Эссе Моя педагогическая философия_53785

Эссе

«Моя педагогическая философия»

Философия – в дословном переводе с греческого языка– это любовь к мудрости. Но у этого слова есть и другое значение. Философия – это ещё и образ жизни, образ деятельности. Педагогическая философия, на мой взгляд, это, с одной стороны,стремление учителя к мудрости в отношениях со своими учениками, а, с другой,его неповторимый педагогический образ и стиль. И становление этого образа, его создание возможно только в процессе долгого плодотворного творческого профессионального пути. Как же успешно его пройти и стать мастером своего дела. Есть много путей к истине, недаром у великого философа древности Конфуция сказано: «Перед человеком к разуму 3 пути: путь размышления – это самый благородный; путь подражания – это самый лёгкий; путь личного опыта – самый тяжёлый путь».

Свой путь в педагогике я представляла по-разному. Сначала мне казалось, что время обучения ученика в школе — это долгая дорога, и каждый учитель виделся фонариком на краю этой дороги, освещающим своими знаниями маленький участок этого пути.

Был период, когда я сравнивала школу со швейной мастерской. И также как первоначально неопытная швея обучается делать первые стежки, путая нитки, натыкая пальцы на острую иглу и роняя слёзы, так и молодой учитель сталкивается с неудачами и досадными ошибками. Но постепенно наступает время, когда швея уже не колет пальцы, осваивает новые стежки. Так и учитель в школе начинает применять новые методики и технологии, создавать интересные уроки. И, наконец, наступает период, когда, взяв в руки ткань, швея сразу видит, что на ней будет создано, насколько это будет красиво и изящно; она работает на результат. Так и учитель, достигая своего наивысшего профессионального уровня, работает в классе на каждого ребёнка, «вышивая» из него будущего человека.

Но всё же эти образы казались мне недостаточно законченными. Ведь в сегодняшнем мире учитель должен не только освещать путь, давая знания, или совершенствовать свое мастерство. Он должен научить своих учеников жить в этом непростом мире. А это намного сложнее…Поэтому я продолжала искать свой образ и путь в педагогике.



Каждый ребёнок должен жить долго и счастливо. А это возможно лишь при сохраненииздоровья, как физического, душевного, так и духовного.Я всегда считала, что нельзя подготовить детей к взрослой жизни не говоря о проблемах, болезнях, опасностях, поджидающих их. Предупредить – значит вооружить. Ведь сегодняшняя научная медицина изменила своё отношение к человеку и ищет не только способы создания новых медицинских препаратов для лечения заболеваний, но и новые возможные способы их профилактики – и это самое главное. Поэтому каждый мой урок, каждый мой день в школе я стараюсь посвятить здоровью детей, научить их, как его беречь и сохранять, как предотвратить появление болезни. Очень хочется, чтобы жизненным кредо моих учеников стали слова древнегреческого философа Сократа, который говорил так: «Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для здоровья, чем он сам».



Не менее важная для меня задача — научить ребят любить свою Землю. Помните правило маленького принца Сент-Экзюпери: «Встал утром — сначала убери свою планету, потом делай все остальное!». И если приучать ребят с малых лет неравнодушно относиться к сегодняшним проблемам своего города, своей страны, всей планеты, — то, повзрослев, они станут людьми, стремящимися сделатьхоть что-то полезное для этого мира, хоть что-то изменить в нём.

Сохранение духовного здоровья наших детей возможно только в том случае, если мы сможем научить их поступать так, как написано в Библии: «Не делай другому того, чего не желаешь себе»! Если постараемся научить любить и беречь всё и всех вокруг них. Наверное, кто-то сейчас возразит: «Нельзя научить любить!» Но я думаю, можно! Ведь каждый ребёнок имеет душу. Главное – найти к ней дорогу, заставить звучать струныэтой детской души, настроиться на их лад. А нужно для этого, как оказывается, очень немного – просто любить самой. Любить всех до единого! Но не слепой, а требовательной любовью.

И вот сегодня, объединив в своей работе все эти составляющие: заботу о здоровье учеников, воспитание их экологической культуры и искреннюю любовь к ним, я нашла свой собственный педагогический образ и стиль. И лучше всего, на мой взгляд, он отражён великим художником и философом Николаем Рерихомв картине «Ведущая».

Вглядитесь…Перед нами скалистый пейзаж, головокружительная высота…Вокруг величественные горы, чьи неприступные вершины уходят в поднебесье… И две маленькие человеческие фигурки, упрямо поднимающиеся вверх. Они стремятся к вершине, у них есть цель. Одна фигура в белой одежде. Это Учитель. Её миссия — ведущая. Другая фигура в тёмной одежде-фигура ученика. Он устал, силы покидают его на этом сложном и бесконечном пути, но он идёт – идёт вслед за Учителем.

Тяжек этот путь, путь борьбы с самим собой, путь постижения Истины. Но сердце, устремленное к высокой цели, нельзя остановить!



И они идут, не останавливаясь, падая и поднимаясь, идут вверх, к сияющей Вершине! Учитель ведет ученика за собой, поддерживая словом, ободряя, вселяя надежду в собственные силы.И всё, что только может сделать ученик в самую сложную минуту этого пути – ДОТРОНУТЬСЯ ДО КРАЕШКА ОДЕЖДЫ СВОЕГО УЧИТЕЛЯ, чтобы вновь обрести силы для своего восхождения.

Быть рядом, быть другом, советчиком, наставником – Учителем жизни, давать знания, делиться опытом, учить самостоятельно идти, бороться, преодолевать, достигать заветной цели, укреплять дух и тело – это моя педагогическая миссия и моя педагогическая философия.