Электронное портфолио Рекомендации по содержанию

- Портфолио?

- Портфолио

- Портфолио!

Сколько разных оттенков эмоций можно заметить в голосах ребят, когда они впервые слышат это слово от меня.

И тут же вслед несутся вопросы:

- А что это такое?

- А обязательно?

- А какого рода это слово?

Или слышится сомнение, неуверенность:

- Надо подумать…

- Смогу ли?..

А кто-то торжествует:

- А мы уже собираем! Папа сказал, что это визитная карточка на всю жизнь!

- А мы с мамой с детского сада ведём учёт моим успехам!

- А у меня целая папка набралась!

И так каждый раз, когда с очередными пятиклашками мы стремимся поучаствовать в новых для них конкурсах и волнуемся в ожидании побед.

Для начала определимся, что же такое ПОРТФОЛИО? На это вопрос любой словарь ответит так: «Портфолио переводе с итальянского) — папка с документами». Но что же это на самом деле?

Среди множества определений я выделила для себя самое ёмкое: ПОРТФОЛИО — это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма и умение решать задачи своей профессиональной деятельности; ПОРТФОЛИО показывает уровень подготовленности и уровень активности в различных видах деятельности.

Делая поправку на время, можно добавить ещё один пункт: ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО — это веб-базированный ресурс, сайт, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца.

Как педагог и как мама могу с уверенность сказать, что и учитель, и ученик должны иметь такое «досье успехов», в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в их жизни. Ведь в этом и заключается главное назначение портфолио: продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной ли ученической компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом и учащимся исследования.

В свою очередь портфолио позволяет учителю, родителям и, прежде всего, самому ребёнку проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов. А для учителя это ещё и альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Каким же должно быть ПОРТФОЛИО? Критерий один: чтобы было понятно, что ТЫ – ЛУЧШИЙ!

Давайте рассмотрим содержание портфолио учителя.

Начинать надо, конечно же, со сведений о владельце. Фамилия, имя и отчество должны быть обозначены ярко и чётко, чтобы с первых секунд просмотра они хорошо запомнились. Для этого следует прописать их достаточно крупным, красивым, хорошо читаемым шрифтом. Ошибкой многих является «слишком» красивый шрифт с излишними завитушками. Подобные надписи читаются с затруднением и демонстрируют полную безвкусицу. Не нужно портить впечатление о себе с самого начала. Нужно постараться подобрать хороший шрифт и цвет, тогда появится шанс, что портфолио вызовет положительные эмоции, а его автор не останется безымянным. Помните! Ваше имя — это ваш логотип!

Далее следует указать год рождения. Или, если автор по каким-то причинам стесняется указать свой возраст, разместить рядом с именем свою фотографию. Она сама расскажет о возрасте и продемонстрирует вашу обаятельность и красоту. А это, согласитесь, немаловажно!

В следующем пункте следует указать своё образование, основную специальность и квалификацию по диплому. Если у Вас несколько дипломов, то их всех нужно перечислить здесь.

Затем нужно посчитать трудовой и педагогический стаж работы. Этот раздел как бы отражает положение на карьерной лестнице педагога. Он один из самых важных, поскольку демонстрирует педагогический опыт и его разнообразие, а это один ключевых параметров оценки учителя.

Далее нужно рассказать о повышение квалификации. Здесь указываются пройденные курсы, семинары, в которых удалось поучаствовать или проявить себя.

Обязательно нужно упомянуть про награды, грамоты и благодарственные письма, ведь позволяет судить о процессе индивидуального развития. В нём можно писать всё!

И, конечно же, следует приложить копии документов.

Учителю нужно указать ещё и результаты педагогической деятельности. Здесь должны быть собраны материалы, демонстрирующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету; участия воспитанников в школьных и других олимпиадах, конкурсах; результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; сведения о наличии медалистов; сведения о поступлении в вузы по специальности и т.п. Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя.

В следующем разделе помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога: педагогической диагностики для оценки образовательных результатов; использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.; работа в методическом объединении; участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах; участие в методических и предметных неделях; организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т.д., и т.п.

Ну и последнее: не стесняйтесь преподносить себя – и Вас оценят!!!