Электролиз расплавов и растворов изучение темы при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ б

Государственное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа

при Посольстве России в Турции

Конспект урока по химии в 11 классе«Электролиз расплавов и растворов»

(изучение темы при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ,

базовый уровень)

подготовила

учитель химии и биологии

Попова Елена Игоревна

г. Анкара

2012

Тема: «Электролиз растворов и расплавов»

(изучение темы при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ,

базовый уровень)

Цель:

- подготовить обучающихся к решению заданий по теме «Электролиз» на ЕГЭ

Задачи.

Обучающие:

-повторить тему «Электролиз»

-повторить терминологию темы

-повторить различия в электролизе расплавов и растворов электролитов

-изучить правила протекания электролиза на аноде и катоде в растворах и расплавах электролитов

Развивающие:

- показать в сравнении электролиз расплавов и растворов электролитов

- подвести к пониманию практического значения электролиза

Воспитывающие:

- воспитание уважительного отношения к процессу познания, формирование устойчивых учебных навыков

Тип урока: комбинированный

Оборудование: таблицы, компьютер, видеопроектор, учебник, сборники заданий ЕГЭ, карточки с тестовыми заданиями

Ход урока (основные этапы)

№пп

Этапы

Ключевые моменты

Используемые методы работы

Примечания

(компоненты здоровьесбережения, личностно-ориентированного, деятельностного подходов и т.п.)

1

Организационный

1. Взаимное приветствие

2. Проверка готовности к уроку.

- визуальный контроль

-оценка эмоционального состояния обучающихся (обзорно каждого и класса в целом)

2

Подготовка к восприятию новой темы

1.Проверка усвоения темы «ОВР», «Электролиты и неэлектролиты», «Электролитическая диссоциация» (кратко, по вопросам, цепочкам…)

2.Промежуточная оценка работы учащихся

- устный опрос (определение терминов, объяснение)

- активные формы (работа в парах по составлению и объяснению схем ОВР, логических цепочек)

-«плавное вхождение в тему»

-индивидуальный выбор способа действия

-пробуждение интереса к изучаемому материалу

3

Работа по теме урока

1.Постановка проблемы 2.Определение темы, цели и задач урока

(Презентация, слайд 1)

3. Объяснение учебного материала, работа по теме

(теоретическая часть):

- эвристический, проблемный методы

(использование технологии «подкидная доска»)

-вопросы, связанные с историей открытия законов электролиза, М.Фарадеем

-демонстрация, прослеживание связей между физическими и химическими процессами

-при объяснении теоретического материала обучающиеся делают необходимые записи и пояснения в своих рабочих тетрадях

-выработка понимания сущности электрохимических процессов

-формирование потребности в работе по самообразованию

-выработка умений обобщать, систематизировать, делать выводы

-сообщение информации о возможных областях применения электролиза

-смена видов деятельности при изучении нового материала

-комментирование выбора способа решения заданий

-поиск, обсуждение наиболее рациональных путей решения

-использование материалов лекций курса «Подготовка старшеклассников к ЕГЭ по химии» («ИД 1 сентября»)

- 3.1.

Терминология по теме

(Презентация, слайд 2)

-словесные

-наглядно-иллюстративные

-работа с текстом учебника

-работа с диском к учебнику

-лекция с элементами беседы и использованием презентации

-ИКТ (просмотр и объяснение динамической модели (Электролиз»)

-работа обучающихся в рабочих тетрадях

- 3.2.

Процессы на катоде

(презентация, слайд 3)

Пример решения типового задания

(Презентация, слайд 4),

Приложение 1.

- 3.3.

Процессы на аноде

(презентация, слайд 4)

Пример решения типового задания

(Презентация, слайд 5)

Приложение 1.

-3.4.

Алгоритм составления уравнений электролиза.

Примеры решения типовых заданий

(Презентация, слайды 8,9,10)

Приложение 1.

- 3.5.

(практическая часть)

Решение упражнений из сборника заданий ЕГЭ

Варианты (в сокращённом виде) – в Приложении 2.

Работа по сборнику заданий ЕГЭ

-решение заданий ЕГЭ (базовый уровень)

-решение заданий ЕГЭ (повышенный уровень)

4

Закрепление полученных учебных навыков

1. Опрос по понятиям темы

- фронтальный опрос

- индивидуальные ответы

- самостоятельная (возможно, коллективная в парах, малых группах) работа в тестовых технологиях

-выбор способа действия обучающимися

-индивидуальная познавательная деятельность

5

Подведение итогов работы на уроке

1. Само- и взаимопроверка выполнения теста, анализ допущенных ошибок (Приложение 3 )

2. Оценивание работы обучающихся на уроке.

3. Постановка учебных задач по дальнейшему изучению темы.

4. Рефлексия (слайд 11)

- поощрение,

- поучение

-спокойное завершение урока

-выбор смайлика по своему состоянию в конце урока

6

Домашнее задание

1. Обсуждение домашнего задания.

2. Запись в дневниках

- самостоятельная работа в тестовых технологиях,

-комментирование домашних упражнений

-прощание с обучающимися

7.

Самоанализ урока

Приложение 1.

Использование материалов лекции №4 курса «Подготовка выпускников средних учебных заведений к сдаче УГЭ по химии» при объяснении решения типовых заданий о процессах электролиза на катоде и аноде (задания высвечиваются на экране, идёт совместное обсуждение задания, настроена анимация к слайдам).

П р и м е р 1. Установите соответствие между формулой вещества и продуктом, который образуется на катоде в результате электролиза его водного раствора.

Формула вещества Продукт электролиза

А) CuSO4; 1) Водород;

Б) K2SO4; 2) серебро;

В) AgNO3; 3) медь;

Г) CuBr2. 4) гидроксид калия;

5) кислород;

6) оксид серы(IV).

Вначале следует отбросить заведомо неверные варианты ответов из правого столбика. При электролизе водных растворов на катоде не могут выделяться кислород и оксид серы(IV) (варианты 5 и 6).

В соответствии с правилами разрядки катионов для указанных солей определяем соответствие: А–3, Б–1, В–2, Г–3.

Ответ – 3123.

П р и м е р 2. Установите соответствие между формулой вещества и продуктом, образующимся на аноде в результате электролиза его водного раствора.

Формула вещества Продукт электролиза

А) CuSO4; 1) Фтор;

Б) KCl; 2) бром;

В) AgF; 3) хлор;

Г) CuBr2. 4) хлороводород;

5) кислород;

6) оксид серы(IV).

Вначале следует отбросить заведомо неверные варианты ответов из правого столбика. При электролизе водных растворов на аноде не могут разряжаться фторид-ионы и выделяться хлороводород (варианты 1 и 4). В соответствии с правилами разрядки анионов для указанных солей определяем соответствие: А–5, Б–3, В–5, Г–2.

Ответ – 5352.

П р и м е р 3. Установите соответствие между формулой вещества и итоговым уравнением электролиза его водного раствора.

Формула вещества Уравнение электролиза

А) CuSO4; 1) 2AgF = 2Ag + F2;

Б) KCl; 2) 4AgF + 2H2O = 4Ag + 4HF + O2;

В) AgF; 3) 2CuSO4 + 2H2O = 2Cu + 2H2SO4 + O2;

Г) NaNO3. 4) 2KCl + 2H2O = H2 + 2KOH + Cl2;

5) NaNO3 + H2O = NaOH + HNO3;

6) 2H2O = 2H2 + O2.

Варианты ответов 1 (фторид-ионы при электролизе водных растворов не окисляются) и 5 (реакция не является ОВР ) исключаются и устанавливается соответствие А–3 (в правом столбце вариантов с медью больше нет, поэтому нет необходимости анализировать происходящие анодный и катодный процессы). Для Б на катоде будет восстанавливаться вода (2Н2О + 2е → Н2 + 2ОН–), а на аноде – окисляться хлорид-ионы (2Cl– – 2e → 02 Cl ). Следовательно, устанавливается соответствие Б–4. Для В подходит только вариант 2 (т.к. из двух предлагаемых со фтором уравнений заведомо неверное было исключено).

Для Г на катоде будет восстанавливаться вода, а на аноде – она же окисляться (2Н2О – 4е → 4Н+ + О2): устанавливается соответствие Г–6.

Ответ – 3426.

П р и м е р 4. Установите соответствие между формулой соли и схемой процесса, протекающего на катоде в результате электролиза ее водного раствора.

Формула соли Процесс, протекающий на катоде

А) Cu(NO3)2; 1) 2Н2О + 2е → Н2 + 2ОН–;

Б) MgBr2; 2) Cu2+ + 2е → Cu0;

В) NaCl; 3) 2Br– – 2е → Br20;

Г) HgCl2. 4) Mg2+ + 2е → Mg0;

5) Hg2+ + 2е → Hg0;

6) Na+ + е → Na0.

Вначале следует исключить вариант 3, т.к. это анодный процесс окисления. На основании правил разрядки катионов устанавливаются соответствия: А–2, Б–1, В–1, Г–5. Ответ – 2115.

Для самостоятельной работы заинтересованным ученикам можно предложить решение более сложных упражнений (возможно, вынесение обсуждения таких заданий на дополнительные занятия в рамках школьного дополнительного образования):

П р и м е р 5. Установите соответствие между формулой вещества и продуктами электролиза его водного раствора на инертных электродах.

Формула вещества Продукты электролиза

А) NaCl; 1) Na, Cl2;

Б) NaClO4; 2) Na, Cl2, O2;

В) NaOH; 3) NaOH, Cl2, H2;

Г) NaNO3. 4) O2, H2;

5) NaOH, N2, O2;

6) Na, H2, O2.





Следует обратить внимание, что в левом столбике предложены соединения натрия, который не может быть получен на катоде при электролизе растворов. Следовательно, из правого столбика необходимо исключить варианты, содержащие свободный натрий: 1,2,6. Далее на основании правил разрядки катионов и анионов устанавливаются

соответствия: А–3, Б–4, В–4, Г–4.

Ответ – 3444.

П р и м е р 7. Установите соответствие между названием вещества и продуктами электролиза его водного раствора на инертных электродах.

Название вещества Продукты электролиза

А) Сульфат меди(II); 1) Cеребро, кислород, плавиковая кислота;

Б) фторид серебра; 2) серебро, фтор, водород;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст