Эссе Моя педагогическая философия_53769

Эссе «Моя педагогическая философия».

В этом мире богатым нас делает не то, что мы получаем, а то, что мы отдаём. Багер Г.

Исходя из этой мысли самым, богатым на земле является учитель. Каждый день, каждый урок он отдаёт детям свои знания, частичку своей души. И от такой расточительности не становится бед нее. Общение с детьми обогащает духовно, делает мудрее. Работа учителя – это постоянная работа над собой, постоянный поиск чего – то нового, необычного. Чтобы заинтересовать ребёнка, увлечь его своим предметом, необходимо быть самому интересным для него. Ведь недаром говорят, что учиться можно только у того, кто нравится. Учителю необходимо постоянно быть «в форме»: он учит, не только объясняя и давая задания на уроке, но и своим поведением, внешним видом, поступками. А это, согласитесь, обязывает. Обязывает, прежде чем требовать от кого-то, спросить с самого себя. О.Уайльд сказал: «Переделать других – очень легко, себя – намного труднее». Учитель просто обязан не только учить, но и учиться сам. Учиться всё время, всегда и везде: у своих учеников, у своих коллег. Это тоже постоянное обогащение, обогащение знаниями, опытом.

Я преподаю историю. Каждый преподаватель считает свой предмет главным, важнейшим. Я не исключение. История – философия в примерах. Нельзя построить будущее, не зная своего прошлого. Моя преподавательская деятельность началась в нелёгкое время – начало 90х гг. Менялась официальная трактовка событий, старые учебники не соответствовали новым требованиям. Новые учебники только начали создаваться. С экранов телевизоров, со страниц газет и журналов лился поток негативной информации о прошлом нашей страны. Да и, честно сказать, ситуация в стране не вызывала оптимизма у людей. В глазах детей можно было видеть сомнения, когда на уроке заходила речь о подвиге народа, о великом прошлом нашей страны. Как тяжело было поддержать у детей гордость за историю своей страны, своего народа. Так важно было не допустить формирования пренебрежительного отношения к России, к её истории. Я всегда приводила ребятам в пример строки из стихотворения В. Высоцкого: «Разглядеть, что истинно, что ложно, Может только беспристрастный суд. Осторожно с прошлым, осторожно: Не разбейте глиняный сосуд!» Я считаю, что эти слова могли бы стать лейтмотивом работы учителя истории. Как трудно бывает порой удержаться от субъективной оценки какого – либо события или деятеля. Так и хочется иногда высказать всё, что думаешь, что накопилось, особенно при изучении современного периода. Но учитель истории не политический деятель, а урок не предвыборная кампания. Нужно быть объективным, приводить разные точки зрения. Задача учителя, по моему мнению, состоит не в навязывании чьих – то взглядов, пусть и очень правильных, и не в том, что бы «вложить» в головы учеников как можно больше знаний: фактов, дат, имён, понятий (хотя это тоже очень важно и нужно). Учитель – это не машина по передаче информации. Задача учителя – научить учиться. Заинтересовать ученика, так, что бы ему захотелось узнать больше. Научить искать информацию, отбирать в этом огромном потоке необходимое, важное, ценное. Учитель должен всегда помнить, что ученик это – личность, а значит, у него должно быть своё мнение, своё отношение, своё видение происходящего. Просто нужно помочь становлению этой личности, направить её развитие в нужное русло.

Это и есть мои жизненные принципы, моя педагогическая философия:

- Главное богатство в жизни, не материальное, а духовное: чем больше отдаёшь, тем больше получаешь. — Бережное отношение к прошлому – залог счастливого будущего страны. — Ученик не объект, а равноправный участник процесса обучения.

В заключение, хочу привести слова Аристиппа: «Даже если ученик не извлечёт никакой иной пользы из своей учёбы, он всё равно не будет сидеть в театре камнем на камне». Очень хочется в это верить.

Горбунова Т.П.