Электоронное портфолио Критерий 1

Критерий 1. Владение современными образовательными технологиями.

Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик.

Утверждаю

директор школы-интерната

Темерханова Е.А.

Аналитическая справка.

Краткое описание использования современных образовательных технологий  в учебно-воспитательном  процессе  учителем математики.

Наименование технологии.

Уровень использования на уроках отдельных элементов.

Системное использование.

Проблемное обучение.

Использую элементы на уроках.

Здоровьесберегающие технологии.

Системное использо -вание на всех уроках.

Технология использо -вания в обучении игровых методов.

Разработаны урок-КВН, урок-игра, урок-соревнование.

Тестовые технологии.

Разработаны тесты по математике.

Коррекционно-развивающее обучение.

Системное использование.

Проектное обучение.

Реализация проектов на уроках.

У большинства  детей обучающихся на уроках математики приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности: доброта, любовь, трудолюбие, совесть, коммуникативность. В применении  проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, интерес к познанию. Создание в учебной деятельности мной проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

В диагностике по методике П.Я.Гальперина принимали участие ребята 5 класса в количестве 6 человек. Это Воробьёв Дима, Филякова Оксана, Карпунькина Кристина, Яшин Максим, Решетников Денис и Галя Кудрявцева.

Цель диагностики — развитие концентрации, сосредоточенности внимания и быстроты мышления.

Она позволяет определить вариативность подходов, гипотез, точек зрений, операций, вовлекаемых в процесс мыслительной деятельности.

Задание:

необходимо было в течении 5 минут из простой геометрической фигуры — круга, треугольника, прямоугольника нарисовать любой предмет.

Обработка данных:

показателем быстроты мышления и одновременно показателем подвижности мыслительных процессов явилась Филякова Оксана. Она справилась с проблемой в течении 4 минут, нарисовав домик.

Воробьёв Дима справился с заданием в течении 5 минут, остальные ребята во временные рамки не уложились, что говорит об их низкой подвижности мыслительных процессов.

В образовательном процессе использую здоровьесберегающие технологии в непосредственной образовательной деятельности. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

Диагностика сформированности навыков учебной деятельности по методике Э.Ф. Замбицявичене.

В диагностике принимали учащиеся 7а класса в количестве 9 человек:

Дьякова Елена, Лимаренко Альбина, Лимаренко Мария, Торбин Дмитрий, Романычев Фёдор, Селивёрстов Юрий, Решетняк Дмитрий, Лозовой Дмитрий, Корольков Александр.

Задание: учащимся предлагалось как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности.

Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия. Точное воспроизведение оценивается 0 баллов, за каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл.

Ошибками являются:а) неправильно изображенный элемент; правая и левая части забора оценивают -ся отдельно;б) замена одного элемента другим;в) отсутствие элемента;г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;д) сильный перекос рисунка.

Обработка данных: диагностика показала, что умеет ориентироваться на образец и точно скопировать его – это Романычев Фёдор. После выполнения работы сам заметил неточности в своём рисунке Торбин Дмитрий и Корольков Александр. Они допустили по одной ошибке по замене элементов. Остальные ребята допустили более двух ошибок.

1.2. Использование ИКТ в образовательном процессе.

Утверждаю:

директор школы-интерната Темерханова Е.А.

Аналитическая справка.

В образовательном процессе использую ИКТ:

демонстрационная графика (иллюстрации, анимации, видеофрагменты)

тексты (тексты со звуком, таблицы)

материалы для учителя (презентации и уроки)

применяю дистанционные образовательные технологии

(ссылка http://www.zavuch.info/news/news_main/188/) для самообразования.

Аннотация цифрового ресурса (презентации) при изучении темы по математике в 9 классе «Умножение чисел на двузначное число».

На этом уроке учащиеся не только разучивали новую тему по математике, но говорили также о защите животных.

Цели и задачи образовательного процесса, достигаемые и решаемые за счет использования ЦОР:

- Знакомство с новым материалом;

- Формирование вычислительных навыков;

-Осмысление нового материала через зрительное восприятие сюжетных иллюстраций зверей и звуковое сопровождение;

- Формирование навыков работы с ЦОР при выполнении домашнего задания.

Целесообразность разработки предлагаемых информационных источников и инструментов:

сочетание различных цифровых образовательных ресурсов позволяет заинтересовать школьников изучаемым материалом, активизировать работу на уроке. Звучание художественного текста в образцовом исполнении способствует формированию навыка выразительного чтения.

Новизна (отличительные особенности, оригинальность) предлагаемой разработки относительно традиционного подхода, ее соответствие потребностям информационного общества:

В данной разработке используются аудиофайлы, видеофайлы, иллюстрации к природе. Сочетание различных цифровых образовательных ресурсов позволяет заинтересовать школьников изучаемым материалом, активизировать работу на уроке. Звучание художественного текста в образцовом исполнении способствует формированию навыка выразительного чтения.

Новые образовательные результаты, которые могут быть обеспечены данным ЦОР и их соответствие заявленным целям:

- творческий подход к выполнению домашних заданий;

- формирование навыков выразительного чтения;

- заинтересованность школьников в изучении данной учебной дисциплины.

Возможность организации контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе на базе данного ЦОР:

на уроке используется групповая и индивидуальная работа по вопросам, представленным в презентации, что позволяет учителю определить уровень усвоения темы. При выполнении домашней работы к следующему уроку предполагается составление тестов с использованием ЦОР из данной презентации.

Работаю в программах:

Microsoft Office (Excel 2007, Power Point 2007,  Word 2007) при составлении, показа и распространения буклетов, презентаций, печатного материала).

 Являюсь участником педагогических сообществ: «Педагогический мир», «Педсовет», «Сеть творческих учителей», «Открытый класс» «Росток».

Создала мини-сайт в социальной сети работников педагогического образования.

О применении дистанционно — образовательных технологий свидетельствует диплом (см. Приложение)

Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детей, рекомендованных на федеральном или региональном уровне.

Утверждаю:

директор школы — интерната:

Темерханова Е.А.

Аналитическая справка.

Не менее важным является использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детей, рекомендованных на федеральном уровне. Я работаю с учащимися часть которых состоит на учёте у психиатра, есть дети-инвалиды. Для выработки концептуальной модели деятельности по здоровьесбережению изучено мной стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей, ряд нормативно-правовых документов. Это законы Российской Федерации «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Конвенция о правах ребёнка». Основная задача — это сохранение здоровья детей, полностью использую  «Памятку  для учителя об охране здоровья учащихся». Во внеклассной работе реализую программу «Здоровье. Медицина. Жизнь». О наработках по ней рассказывала на конференции в г. Балашове.

В процессе своей деятельности стараюсь решить следующие задачи:

обеспечить условия для физического и психологического благополучия учащихся воспитательно-образовательного процесса;

формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями,

реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;

формировать основы безопасности жизнедеятельности;

оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья учащихся и приобщению их к здоровому образу жизни

В непосредственной образовательной деятельности   использую следующие здоровьесберегающие технологии:

физкультурные минутки,

дыхательную гимнастику (по Стрельниковой),

 гимнастику для глаз, способствующую предупреждению зрительного утомления и  близорукости, механизм которых сводится как к общему укреплению организма ( по Аветисову),

пальчиковую гимнастику,

корригирующую гимнастику,

музыкотерапию.

В образовательном процессе использую здоровьесберегающие технологии, разработанные на основе здоровьесберегающих технологий Базарного В.Ф. и преподавателя кафедры педагогики СарИПКиПРО Шкель В.Ф.

Благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ребенку, учесть индиви- дуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

1.Использовать методики и технологии обучения в соответствии с возрастными и функциональными возможностями воспитанников.

2.Выработать соответствующий требованиям стиль педагогического общения педагога и воспитанников.

3.Систематически проветривать помещение.

4.Контролировать освещённость в классной комнате.

5.Проводить влажные уборки.

6.Сочетать учебный материал с физминутками.

7.Следить за собственным образом жизни и отношением к своему здоровью.

8.При использовании ИКТ строго соблюдать нормы работы соответствующей техники.

Используя здоровьесберегающие образовательные технологии – как системный подход к обучению и воспитанию, построенный мной на стремлении не нанести ущерб здоровью  воспитанников. Считаю, что очень важно, чтобы каждая технология имела оздоровительную направленность,  и в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Утверждаю:

директор школы-интерната:

Темерханова Е.А.

Справка об итогах диагностических исследований.

Возраст  детей-11-13 лет. Год  -2011, февраль.

В диагностике участвовало 11 человек. Это учащиеся 6 класса: Аксёнова Д.,

Воюш Н, Лимаренко А., Лимаренко М., Селивёрстов Ю., Барыбина С., Чернов В, Паршин А., Зотова И., Торбин Д., Романычев Ф.

Диагностика была проведена на основе анкет по ЗОЖ.

Таким образом, применение здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность учебно — образовательного процесса, формирует у детей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

Являясь руководителем методического объединения классных руководителей я проводила в 2010г. семинар по теме «Здоровьесберегающие технологии» для ГСКОУ «СКОШ № 11 VIII вида» г. Балашова на базе школы-интерната с. Родничок.

Ежегодно провожу косметический ремонт кабинета, ежедневно проводится влажная уборка; класс систематически проветривается. На уроках проводится смена видов работ, физкультминутки и гимнастика для глаз, способствующая предупреждению зрительного утомления и близорукости, механизм которых сводится как к общему укреплению организма, так и к повышению аккомодационной способности и укреплению склеры глаз ( По Аветисову.)

Класс под моим руководством принимает участие в Днях Здоровья и различных спортивных мероприятиях.

В своей работе использую системный и деятельный подходы в обучении, принцип « Не навреди!», принцип гуманизма, развивающие факторы: доброта, дружелюбие, выдержка, целеустремлённость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы

1.4.Организация педагогической деятельности с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

Использование технологий и методик коррекционно-развивающего обучения.

Аналитическая справка.

В образовательном процессе использую:

проблемную  технологию,

технологию сотрудничества, 

методики личностно — ориентированного обучения,

технологии дифференциации и индивидуализации обучения,

социальная адаптация воспитанников.

Работая с проблемными детьми включаю их в социальные и внутриколлек -тивные отношения, привлекая «трудного» к социально — ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, сил и способностей.

Я учитываю  психофизические особенности каждого обучаемого, выстраиваю индивидуальный маршрут для каждого учащегося. Анализирую изменения в объективной позиции ребёнка в образовательном процессе посредством педагогического сопровождения  самостоятельной учебной деятельности учащегося. К этому виду работы относятся домашние задания, различные виды самостоятельной работы на уроках. На протяжении всего периода  обучения я анализирую полученные результаты как конечные, так и промежуточные,  с последующей их коррекцией.

Индивидуальная работа проводится на прогулках,  в  повседневной деятельности, с родителями воспитанников. В результате проведенной работы  на конец учебного года учащиеся повысили уровень знаний. По результатам наблюдения и бесед с учащимися был выявлен круг проблем в социальной адаптации, поведении и воспитании учащихся школы-интерната:

1. Проблемы в коммуникации со сверстниками.

2. Довольно высокий уровень тревожности и агрессивности.

На основании полученных данных можно выделить три уровня социальной адаптации учащихся коррекционной школы:

Высокий уровень: характеризуется хорошей успеваемостью по учебным дис-циплинам, сформированностью социально-нравственных позиций, сформиро- ванностью социально-бытовых умений и навыков, высоким уровнем ком -муникации, низким уровнем тревожности и агрессии.

Средний уровень: характеризуется удовлетворительной успеваемостью по учебным дисциплинам, стабильностью социально-нравственных позиций, некоторыми трудностями в приобретении социально-бытовых умений и навыков, недостаточно высоким уровнем коммуникации, повышенным уровнем тревожности и агрессии.

Низкий уровень: характеризуется неуспеваемостью по учебным дисциплинам, отсутствием социально-нравственных позиций, значительными трудностями в приобретении социально-бытовых умений и навыков, низким уровнем коммуникации, повышенным уровнем тревожности и агрессии.

Диагностика была проведена в сентябре 2012г. в 7 а классе по методике, разработанной профессором М.И.Рожковым.

Методика для изучения социализированности личности воспитанника.

(позволяет оценить уровень сформированности толерантности, нравственной культуры воспитанника)

Ход проведения.

Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – всегда;

3 –почти всегда;

2 – иногда;

1 – очень редко;

0 –никогда.

.

Диагностика уровня социальной адаптации показала следующее:

Уровень социальной адаптации воспитанников ГКС(К)ОУ «С(К)ОШИ VIII вида с. Родничок Балашовского района».

Высокий уровень социальной адаптации показали 3 человека — 27,3% учащихся. ? ?

Средний уровень социальной адаптации показали 4 человека — 41% учащихся.

Низкий уровень социальной адаптации показали 3 человека — 31,7% учащихся.

Таким образом, результаты диагностического исследования воспитанников в коррекционной школе показали, что на момент начала учебного года в образовательном учреждении существовал круг проблем, для решения которых педагогическим коллективом школы-интерната была разработана и реализована программа «Коррекционно-развивающая направленность учебно -воспитатель -ного процесса и формирование социально-интегрированной личности школьника с особыми образовательными потребностями в условиях модернизации образования».

Повторная диагностика уровня социальной адаптации учащихся была проведена с использованием тех же самых методик, что и первичная. Она показала следующие результаты:

Уровень социальной адаптации учащихся (повторная диагностика)

Высокий уровень социальной адаптации показали 3человека – 30,3% учащихся. Средний уровень социальной адаптации показали 5 человек – 48,5% учащихся. Низкий уровень социальной адаптации показали 2 человека- 21,2% учащихся. Сравним полученные результаты:

Следовательно, уровень социальной адаптации значительно повысился, низкий уровень заметно снизился.

Занятия в группе по коррекции девиантного поведения также принесли поло- жительные изменения: ученик стал более уравновешенным, стал спокойнее относиться к критике со стороны старших и сверстников, за истекший период не совершал побегов из школы, с удовольствием стал участвовать в занятиях по трудовому воспитанию, принимал активное участие в поддержании чистоты и благоустройстве территории.

Таким образом, деятельность педагога, направленная на увеличение уровня социальной адаптации, а в конечном итоге, интеграции учащихся с ограничен -ными возможностями здоровья в социум, показала свою результативность.

В 2008г. я разработала программу «Социальная адаптация воспитанников». В областном конкурсе «Лучшая семья» программа была отмечена грамотой Министра образования Саратовской области М.В. Горемыко в номинации «Семья с высокой творческой активностью».

(См. Приложение.)

Утверждаю:

директор школы-интерната:

Темерханова Е.А.

Дифференцированная работа с различными категориями обучающихся.

Аналитическая справка.

 В своей практике успешно применяю дифференцированную работу. Уровень умственного развития в основном одинаков у учащихся в классе. Но реализуя программные требования всех классов, чётко  придерживаюсь требований  к каждому предмету, стараюсь выстраивать все этапы урока.

Содержательная основа уровневой дифференциации – наличие нескольких вариантов программ, в данном случае – это для каждого класса индивидуально. Ученикам с различными типами проблем предлагаю усвоить адекватную программу (вариант). При этом целевая установка учебного процесса изменяется от ориентировки на усвоение всего, что дает наиболее полный вариант программы, к установке  «возьми, сколько ты можешь и хочешь, но не меньше обязательного».

Это имеет следующие преимущества:

исключается уравниловка учащихся;

повышается уровень мотивации учения;

в группе,  ребенку легче учиться;

создаются щадящие условия;

у учителя появляется возможность помогать каждому учащемуся;

отсутствие в классе отстающих учащихся, позволяет не снижать общий уровень преподавания;

появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;

реализуется желание учащихся продвигаться в образовании;

повышается уровень Я-концепции ученика: утверждаются в своих способностях,  получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.

(копии приказов)

Наличие системы работы с детьми обучающимися по индивидуальным учебным планам.

Индивидуальное обучение  это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы  учитель взаимодействует с отдель -ными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности. Индивидуальный подход осуществляется во всех существующих технологиях и является продуктивным обучением для учащихся, которые нуждаются в индивидуальном обучении. 

Я стараюсь раскрыть возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, помогаю учащимся его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике. С этой целью использую методы и приемы обучения в различных модификациях. Большое внимание уделяю продумыванию того, какого характера и какого объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала. Успех в обучении не может быть достигнут без учета имеющихся у умственно отсталых школьников специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение ими знаниями, умениями и навыками, даже в условиях специального обучения. (Копии приказов)