Электролиты Реакции в растворах электролитов

Электролиты. Реакции в растворах электролитов.

Урок обобщения и систематизации знаний

Цели:

Обобщить и систематизировать знания основных понятий данной темы, закрепить навыки составления уравнений электролитической диссоциации, молекулярных и ионных уравнений реакций; совершенствовать навыки планировать и проводить эксперимент;

способствовать развитию логического мышления: умений классифицировать, анализировать, наблюдать, делать вывод; развитию учебно-информационных умений, монологической речи учащихся

Способствовать формированию ответственности, самостоятельности при выполнении заданий, познавательных интересов учащихся.

Форма проведения: урок – путешествие.

Методы и приемы: фронтальный опрос (прием «продолжи предложение»), индивидуальная самостоятельная работа, парная лабораторная работа, предварительные индивидуальные задания, игровые приемы, рефлексия (прием «незаконченное предложение»).

Оборудование: растворы сульфата меди, гидроксида натрия, карбоната натрия, серная кислоты, хлорида бария, хлорид натрия; пробирки; листы заданий и учета знаний.

Ход урока

1. Организация учащихся, определение задач урока.

Мы заканчиваем изучение темы «Электролиты. Реакции в растворах электролитов. Сегодня предстоит провести путешествие по данной теме и:

Привести в систему знания по данной теме, расширить знания о биологическом значении электролитов и практическом применении реакций ионного обмена;

Совершенствовать умения прогнозировать возможность протекания реакций в растворах электролитов с помощью таблицы растворимости, умения составлять уравнения диссоциации и ионные уравнения реакций;

Совершенствовать экспериментальные умения: планировать проведение эксперимента, наблюдать. делать вывод по проведенному эксперименту.

Девиз нашего урока: «Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать» (записан на доске).

Подготовка к путешествию.

Блиц – турнир (за каждый правильный ответ учащиеся получают жетон):

Вещества, растворы которых проводят электрический ток, называются …

Электролитическая диссоциация это — …

Основоположником теории электролитической диссоциации является …

Положительно заряженные ионы называются ..

Отрицательно заряженные ионы называются …

Существует три типа электролитов. Это …

Электролиты, при диссоциации которых образуются ионы водорода и анионы кислотного остатка, называются ….

8. При диссоциации щелочей образуются ионы …

9. При диссоциации солей образуются ионы ….

10. Реакции, протекающие между растворами электролитов, называются …

Станция «Электролитная»

1. Информационная минутка (сообщение ученика «Биологическое значение электролитов»).

Электролиты играют чрезвычайно важную роль в биохимических процессах, являются непременной составной частью жидкостей и плотных тканей организмов. В физиологических и биохимических процессах большую роль играют такие неорганические ионы, как Н+, Na+, К+, Са2+, Mg2+, ОН, С1, НСО3-, H2РО4-,   SO42-   Ионы Н+ и ОН в организме человека находятся в очень малых концентрациях, но их роль в жизненных процессах огромна, так как они обеспечивают кислотно-щелочное равновесие в жидких средах организма. Концентрация ионов Na+ и Cl значительно превосходит таковую всех других неорганических ионов вместе взятых, эти ионы регулируют водно-солевой обмен в организме.

2. Самостоятельная работа № 1:

Задание: уровень А.

Составьте уравнения диссоциации веществ, формулы которых приведены:

Na2SO4 KOH HNO3 HCl КNO3

Распределите образующиеся ионы на катионы и анионы.

Задание: уровень Б

Распределите вещества на две группы: электролиты и неэлектролиты:

Н2SO4 NaOH Mg HNO3 CuCl2 C6H12O6 NaNO3 MgO.

Составьте уравнение диссоциации, выбранных вами электролитов.

Задание: уровень С

Ученик 8 класса Петя Иванов провел анализ неизвестного раствора и обнаружил в нем следующие виды ионов: Ba2+ Na+ Mg2+ NO3- SO42+ Cl-.

Напишите формулы веществ, при диссоциации которых могли образоваться такие ионы. Какие ионы вместе не могли находиться в этом растворе? Почему?

3. Игровая пауза: «Третий лишний»

В каждой группе веществ укажите лишнее вещество, объясните свой выбор.

1. NaOH Cu(OH)2 Ba(OH)2

2. Na2S Na2O NaCl

3. Н2SO4 K2SO4 FeSO4

Станция «Реакционная»





В чем особенность протекания реакций между растворами электролитов? (Если оба электролита растворимы, то реакции происходят не между веществами, а между ионами, содержащимися в растворах электролитов).

Вспомним условия протекания реакций ионного обмена

Реакции обмена идут до конца:

Если выделится газ – это раз;

И получится вода – это два;

А еще нерастворимый

Осаждается продукт …

«Есть осадок», — говорим мы.

Это третий важный пункт.

Химик «правила обмена»

Не забудет никогда:

В результате – непременно будет газ или вода,

Выпадет осадок – вот тогда порядок!

1. Самостоятельная работа № 2.

Задание: уровень А

Вам предложены следующие уравнения реакций:

1. NaOH + HCl → NaCl + H2O

2. CaСl2 + 2KNO3 → Ca(NO3)2 +2KСl

3. Na2SO4 + BaCl2 → NaCl + BaSO4

Какие из них идут до конца? Чтобы правильно выполнить задание вспомните условия протекания реакций ионного обмена до конца. Составьте ионные уравнения реакций.

Задание: уровень Б

В кабинете химии учитель заранее написал на доске уравнения реакций. Ночью злостные хулиганы пробрались в кабинет и специально , чтобы сорвать урок стерли часть записей. Вот что осталось.

Ca(OH)2 + … → CaCO3 + 2NaOH

… + … → Fe(0H)2 ↓+ K2SO4

H2SO4 + … → … + Н2О + СО2

Восстановите стертые части уравнений, напишите ионные уравнения реакций.

Задание: уровень С

Три типа электролитов«Накормите рыбку». Какие вещества будут «съедобны для рыбки». Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций

KOH MgSO4 CuCl2

FeO CO2

2. Информационная минутка (сообщение ученика «Применение реакций ионного обмена»).

Процессы ионного обмена используют в аналитический химии, и в промышленности. С помощью ионного обмена концентрируют следовые кол-ва определяемых веществ, определяют суммарное солесодержание растворов, удаляют мешающие анализу ионы, количественно разделяют компоненты сложных смесей. Ионный обмен применяют: для получения умягченной и обессоленной воды в тепловой и атомной энергетике, в электронной промышленности; в цветной металлургии, в производстве сахара, при переработке гидролизатов; в медицинской промышленности — при получении антибиотиков и других лекарственных средств, а также во многих отраслях промышленности — для очистки сточных вод в целях организации оборотного водоснабжения и извлечения ценных компонентов, очистки воздуха. Разрабатываются ионообменные методы комплексного извлечения из океанской воды ценных микрокомпонентов.

Станция «Экспериментальная»

Прежде чем приступить к выполнению предложенных заданий вам предстоит сдать экзамен по технике безопасности. Каждый желающий может вытянуть билет. Прочитайте правило, указанное в нем и дайте свой комментарий (ученики по желанию вытягивают билет).

Экзамен по ТБ.

1. В кабинете химии веди себя спокойно, веди себя достойно.

Чтобы не было беды,

Ты по партам не скачи и руками не маши.

2. Помни правило простое:

вещества ведь не арбуз, ты не пробуй их на вкус.

3. Если раствор надо взять, то чуть-чуть,

Чтобы в нем не утонуть.

4. С кислотами и щелочами работать можно,

Но крайне осторожно!

5. Получив задание, работу выполняй,

С соседом не болтай.

А, закончив работу, все на место убери

И порядок наведи.

Карточки заданий:

Задание № 1. Опытным путем установите, с какими из веществ будет взаимодействовать серная кислота: хлорид бария, хлорид натрия, карбонат натрия, гидроксид натрия. Напишите молекулярные и сокращенные ионные уравнения.

Подсказка: реакцию между кислотой и щелочью проводите в присутствии индикатора лакмуса.

Задание № 2. Во время практической работы Петя Иванов разлил на тетрадь с записями какой-то реактив. От записей осталось только вот это:

Сu2+ + 2OH- → Cu(OH)2

Между какими веществами проводил реакцию Петя? Проведите реакцию по этой схеме, напишите молекулярное уравнении реакции.

Подсказка: Ионы входят в состав веществ. Среди предложенных веществ найдите вещества, в состав которых входят катионы меди и гидроксид – анионы и проведите реакцию между ними, взяв каждого не более 1 мл.

Дополнительный вопрос: Однозначное решение имеет эта задача или нет? Если решение не однозначно, предложите другие вещества кроме выбранных вами.

Подведение итогов урока. Рефлексия:

Продолжите предложение.

Изучая тему «Реакции в растворах электролитов»,

Я узнал …

Я научился …

Своей работой на уроке я …

Домашнее задание: повторить §35 – 42, готовиться к контрольной работе.

Творческое задание (по желанию): написать рассказ, сказку по данной теме.