Эссе Моя педагогическая философия_53773

Эссе «Моя педагогическая философия».

Автор: Смирнова Вероника Сергеевна, учитель географии МОУ «СОШ № 17».

«Любить можно то, чему уже отдал частицу своей души».

В.А. Сухомлинский.

Когда мои ученики, задумываясь о будущей профессии, спрашивают о том, каким должен быть педагог, какими душевными качествами он должен обладать, я всегда вспоминаю слова известного теоретика педагогики Симона Львовича Соловейчика об учителе: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».

Да, стоит задуматься над этим вопросом: «Где взять силы каждый день отдавать часть души своим ученикам?». Лично я черпаю вдохновение, обращаясь к своим корням. За моими плечами два поколения педагогов. Когда становиться трудно, я возвращаюсь в беззаботное детство.

Мне всегда казалось, что я выросла в школе, где работала мама. Бегая по гулким этажам дворца знаний, представляла себе, что это волшебная страна. Это ощущение осталось со мной навсегда. Я воспитывалась в учительской семье и поэтому вопроса о том, кем быть не стояло. Рассаживая перед собой кукол и царапая мелом дверь нового гардероба, я представляла себя красивой, элегантной учительницей, в строгом платье с нарядным белым воротником.

Прошло время, отзвенел последний школьный звонок и, переживая потерю самого близкого человека – мамы, мне очень хотелось продолжить всё то, что она не успела. Настало время задуматься о том, что педагог – это не только внешняя оболочка, облаченная в строгий костюм, но и огромный душевный мир, целая вселенная разума, добра, справедливости, сопереживания. Учитель не просто профессия, это образ жизни. Недаром умный человек сказал, что «учитель живет в доме с прозрачными стенами». Воспитывать детей своим примером, своими поступками, внешним видом. Разве можно говорить с ребятами о вредных привычках, если сам не избавился от них? Настоящий учитель должен сам постоянно учиться. Это требование нашего времени. Учиться своему предмету, чтобы находиться в курсе новейших научных открытий. Учиться искусству общения с людьми, чтобы не бояться нестандартных ситуаций, которые случаются в школе каждую минуту. Учиться быть всегда интересной для своих учеников. Пожалуй, это самое сложное. Как заинтересовать двадцать пар любопытных глаз? Чем удивить? У каждого ученика свой характер, свой мир, свои переживания. Учиться любви к детям, строить работу сними в соответствии с современными педагогическими концепциями, но не на секунду не забывая, что каждый ученик обладает индивидуальными особенностями и хочет, чтобы его принимали таким, каков он есть.

Считаю, что учитель держит души своих учеников на ладошке. Какая огромная ответственность не сломать хрупкую, трепетную душу, вселить уверенность, помочь справиться со своими трудностями, научить искать, бороться. Главное — выбрать правильный путь, индивидуальный, подходящий именно этому ребенку. Вести по тернистой дороге знаний, но, не «таща» за собой за руку, а шагая рядом, освещая путь светом добра, взаимопонимания. А потом, замирая от волнения, отпустить повзрослевшего ученика в большую, интересную, полную открытий жизнь.

Но для того, чтобы ребенок доверил тебе свою душу, нужно обладать особыми духовными качествами: терпимостью, добросердечием, пониманием, доброжелательностью.

Есть у меня один секрет. Свой день я начинаю с улыбки, следую словам Экзюпери о том, что улыбка объединяет, вселяет уверенность и сближает нас. Улыбаюсь детям, стараюсь помнить всех своих учеников по именам. Стараюсь посеять в детские души семена добра, милосердия. Хочу, чтобы мои ученики росли любознательными, не были равнодушными.

С волнением смотрю на дочку, когда она, рассаживая свои игрушки за воображаемые парты, с указкой в руке начинает урок. Хочу ли я, чтобы она продолжила семейную династию педагогов? Мне тревожно: посвятить всю себя работе, не делить детей на «своих» и «чужих», подчас «чужим» отдавая больше времени.

Но, сколько радости от детских побед, сколько благодарности в ребячьих глазах. Сколько тепла на сердце от телефонных звонков учеников, давно закончивших школу.

Доченька, смело выбирай свой жизненный путь. А если решишь стать учителем, я буду рядом, всегда помогу и поддержу. В моей методической копилке есть несколько правил успешного педагога, которыми я буду рада поделиться:

Люби детей! Защищай их любовью и правдой!

Постоянно ищи в ученике богатство его души!

Научи детей думать и любить!

Дари себя детям!

Ни дня без новых знаний!

Воспитывай, опираясь на природу ребенка!

Учитель – автор своей программы ,системы, методов!

Учитель учит других до тех пор, пока учится сам.