Электричество его плюсы и минусы

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УРОК В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

«ЭЛЕКТРИЧЕСТВО (ЕСЛИ ЗАГОРЕЛСЯ ТЕЛЕВИЗОР)»

Цели: познакомить учащихся с опасностью, которую несёт электричество; дать представление об электротравмах, учить их избегать; познакомить с электробезопасностью, научить действовать при возгорании телевизора.

Х О Д У Р О К А

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

- Дети, расскажите о причинах возникновения пожаров.

Проводится игра «Правила противопожарной безопасности». Каждый ряд – команда. Команды по очереди называют по одному правилу противопожарной безопасности. Если команде нечего сказать, она выбывает из игры. Побеждает та команда, которая говорит последней.

Сообщение темы и цели урока.

Чтобы узнать тему урока и понять, о чём будет идти речь, нужно отгадать кроссворд, в котором появится тема урока словом по вертикали.

(приложение)

Задания к кроссворду:

Попало наше тесто в горячее место.

Попало, не пропало, румяной булкой стало.

Какое это место? Куда попало тесто? (Печка)

Это легковоспламеняющаяся жидкость. (Керосин)

Это электронагревательный прибор, который часто является виновником пожаров. (Утюг)

К чему приводит вдыхание токсичных веществ? (Отравление)

Вот так мошка, осиновая ножка, на стог сена села вмиг его съела. (Спичка)

Это автомобильная еда. (Бензин)

Один из поражающих факторов огня. (Температура)

Этот враг огня. (Вода)

Стихийный огонь, вышедший из-под контроля человека. (Пожар)

— Дети, какое слово получилось по вертикали?

(Электричество).

- На уроке мы будем вести речь о пользе электричества, а также об опасности, которую таит в себе эта таинственная сила.

Работа по теме урока.

-Дети, расскажите, какую пользу приносит электричество.

(Дети высказывают свои мнения)

- электрическая энергия широко применяется в экономике и в быту. С её помощью производятся освещение, отопление, водоснабжение и вентиляция производственных и административных зданий. Без этой энергии перестанут двигаться троллейбусы, трамваи, метро, автомобили, остановится железная дорога, откажутся работать любимые компьютеры, телевизоры, бытовая техника. Можно сказать, что жизнь остановится, так как без электрической энергии в современном мире человечество жить не может.

Вместе с этим электрическая энергия может представлять большую опасность для жизни и здоровья человека. Какую?

(Дети высказывают свои мнения)





Прикосновения к проводникам электрического тока часто заканчивается электротравмой или электрическим ударом. Что же происходит с человеком? При электротравмах электрический ток проходит через тело человека, что, как правило, приводит к электрическому ожогу и сильному сокращению мышц, в результате которого могут произойти разрывы кровеносных сосудов, кожи, связок и даже вывихи суставов и переломы костей. Более тяжёлые и даже трагические последствия вызывает электрический удар. Он получается в результате прикосновения к оголённым проводам, частям арматуры, находящимися под напряжением. Электрический удар вызывает судорожное сокращение мышц. Самыми опасными могут быть потеря сознания, нарушение сердечной деятельности или дыхания, а самое трагичное – отсутствие дыхания и кровообращения, что называется клинической смертью.

Чтобы уберечь себя от поражения током, надо соблюдать простейшие правила.

Какие правила электробезопасности вам известны?

(Дети предлагают правила, которые коллективно обсуждаются, после этого правила записываются в тетрадь).

ПРАВИЛА ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ

Не прикасайтесь к оголённому или плохо изолированному проводу.

Не пользуйтесь неисправными и самодельными электрическими приборами, розетками.

Не трогайте включенные электроприборы мокрыми руками.

Не вынимайте вилку из розетки мокрыми руками.

- Как вы думаете, может ли быть электричество причиной пожара?

(Обсуждение мнений)

ЧТОБЫ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО НЕ СТАЛО ПРИЧИНОЙ ПОЖАРА

Не оставляйте открытой электропроводку.

Не включайте в одну розетку более трёх приборов.

Не пользуйтесь электроутюгами, плитками, паяльниками без специальных несгораемых подставок.

Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы.

Не используйте бумагу, ткань в качестве абажура электролампочек.

Выходя из дома, выключайте свет и электроприборы.

В наш быт широко вошли приборы различного назначения: холодильники, телевизоры, электроплиты, стиральные машины, пылесосы. Такая техника как телевизор приносит много радости, расширяет границы нашего мира, но пользоваться им нужно разумно, соблюдая правила, так как часто возгорание телевизора является причиной пожара.

Давайте подумаем, когда возможно возгорание телевизора, и сформулируем правила безопасности.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕЛЕВИЗОРА

Не оставляйте работающий телевизор без присмотра.

Не вешайте над телевизором цветы. (Почему?)

Не устанавливайте телевизор возле штор, приборов отопления. (Почему?)

Не устанавливайте телевизор в мебельную стенку (Почему?)

Не закрывайте вентиляционные отверстия в телевизоре. (Почему?)

Не используйте неисправные телевизоры.

Работа по учебнику (стр. 37 – 39)

Самостоятельное чтение материала. (Вопрос: о чём было не сказано на уроке?)

Выборочное чтение.

- По какому алгоритму следует действовать при возгорании телевизора?

(Постараться быстро выключить телевизор. Засыпать огонь песком, землёй из цветочного горшка, стиральным порошком. Накрыть плотной тканью, покрывалом, курткой, ковриком, чтобы прекратить доступ воздуха к пламени.)

- Прочитайте первые признаки возгорания приборов. (Появление дыма или запаха горелой резины, пластика, дерева. Сильный нагрев отдельных частей или прибора в целом. Искрение, вспышка света, треск в приборе или проводе.)

Работа по иллюстрации в учебнике.

Расставьте книги на полке так, чтобы на корешках можно было прочитать пословицу.

(Приложение 2)

(Ответ: Потуши искру до пожара, отведи беду до удара.)

Обсуждение смысла данной пословицы.

Итог урока.

- Какие правила следует соблюдать, чтобы избежать электротравм?

- Что необходимо знать и выполнять, чтобы не случилось возгорание телевизора?

- Как вы станете действовать, если загорится телевизор?

VII. Оценивание работы детей.

Домашнее задание.

Стр. 37 – 39, записи в тетради.