эссе логопеда

Эссе.

«…Развитие речи перестраивает мышление,

переводит его в новые формы».

Л.С.Выготский.

  С самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Ребенку нет еще года, а он прислушивается к звукам речи, и начинает понимать и осваивать родной язык.     

В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование (хотя, конечно, совершенствоваться она будет и в дальнейшем), ребенок учиться отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, накапливает словарный запас. К.А. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в дошкольном и младшем школьном возрасте. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром. Своевременное и правильное речевое развитие  — необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи ребенок познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. 

Сравнивая статистические данных разных лет, к сожалению, отчетливо просматривается рост речевых патологий. Проблема нарушения речи у детей остаётся одной из самых актуальных проблем в современной педагогике.Устная речь детей данной категории содержит негрубые нарушения, как произношения, так и грамматического строя речи. Письменная речь характеризуется типичными ошибками, вызванных несформированностью фонематического слуха, недоразвитием навыков звукового анализа, недостатками развития лексико-грамматической стороны. Все это значительно увеличивает рост учащихся с различными трудностями обучения. Затруднения в учебе часто являются причиной школьной дезадаптации, снижения учебной мотивации, возникновения в связи с этим отклонения в поведении.

В ходе работы логопед сталкивается с тем, что дети испытывают трудности при выполнении даже несложных речевых упражнений, плохо усваивают учебную лексику; познавательные интересы, самоконтроль у них на низком уровне. 

Логопеду необходимо найти «место» каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей. Он должен быстро и гибко реагировать на стремительно меняющуюся ситуацию, уметь спланировать учебный материал для каждого ученика, проанализировать результаты, продумать перспективные задачи развития ученика.

Одним из эффективных условий коррекционной работы является создание условий, вызывающих положительные эмоции, безразличие полностью исключается, необходима личная включённость ребёнка в работу. Переживание маленьких успехов в учёбе, удовольствие от хорошо проделанной работы, достаточно быстрое достижение изменений в учении личностно включает ребёнка в занятия, что является основным условием успеха.

Занятие может начаться с нового вопроса, связь которого с прежним опытом дети осознают самостоятельно или с постепенным нарастанием меры помощи со стороны логопеда.  Также занятие может развертываться в виде постоянного углубления. Главное – естественный процесс развёртывания познания – с его ошибками, эмоциями удовольствия, радости, огорчения, преодоления инертности и лени.





И самое главное: на занятиях отношения должны быть доверительными, добрыми, насыщенными положительными эмоциями; обстановка занятий – радостная, атмосфера увлечённости и удовлетворённости детей процессом учения. Методы, используемые на занятиях должны направляться не только к интеллекту, но и к чувствам детей. Исключительное значение здесь приобретает возможность делиться на занятиях своими личными наблюдениями.

Главный метод, применяемый мною на занятиях – это учебное исследование, это развёрнутый  коллективный учебный диалог, который предполагает сопоставление позиций, результатов, где логопед занимает равноправную позицию наравне с учениками.

С детства, как и большинство девочек, я любила лечить и учить. Ещё в детском саду, смотря на свою маму, которая была музыкальным руководителем, а затем организовала и возглавила музыкальную школу, продолжая преподавательскую деятельность, я очень хотела быть «как она», создавать что-то новое и работать с детьми. Именно она стала моим примером, образцом для подражания и помогла определить мне мой дальнейший путь.

В 1999 году я поступила в ПИСГУ им. Н.Г. Чернышевского на факультет коррекционной педагогики и специальной психологии. В процессе обучения я все больше и больше осознавала, что сделала правильный выбор. В 2004 году моё обучение в стенах педагогического института успешно подошло к концу и взяв большой багаж полученных знаний я сразу устроилась на работу в ГУ СО СРЦН «Возвращение» с приютом на должность дефектолога. По семейным обстоятельствам в 2005 году мне пришлось переехать в другую область и уже там продолжить свою педагогическую деятельность в стенах Детского Центра развития «Солнышко» на должности воспитателя разновозрастной группы. Не скрою, первый год было тяжело, ведь разница между детьми была в 3,5 года и многие из них совсем не говорили на русском языке. Учителем-логопедом я работаю с 2011 года в МБОУ СОШ №17 (филиал). Здесь своя специфика работы. Дети с тяжелыми диагнозами, а некоторые со сложными судьбами. Порой бывает нелегко, коррекционная работа идет  очень сложно, медленно. Но учатся не только мои воспитанники, вместе с ними учусь я сама – выдержке, терпению, пониманию, отзывчивости и доброте. Терпение и оптимизм – две важнейшие составляющие в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Желаемый результат будет не скоро, но по крупицам изо дня в день мы старательно к нему идем. И как приятно видеть результат ежедневной, кропотливой работы.  А как радуются сами ученики своим маленьким победам!

         Я -  учитель-логопед.  Я произношу эти слова с чувством гордости, ибо нет на свете прекраснее и ответственнее профессии, чем учитель.  Я помогаю ученикам познать всю прелесть и богатство русского языка, знакомлю ребят со всем многообразием выразительных  средств речи, помогаю им  научиться управлять органами речи и ещё красиво, правильно, чётко говорить и писать без ошибок. Поверьте, так приятно, когда ребята бегут на встречу и говорят: «Анна Сергеевна! Возьмите меня на занятие!». Их радостное приветствие заставляет забыть обо всём, пробуждает во мне силы и желание побеждать трудности. В процессе этой деятельности, видя результат своей работы, эмоции детей, я поняла, что моя профессия самая лучшая и любимая для меня!