад, я проездом заехала в село, где начинала свой трудовой путь, спустило колесо у моего старенького автомобиля, я в растерянности вышла из машины. Через минуту подъехала машина, вышли взрослые мужчины: «Здравствуйте, Любовь Николаевна!» Я ничего не поняла, пара минут, и колесо поменяно, инструменты убраны, поцеловали меня в щеки, и их машина унеслась. Только по дороге домой я поняла, что это был тот мой ученик…

Школа для меня начинается с раннего утра и заканчивается только тогда, когда я засыпаю. Незаметно в суматохе подрастают сыновья. Времени по-прежнему не хватает. Младший сынишка ходит в детский сад, очень стараюсь уделять ему больше внимания, бывает стыдно, понимаю, что обкрадываю родного человечка. Старший сын в школе, он всегда со мной; конечно, у него свои друзья, интересы, но у нас много общих дел: участие в мероприятиях, подготовка к выступлениям, и удовольствие, и отдушина на двоих — школьная команда КВН. Трудные первые шаги создания и становления, первые победы сплотили самых активных старшеклассников и меня. Бывших участников нет, мы одна семья, мы разговариваем на одном языке, думаем об одном и том же. МОЙ класс и МОЯ команда – это поддержка и опора! Разве не в этом счастье педагога? За этих ребят я спокойна, они всегда «накачают колесо»… Должен ли возникать у меня вопрос: «Ту ли профессию я выбрала?» Думаю — нет.

А та молоденькая учительница, собравшись с духом, отвернулась от окна и увидела тридцать шесть изумительных лучистых глаз, восемнадцать самых красивых в мире мордашек и…. влюбилась в школу на всю жизнь.