Эссе Я — учитель

 

Эссе Я — учитель

Учитель это не просто профессия – это образ жизни.

Понятие «учитель» держится на «пяти китах»:

Учитель – личность

Учитель – профессионал

Учитель – ученик (постоянно учится сам)

Учитель – исследователь

Учитель – гражданин.

Учитель – это мой образ жизни, это то, что  я ощущаю ежедневно и ежечасно.

            Что такое для меня учитель?

            Во-первых, это личность. Считаю, что одно из основных требований к личности учителя это гуманизм. Особенно актуально данное качество в работе с необычными детьми, требующими к себе индивидуального подхода. Это дети с особыми образовательными потребностями и именно с данной категорией учащихся я работаю ежедневно. В настоящее время происходит переход к инклюзивному образованию. На мой взгляд, цель инклюзии – придание уверенности в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе. В связи с этим мне хочется вспомнить слова Яна Амоса Каменского: «Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает». Успешность обучения ребят с особыми образовательными потребностями, комфортность их пребывания в образовательном учреждении зависит от нас – учителей. Для того чтобы всем детям было комфортно рядом с нами, учитель должен обладать такими качествами, как гуманизм, толерантность, а также должен изучать особенности личности своих воспитанников, чтобы найти правильный профессиональный подход ко всем детям.

В современных условиях новые технологии предоставляют широкие возможности в работе с учащимися, в т.ч. с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Среди технологий, предложенных нам временем, мне хочется выделить ИКТ.  «Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь» — это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями. Но для того, чтобы ИКТ производили эффект, необходимо их грамотное применение с учетом особенностей детей.

На мой взгляд, важными качествами личности учителя являются гуманизм, толерантность, активная жизненная позиция, педагогический такт и оптимизм; современность педагога – стремление быть в курсе событий, происходящих во всех сферах жизни и изучение, внедрение в работу положительных новинок современного мира. Учитель, не идущий в ногу со временем, не интересен ученикам.

            Во-вторых, учитель это профессионал. Профессионал должен дать шанс раскрыться каждому ребенку; не давить, не делить на слабых и сильных, а помочь. Ведь каждый из наших учеников – маленькая звездочка, и мы должны стараться помочь каждой звездочке стать яркой звездой. Настоящий профессионал с вниманием и уважением относится к каждому ребенку.

Сложность образовательной работы, процесса преподавания и учения в современных условиях требует более полного понимания и более широкого кругозора со стороны учителей, если они настроены на адекватное выполнение своих функций.

Сложности сопутствует сомнение. Профессионал тот, кто знает, как работать в такой обстановке, кто умеет справиться с сомнениями, обладает опытом и смелостью принимать ответственные решения на основе имеющихся фактов и может, используя свое мастерство, эффективно реализовать принятые решения или восстановить ситуацию в прежнем положении, если первоначальные решения оказались неправильными, нежелательными или недейственными.Профессионализм по своей природе отличается многоплановостью и не предполагает однозначных ответов «правильно» или «неправильно». Профессионал выступает в роли мастера-практика, который, отставив формулы, предписания и алгоритмы, оценивает сложные ситуации и использует свое видение, интуицию и здравый смысл, чтобы вынести правильное суждение и принять адекватные меры в сложившихся педагогических ситуациях.

Я горжусь своей профессией педагога. Я всегда открыта для дальнейшего повышения уровня своей компетенции. Я чувствую ответственность за результаты своей работы и работы всей школы, в которой работаю.

            В-третьих, учитель это ученик. Чтобы учить других, нужно постоянно учиться самому.

Подготовка педагога в профессиональном плане — это постоянное профессиональное совершенствование. Учитель должен всю жизнь считать себя студентом педагогики, должен быть постоянно готов к переменам в соответствии с требованиями современной динамичной жизни.

В настоящее время непрерывному повышению уровня профессионализма способствуют современные технологии, в частности, ИКТ. В сети Интернет существует огромное количество педагогических порталов, сетевых предметных сообществ и т.д. Мои любимые профессиональные сайты  - «Сеть творческих учителей» и «ИнтерГУру».

               В-четвертых, учитель это исследователь. На мой взгляд, смысл педагогических исследований состоит не в поиске частных нововведений косметического характера, не в замене одной «плохой» технологии на другую «хорошую», а в стремлении к глубинному, сущностному изменению образования, прежде всего через постоянное переосмысление своих собственных ценностей, изменение ценностных ориентаций.

Сложившиеся ценностные ориентации образуют ось сознания, вокруг которой учитель решает многие профессиональные и жизненно важные вопросы. Учитель-исследователь постоянно находится в процессе осмысления через самопознание, самооценку и самопрогнозирование. Творческая активность и вдохновение являются «спусковым механизмом» в становлении учителя – исследователя.

Постоянно развивающийся, стремящийся к самоанализу педагог становится педагогом самореализующимся.          Пятая составляющая понятия «учитель» для меня это учитель – гражданин. Придумывай, твори и пробуй, но помни, что все это для детей, для школы, в которой ты работаешь, для общества, в котором выступаешь как публичная личность.

Учитель-гражданин должен не только сам совершенствоваться в профессиональном плане, но и помогать развиваться своим коллегам, делиться накопленным опытом.

Стаж моей работы учителем более двадцати пяти лет. Всегда рада поделиться накопленным опытом и научиться чему-то новому от коллег, как при непосредственном общении, так и пользуясь возможностями сети Интернет.

            Таким образом, могу сказать, что для меня учитель это не просто профессия – это образ жизни. Стараюсь в своей жизни и работе не забывать о пять составляющих понятия «учитель»: личность, профессионал, ученик, исследователь и гражданин.



Эссе Я учитель

Тверская область

Конаковский район

МБОУ СОШ №2 п. Редкино

Эссе «Я — Учитель!»

Шеина Олеся Владимировна

учитель химии,

участница конкурса «Учитель года 2013»

2013 год

Найди любимое дело,

и тогда до конца жизни тебе

не нужно будет работать

Конфуций

В Шатре идет строительство храма. Строителям, созидателям задают один и тот же вопрос: «Что Вы здесь делаете?»

-Я вожу тяжелые тачки,- говорит один.

- Я зарабатываю себе на жизнь, — вздыхает второй.

А третий, улыбнувшись, произносит:

— А я строю храм, прекраснее которого не будет на свете!

А ведь учитель — это тоже строитель, созидатель. Каким я его себе представляю? Человеком нравственно богатым, всегда идущим в ногу со временем. Волшебником, творящим чудеса. Артистом, увлекающим за собой в мир познаний. Созидателем, верящим в то, что это самая прекрасная профессия на земле. Разные есть учителя, и по-разному они приходят в школу. У меня тоже был свой путь…

Я училась в обычной средней школе, без всякого уклона в специализированную предметную область. С пятого класса нашим классным руководителем стала учитель химии. Она была очень терпелива к нам, ко мне. Объясняла самые простые, даже обыденные ситуации, очень «правильным» языком. Никогда не навязывала своего взрослого мнения, оставляя выбор за нами, тогда совсем еще детьми. Время шло, мы взрослели. Пришла пора определяться с выбором профессии. Я быстро поняла, что быть юристом мне не интересно, экономистом — скучно, а например, парикмахером — просто не моё. Тогда что же? И я поняла: единственное, что меня по настоящему привлекает — это педагогика. Вот так и получилось, что еще девчонкой решила , что непременно буду педагогом! Как только я определилась с выбором своего будущего – мне стало очень легко, и появилось чувство, что у меня все обязательно получится. В том, что я решила стать учителем химии, не было ни какого секрета. Мой педагог настолько виртуозно преподавала этот сложный, по мнению многих, предмет, что я поняла: эта наука должна преподноситься учащимся именно так.

И вот позади школа, успешные вступительные экзамены в Тверской государственный университет на химический факультет. Ура! Я студентка!

Время обучения пролетело как один миг. Мне нравилось учиться и осваивать свою специальность. А с четвертого курса я начала педагогическую деятельность. Влилась во взрослую учительскую жизнь. Конечно, были и удачи и падения, но мне это нравилось, и я пыталась справиться с любыми трудностями. Делала выводы и шла дальше. Вот так начались мои первые шаги в мир будущей профессии. Ясным и понятным сразу стало то, что главное – зажечь детей, умело вести их за собой. Зародить интерес, показать направление — эта трудная работа и называется воспитанием. Когда у ребёнка есть крылья, учителя и родители могут надеяться, что он найдёт своё место в жизни. Что у него всё сложится, как надо!

Учитель – моя профессия , это я знаю точно! Поэтому после 3 лет работы в школе во мне что – то сломалось, когда отец одного моего ученика публично оскорбил и унизил меня. Вот тогда я и решила сменить профессию. У меня было много различных ситуаций, эмоций, чувств: и радость, и гордость за достижения моих учащихся, и боль, и чувство несостоятельности в результате каких-то неудач, но никогда я не испытывала чувства пустоты.

Стала мыслить, как многие : найду для себя высокооплачиваемую работу и совершенно не важно, чем при этом буду заниматься. Я тогда еще не понимала, почему одна работа сменяла другую, вторая третью. Это был переломный момент в моей жизни. Найти себя в другой сфере деятельности я так и не смогла. Подсознательно искала пути уйти с дороги «зарабатывания денег».

Позже родились мои дочери, мои девочки. Мироощущение стало меняться, пришло переосмысление жизни. Как то невольно приходил образ школы, в голове стали проигрываться школьные истории, уроки. Наверное, только тогда я перестала вспоминать отца того мальчика и вновь решила вернуться в школу. Профессия моя уникальна тем, что через ум, сердце и душу учителя проходит в своем развитии все человечество. И те, кто решил посвятить свою жизнь обучению и воспитанию детей, должны обладать нравственными принципами. «Не навреди» – заповедь не только врача, но и педагога.

Самое приятное и радостное в том, что я вижу результаты своего труда.

Я не хожу на работу, чтобы отбыть учебные часы. Совместно с детьми проживаю и переживаю всё, что происходит в школе каждый день, соединяя воедино невидимое творчество по подготовке к урокам и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в  сотрудничестве с учащимися. Анализируя свою работу, понимаю, что с одной стороны знаю достаточно, а с другой – практически ничего. Ещё многому предстоит научиться, многое понять. Я к этому готова, потому что люблю свою профессию. Чтобы учить, нужно постоянно учиться самой. Ведь учитель остаётся учителем до тех пор, пока сам учится.   Не стоит бояться рисковать, меняться, учиться жизни. Стоит пробовать, дерзать, творить, не останавливаясь на достигнутом.

Моим педагогическим кредо в работе является: «Никогда не унижать и не предавать ученика. Уметь в нужный момент встать на место ребенка и посмотреть на мир его глазами».

Учитель – это не профессия, это особая миссия, особый склад души и ума, это — ответственность, самоотдача, терпение, приумноженное знаниями, мастерством, творческим потенциалом.

Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать этот необыкновенный мир вместе со своими учениками.

Вспоминая свои, ещё совсем неуверенные, робкие «шаги» во взрослой жизни, мечтала стать хорошим учителем, настоящим другом, второй мамой для своих детей. Я знаю, что моя мечта сбывается!