Электронное портфолио – основа самоанализа профессионального роста педагога

Электронное портфолио – основа

самоанализа профессионального роста педагога.

Между простым педагогическим мастерством и новаторам часто трудно бывает провести границу, потому что, овладев известными принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя все новые и новые оригинальные приемы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится настоящим новатором. Изучение и обобщение опыта творчески работающих учителей является важным методом научного исследования. В основе каждого конкретного педагогического опыта лежит идея, теоретическое положение. Анализируя новаторские идеи, которые были предложены на сегодняшним педагогическом совете, можно увидеть те направления, которые сегодня актуальны для современного образования. Для учреждения образования нового типа, которое работает в режиме развития, такому как наша гимназия, очень важно, чтобы все педагоги были вовлечены в творческую деятельность, которая основана на самообразовании (положение о самообразовании).

Одним из способов саморазвития педагога является — портфолио. На сегодняшний день интерес к теме применения портфолио в школе, а именно портфолио педагога возрос, но пока нет единого понимания, чёткой концепции содержания «электронного портфолио». Вследствие обозначенной проблемы, я хотела бы высказать своё понимание об электронном портфолио.

В переводе с итальянского «портфолио» означает «папка с документами». Но что такое портфолио на самом деле? Есть множество определений, я остановилась на одном из них.

Портфолио учителя — это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио учителя показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и вне учебных видах деятельности. Основной смысл – “показать всё, на что ты способен”. Современное общество – информационное общество. Поэтому наиболее актуальным становится создание электронного портфолио. Электронное портфолио педагога — это веб-базированный ресурс, сайт учителя, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца. У учителя должно быть некое «досье успехов», в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким досье может стать сайт учителя.

Многие авторы трактуют электронное портфолио учителя как некий набор документов, сформированных на компьютере. Данный подход имеет право на существование, но он устарел. В последние годы интернет получил настолько широкое распространение и аудитория его настолько велика, что портфолио неопубликованное в интернете в виде сайта учителя можно считать несостоявшимся. Портфолио, лежащий в папке на компьютере не представляет из себя никакой ценности ни для вас, ни для общественности. Публикация в сети портфолио в виде сайта учителя необходима!

Сегодня мы с вами рассмотрим основные разделы портфолио учителя.

 Примерные разделы портфолио 

Раздел I. «Общие сведения об учителе». Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога:

фамилия, имя, отчество, год рождения;

копии документов об образовании (что и когда окончил, полученная специальность, квалификация по диплому);

трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ;

копии документов, подтверждающих повышение квалификации, наличие ученых и почетных званий и степеней;

копии документов о наиболее значимых правительственных наградах, грамоты, благодарственные письма;

копии дипломов различных конкурсов;

карта результативности.

Раздел II. «Научно-методическая деятельность». В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:

Рабочие программы по предмету

Список УМК

Перечень проведенных семинаров, мастер-классов

Доклады, выступления

Результаты участия в профессиональных и творческих педагогических конкурсах

Тема самообразования, список литературы, изученной по данной

теме, отчет по теме самообразования

Перечень публикаций

Наличие авторской программы

Общественная деятельность

 Раздел III. «Результаты педагогической деятельности». В раздел помещаются: Итоговые результаты по предмету

Результаты административных контрольных работ по предмету

Список выпускников, окончивших школу с золотой и серебряной медалью

Список победителей олимпиад

Список учащихся, поступивших в вузы

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период.

 

Раздел IV. «Внеурочная деятельность»

Программа кружка, элективного курса

Перечень творческих, научно исследовательских работ учащихся

Список проведенных внеклассных мероприятий

Победители конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов

Перечень публикаций учащихся

Работа классного руководителя

Практическая часть

Педагогическая деятельность (тексты докладов, выступлений, план-конспекты уроков)

Творческая деятельность (сценарии мероприятий, , творческие работы учащихся)

Практическая значимость портфолио учителя:

 аттестация;

аккредитация ОУ;

систематизация деятельности учителя;

стимулирующий фактор

2. Утверждение локальных актов «Положение о портфолио педагога», «Положение

о работе педагогов над темами самообразования».

3. Утверждение программу развития МР.

Таким образом, новаторство в педагогической работе есть настоящее открытие, важное изобретение, которое является жизненным подвигом учителя. Вот почему настоящих педагогов-новаторов не так много. Но главное состоит в том, что когда учитель добросовестно и творчески относится к своему делу, осваивает передовой опыт, новые психолого-педагогические идеи, находится в непрерывном поиске, он будет не только добиваться успехов в обучении и воспитании, но и совершенствоваться сам, продвигаясь от одной ступени к другой в своем профессиональном росте.