Эссе Моя педагогическая философия_28126

Эссе «Моя педагогическая философия»

Очирова Зинаида Эрдынеевна

учитель английского языка

ГОУ «Новоселенгинская школа-интернат

среднего (полного) общего образования»

Посредственный учитель преподает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет.

У.А.Уорд.

Еще во 2 классе, когда дети делают неуверенные шаги в изучении иностранного языка, я всегда интересуюсь у них, для чего нужно знание иностранных языков.

Некоторые говорят, что хотят овладеть в совершенстве компьютером, выходить в Интернет, другие уверяют, что хорошая оценка по предмету нужна всегда и поможет для сдачи экзаменов, третьи утверждают, что хотят поехать за границу, т.е. увидеть мир не по экрану телевизора, а своими глазами, как говорится в английской поговорке «Seeing is beliеving» (Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать). И последних, желающих окунуться в мир других реалий, к счастью, бывает больше чем тех, для кого иностранный язык – это один из очередных этапов в нелегкой школьной жизни.

Очень часто я говорю детям, что если они хотят увидеть мир, посетить разные страны, познакомиться с традициями народов их бытом, историей, условиями жизни, пройтись по широким авеню, сфотографироваться на фоне Биг Бена, Эйфелевой башни, Статуи Свободы, познакомиться с интересными людьми, и просто быть самому интересным человеком, обогащенным жизненным багажом, то необходимо изучать иностранный язык, как бы ни было трудно, не боясь полюбить красоту прекрасного мира – мира иностранных языков. Перед вами удивительная дорога, которая шаг за шагом, ступенька за ступенькой, приведет вас к вершине вашего «Я», к крепости, на которой гордо реет трехколорный флаг Британии – хозяйки морей и океанов. Но не надо брать эту крепость штурмом, совершив стремительную атаку, не надо пускать в ход легкую артиллерию в попытке сорвать флаг. Изберите другой путь – путь трудный и кропотливый, требующий усилий и терпения. И вы увидите, что это не крепость перед вами, а врата в удивительную страну, которую учитель гостеприимно и с любовью распахнет перед вами, и будет сопровождать вас на всем пути вашего долгого путешествия.

Итак, что ждет детей в конце этого долгого путешествия? Современный учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания? доводит к концу окончания средней школы выпускника, способного и желающего участвовать в межкультурной коммуникации на иностранном языке, и который может самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им речевой деятельности, личность, которая с уважением относится к иностранному языку, к стране изучаемого языка, к народу, истории, культуре, традициям, для которого принцип толерантности стоит на такой же высоте, как любовь к своей стране и своему языку.

Но не все подходят одинаково благополучно к концу этого долгого путешествия. Почему? Оказывается не всем дано такое понятие, как способность к изучению иностранного языка. Ученые провели исследования и результаты говорят о том, что при равных условиях, положительная мотивация не может обеспечить легкого и своевременного овладения материалом, в случае, если у школьника недостаточно развиты способности к данному предмету.

Но и одних способностей мало – нужны качества личности как упорство, трудолюбие, добросовестность, чувство долга. Если же способный ученик закапывает свой талант, полагая, что только природными данными сумет вырваться вперед, то ему не помогут ни эрудиция, ни глубокий ум и хорошая память и все усилия учителя окажутся тщетными. И, наоборот, если ученик со средними способностями много занимается, проявляет интерес к предмету, он может добиться хорошего или по край ней мере прочного среднего уровня владения иностранными языками.

Казалось бы, двадцатилетний стаж дает право сказать: я – учитель, я знаю, чему и как учить. Увы, жизнь ежедневно задает все новые и новые вопросы, ответы на которые еще предстоит отыскать.

Учитель на уроке объявляет:

- Повторите новые слова. Будем писать работу по лексике.

Ученик с задней парты:

- Зачем повторять? Все равно на «два» напишу.



Уверена, что такие ситуации были на уроке у каждого учителя. И сразу же усилия педагога и использование новомодных инновационных технологий, которые он с успехом демонстрирует своим коллегам, оказывается напрасным. Учитель убежден, что эти самые технологии повышают мотивацию учащихся и позитивно отражаются на результатах. Но в каждом классе есть один или несколько таких учеников, которых, кажется, ничем нельзя заинтересовать, найдутся неуверенные в себе «троечники», готовые идеально вести себя весь урок – лишь бы не спрашивали. В мотивации ли дело, если ученик, еще даже не познакомившись с заданием, однозначно решает для себя: не справлюсь и как всегда получу «двойку»?  А если уж в конце урока его ожидания оправдываются, то вполне резонным является вопрос: а стоит ли вообще учиться? Можно отчитывать ученика: опять не подготовился, а под нос себе бурчать: сколько ни работаешь – результат всегда один. Можно продолжить список того, в чем еще обвинить ученика, отыскивая его недостатки, но можно и даже лучше подойти к нему с другой стороны и попытаться найти его достоинства, подбодрить и вдохновить его.

Проработав в школе 22 года, поняла, по-моему, главное: большинство детей будут учить английский, только если им интересно  заниматься. В ином случае не помогут никакие доводы об особой значимости английского в настоящее время. Зато при увлекательности и нестандартности занятий ученики преодолеют все: и зазубривание слов, и понимание сложного грамматического материала, и разговорные фразы с английской интонацией.Урок должен нести не только определенные знания, но и радость каждому ученику, какую то «изюминку». «Изюминка» позволяет разнообразить урок, сделать его интересным, живым, весёлым.

Индивидуальный и дифференцированный подход на моих уроках осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания. Дополнительный языковой материал подбирается с учетом увлечений ученика. Для организации благоприятного климата на уроках английского языка, для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых я использую на уроках элементы здоровьесберегающих технологий. Я стараюсь найти такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Для этого я включаю в урок зарядки-релаксации, отводя на них 3-5 минут. Цель современной школы – создание условий для полноценного развития человека. Однако  развитие предполагает активную деятельность. В свою очередь активно познавать, то есть осуществлять учебную деятельность, ученик будет в том случае, если ему это будет успеха, где в перспективе помаячила «четверка». А задание можно и упростить, подобрав оптимальное для его «зоны ближайшего развития» .



Для нормального развития личности необходимо переживание ситуации успеха, такого состояния, когда мы испытываем радость при совпадении ожидаемого и достигнутого. Очевидно, что человек, ориентированный на успех, большего добьется в жизни, а соответственно и принесет больше пользы обществу. Найти достоинства, отметить положительное, похвалить сегодня – это первый этап нашего совместного продвижения к успеху. Затем надо подумать, как эти достоинства развивать дальше. По мере формирования осознанного отношения к процессу обучения целесообразным считается предоставлять возможность ученику самому выбирать, какое количество интересно и у него есть четкие ориентиры в учебе. Он должен ясно представлять, чего он добьется в результате, как сможет самореализоваться, выразить себя. Для развития познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков я стараюсь активизировать   проектную деятельность на уроках английского языка. Кроме того, метод проектов позволяет решить часто встречающуюся на занятиях иностранного языка проблему «неговорящих» детей. Вовлекаясь в проектную деятельность, имея интерес и стремление к достижению результата, дети легче преодолевают иноязычный барьер. Если, в частности, рассматривать ситуацию контроля знаний, лучше предложить ученику задание, которое ему по силам сегодня и сказать, что, успешно выполнив его, он получит положительную отметку. Не справится? Возможно. Но он уже порадовался самой возможности заданий, он сможет осилить, постепенно прибавляя и усложняя их.

Итак, ученик должен иметь право выбора, что позволит ему правильно оценивать свои возможности и самостоятельно ставить цели. Оценка собственных успехов и неудач, их анализ и поиск новых путей познания себя и окружающего мира – это и есть самооценка, которая одновременно является и средством мотивации. И еще важно отметить, что самооценка иногда имеет значительно большее значение, чем не всегда объективная оценка учителя. Для ученика – это условие успеха, для учителя – путь развития подопечного, где педагогу уготована роль не ментора, а партнера, который соучаствует и сопереживает.

«А как же огромное количество новых технологий, призванных значительно улучшить процесс образования?» — спросите вы. Я – за них, но важно, чтобы за их количеством не терялось их качество, а учитель не забывал, что конечная цель применения всех технологий – личность ребенка.

В своей педагогической деятельности я руководствуюсь следующим правилам:

Как писал Лев Толстой в педагогических сочинениях «чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться, чем труднее учителю, тем легче ученикам». Нужно много работать.

Как говорится во французской пословице «Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем», то есть для того, чтобы вырастить компетентного ученика, особенно к самосовершенствованию, необходимо самой находится в состоянии непрерывного образования (life – learning)



Быть оптимистом.

Постараться посетить страны, язык которых преподаешь.

Сеять разумное, доброе, вечное.

Совершенство не знает предела, а следовательно и самосовершенствование и работа над собой бесконечны. Компетенция учителя всегда должна быть на порядок выше компетенции его подопечных, а чтобы соответствовать своим достойным ученикам, учитель проделывает величайший путь саморазвития. Порой он незаметен для постороннего взгляда, но его результат учитель видит в своих учениках.

Тeaching is not a “bed of roses”, it is a constant stream of decisions which must be creative and unusual…