Эссе Я — учитель_53858

«Кто хочет зажечь огонь в других,

Должен гореть сам».

Августин

Я думаю, что всем известна фраза «Незаменимых людей нет». Честно говоря, когда я это слышу, то испытываю некоторое раздражение. Что значит — нет незаменимых людей? То есть мы все просто винтики в огромной машине? И если заменить один винтик на другой, машина работать не перестанет? А как же человеческие души, с которыми мы, учителя, работаем?.. Поэтому у меня есть продолжение этой фразы: «Незаменимых людей нет… Есть неповторимые!» Я вижу цель своей работы не только в том, чтобы научить детей грамотно писать и говорить (и сдать этот пресловутый ЕГЭ!), но и в том, чтобы оставить след в их душах, породить в них потребность думать, спорить, отстаивать свою точку зрения, не бояться быть «не как все». Да, я хочу стать неповторимым учителем для своих учеников! Научить их тому, чему другие не научат. Показать, какие возможности перед ними открыты. Помочь определиться в жизни. Говорить с ними о том, что волнует их больше всего в их возрасте. И моя специальность учителя-словесника даёт мне такую возможность. Где, как не на уроках литературы, говорить о вечных ценностях, о том, что такое порядочность, милосердие, благородство, предательство? И у меня есть замечательные помощники – самые лучшие представители мировой литературы.

Как возбудить интерес ребят к своему предмету? Что я для этого делаю? Во-первых, нужно самой быть для них образцом, человеком, на которого хочется быть похожим. Это накладывает на нас, учителей, дополнительную ответственность, особые ограничения. Но те, кто решил стать педагогом, должны быть к этому готовы. Во-вторых, учитель должен глубоко разбираться в своём предмете, не останавливаться на достигнутом и постоянно повышать свой уровень. Сейчас для этого масса возможностей: и дистанционные курсы по любой теме, и всевозможные конкурсы, и проекты – было бы желание! В-третьих, и учеников нужно привлекать к участию в конкурсах, в олимпиадах, в проектах. Многие ребята сомневаются в своих способностях – вот здесь-то и требуется наша педагогическая поддержка и сопровождение. Дать возможность поверить в свои силы и помочь. Зато какое счастье – видеть глаза ребёнка, получившего какое-то признание (пусть самое маленькое)! И, наконец, внеклассная работа – это большое подспорье в работе любого педагога. Мы готовим «Литературные гостиные» (пишу «готовим», потому что единение учителя и ученика происходит именно во время подготовки мероприятий), проводим конкурсы чтецов, презентаций, сочинений. Конечно, это дополнительная нагрузка на и без того занятого учителя, но результат того стоит. Когда я вижу горящие глаза моих учеников, их улыбки, их желание работать, я понимаю, что всё не зря.

Я работаю в школе-новостройке, которая функционирует всего второй год. Это вызывает свои трудности: дети, приехавшие из разных уголков России от разных учителей, семьи, в которых свои проблемы, не сразу вскрываемые, коллектив, который ещё только формируется. Поэтому все ученики для меня изначально – «белый лист», и, я надеюсь, от меня тоже зависит, что будет «написано» на этом «белом листе».

Я не только учитель русского языка и литературы – я ещё и классный руководитель одиннадцатого класса. Очень большая ответственность! Ко мне пришли уже взрослые дети. Именно сейчас, как никогда, мне требуется мобилизовать все свои способности, знания, опыт, мастерство, мудрость и характер, чтобы помочь моим выпускникам закончить школу не только с хорошими отметками, но и с сознанием того, что они всё могут преодолеть, что нет неразрешимых проблем, что рядом люди, всегда готовые помочь… И они идут ко мне. На переменах, после уроков, на каникулах. Идут за помощью по предмету, идут за советом, как разрешить конфликт с учителем или с родителями. Рассказывают о своей любви и о разочарованиях, о колебаниях в выборе профессии. Даже просто советуются, что подарить маме на День рождения. Для меня это очень ценно! Мне нравится, что они интересуются моим здоровьем и моими делами, сочувствуют мне. Значит, за это короткое время я смогла найти к ним подход. Знаю, например, что Ксюша хочет стать дизайнером – поэтому ей просто необходимо принять участие в конкурсе осенних поделок (на котором она заняла, кстати, первое место!). А Настя мечтает стать журналистом – она участвует во всех школьных концертах и конкурсах сочинений. И так с каждым… И главное, что им это нравится! Нужно только показать путь, поддержать и помочь.

Можно ли таким образом организовать процесс образования, чтобы учитель и ученик превратились в полноправных сотворцов воспитания и обучения? Современное образование уже сделало шаг от авторитарной педагогики к педагогике поддержки и сопровождения. Любой учитель может и должен установить контакт с учеником, наладить продуктивное общение на основе уважения и доверия, понять ученика, разобраться в его внутреннем мире, выявить те потребности, способности, которыми он уже обладает. Помочь маленькому человеку понять самого себя, осознать свой потенциал.