Элективный курсПсихология межличностных взаимоотношений

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание …………………………………………………………стр. 2

Пояснительная записка

Актуальность программы ………………………………………стр. 3

Адресат программы ……………………………………………..стр. 3

Концептуальные компоненты программы

Целевое назначение программы ……………………….стр.3

Ведущие идеи, на которых базируется программа…..стр.3

Принцип преподавания элективного курса…………..стр.3

Содержательные компоненты структуры ……………………стр.4

2.1. Содержательная характеристика курса

Тематическое планирование,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,…стр.4

2.2. Содержание программы ………………………………….стр.5

2.3 Характеристика целесообразной методики построения

курса ……………………………………………………….стр.6

Параметры результативности и диагностика ………………..стр.6

Организационно-педагогические условия

4.1. Временные и материальные ресурсы ……………………стр.6

4.2. Требования к квалификации педагога, реализующего

данную программу………………………………………..стр.6

Литература

5.1. Список литературы для преподавателя ………………….стр.6

5.2. Список литературы для учащихся………………………..стр.7

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы

Школа развивает интеллектуальную сферу учащегося, оказывает непосредственное влияние на формирование отношения к себе, к одноклассникам, к значимым взрослым; именно в школе человек приобретает и укрепляет свой социальный статус. Но школу часто обвиняют в том, что она не готовит детей к реальной жизни, не учит их общению, решению конфликтных ситуаций, не дает возможности некоторым учащимся проявить себя. А ведь способность к личностному и профессиональному самоопределению связана с функционированием определенных психологических механизмов личности как субъекта собственной жизнедеятельности и общественной жизни. В настоящее время перед образованием поставлены задачи формирования личности адаптированного гражданина. Преподавание психологии в школе дает возможность на соответствующих возрастных этапах становления личности способствовать развитию индивида как субъекта психической активности, способного брать на себя ответственность, самостоятельно ставить перед собой цели и находить пути их достижения, адаптироваться к жизни в сложных современных условиях. Старший подростковый возраст характеризуется устойчивой конфликтностью в отношениях с противоположным полом и со взрослыми. В старшем подростковом возрасте и, в последствии, в возрасте ранней юности человек выбирает приоритеты-ценности в жизни, и естественно, что школа, как и семья и средства массовой информации, оказывает непосредственное влияние на формирование ценностных ориентаций в жизни молодых людей. Школьникам в данном возрасте необходимо иметь позитивный опыт в общении, расширять свои знания в данной области. Эти знания делают более объемными представление подростков о развитии личности, движущих силах человеческих взаимоотношений, о приемах избегания конфликтных ситуаций и достижения согласия. Общение также является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению как учебно-воспитательного процесса, так и успешности обучения школьников.

Данный учебный курс направлен на повышение психологической информированности, ориентирование учащихся в психологической науке и формирование коммуникативных навыков и умений.

Адресат программы

Программа предназначена для групповых занятий учащихся 10-х классов общеобразовательных школ, которые выбрали элективный курс по психологии общения. Программа рассчитана на 36 занятий (по 45 минут каждое) один раз в неделю в течение учебного года.

Концептуальные компоненты программы.

Цель программы: дать учащимся знания основ психологии общения, сформировать навыки конструктивного межличностного взаимодействия.

Задачи:

Знакомство с закономерностями межличностного восприятия и взаимодействия, повышение психологической компетентности учащихся.

Обучение конкретным приемам избегания конфликтных ситуаций и достижения согласия при взаимодействии с людьми.

Обучение приемам конструктивного межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.

Расширение представлений о себе, повышение уверенности в себе, развитие сенситивности.

Диагностика личных качеств и умений.

1.2 Ведущие идеи, на которых базируется программа

Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности.

Методологической основой данного курса являются философско-психологические положения о сущности личности как продукте деятельности и опыта ее общения с другими людьми, об определяющей роли общения в организации людей для совместной деятельности, в их взаимосвязях и взаимоотношениях, об активном начале самой личности в системе межличностных отношений.

Целый ряд работ педагогов, психологов и социологов посвящен вопросам возрастных особенностей общения старшеклассников со взрослыми и сверстниками, особенности их организованного и свободного общения, половым различиям в характеристике юношей и девушек как субъектов общения и другим аспектам юношеского типа общения. Анализ работ этих исследователей и собственные наблюдения помогли выявить ряд затруднений, сопровождающих межличностное общение в старшем школьном возрасте. Эти затруднения связаны со всеми тремя сторонами общения: информационной, интерактивной и перцептивной (трехкомпонентная модель структуры общения Г.М. Андреевой), а также с низким уровнем осознания личности самой себя субъектом общения и причиной собственного поведения.

Курс представляет собой собранные из разных источников теоретические положения, адаптированные для лучшего восприятия данного материала учащимися старших классов. Теоретический курс сочетается с практическими заданиями (упражнениями, играми, тестированием)

Принцип преподавания элективного курса.

Главным аспектом изложения учебного материала являются нацеленность на личность ученика 10-11 классов с ее потребностями и интересами, индивидуально-психологическими и возрастными особенностями.

Методической особенностью данного курса является проблемно-диалогический подход в обучении. Особую роль в творческом освоении знаний старшеклассниками имеют проблемные вопросы, являющиеся необходимым структурным элементом каждого урока. Их постановка позволяет включить учащихся в обсуждение, побудить высказать свою точку зрения, задуматься о неожиданных аспектах привычных событий или отношений. Диалогический характер обучения призван способствовать самостоятельному «открытию» школьниками различных аспектов психологических явлений и фактов; осознанию необходимости учета позиций, мнений, интересов и потребностей других людей в процессе межличностного взаимодействия, преимуществ конструктивных взаимоотношений с людьми для достижения собственных жизненных целей. в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками, формирование собственных личностных позиций. При освоении технологий эффективной коммуникации большое внимание уделяется анализу конфликтных ситуаций, отработке приемов конструктивного разрешения конфликтов как в повседневном деловом и личностном общении, так и в семейных отношениях. Больше времени отводится на активные формы работы, в связи с тем, что одной из главных задач курса является формирование устойчивых навыков конструктивного общения, развитие социальной компетентности. Психотехнические игры, элементы психологического тренинга, разыгрывание ситуаций и ролевые игры позволяют учащимся получить «обратную связь», формировать навыки анализа интересов, чувств, мотивов партнера по общению и самоанализа, конструктивного ведения диалога. Только интегрировавшись в личный жизненный опыт полученные знания могут стать регулятором поведения человека. Свободная атмосфера творческого поиска ответов на вечные вопросы, понимания себя и других отвечает возрастным особенностям и актуальным потребностям подросткового и раннего юношеского возраста.

Учебный материал структурирован таким образом, что каждая тема может быть изложена в течение нескольких уроков. Каждый из них включает практические задания: обсуждение проблемных вопросов и дискуссии, анализ ситуаций, ролевые игры, психотренинговые упражнения, разыгрывание ситуаций, проведение и анализ результатов психологического тестирования.

Содержательные компоненты структуры.

Содержательные характеристики курса.

В программе выделено десять разделов, 36 уроков.

В структуре каждого урока выделяются следующие смысловые блоки:

Объяснение целей урока, темы урока.

Основная работа по теме урока: знакомство учащихся с теоретическим материалом.

Практическая работа по теме урока. Представляет собой различные психотренинговые упражнения, ролевые игры, тесты, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над темой, и анализ выполнения этих заданий.

Подведение итогов в форме открытого обсуждения, что предполагает формирование основных результатов, достигнутых на уроке.

Тематическое планирование курса.

№ п/п

Тема

Количество часов

Теоретических

практических

Всего

1.

Введение в социальную психологию

2

2

2.

Общение: задачи и процесс.

3

2

5

3.

Основы понимания людьми друг друга.

3

1

4

4.

Отношения в обществе и между людьми.

2

1

3

5.

«Большой социум» — содержание и основные характеристики понятия.

3

1

4

6.

Малая группа как предмет социально-психологического исследования.

3

1

4

7.

«Вертикальные» взаимоотношения и психология конфликта. Стили разрешения конфликтов.

2

2

4

8.

Коллектив и личность

2

1

3

9.

Конструктивное общение. Контроль эмоций.

2

1

3

10.

Барьеры в общении.

2

1

3

Зачет

1

1

Всего

25

11

36

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Введение в социальную психологию. Отношения между людьми как предмет изучения социальной психологии, социологии и психологии личности. Кто и как объяснял социальное поведение: «психология народов» Вундта, «психология масс» Тарда, теория инстинктивного поведения Мак-Дауголла. Современные теории: подходы с позиций психоанализа, поведенческой психологии, теории взаимодействия.

Тема 2. Общение: задачи и процесс. Значение общения для развития индивида и общества. Тест В.Ф. Ряховского. Общение и деятельность. Виды общения: деловое, личностное, формальное и неформальное. Использование примеров из школьной жизни для иллюстрации различных видов общения. Уровни анализа социальной информации: вербальный (речевой) и невербальный (мимика, интонации, поза, пространство). Интерпретация языка телодвижений. Контекст общения. Доверительность получаемой информации. Жесты. Тест «Понимаете ли вы язык мимики и жестов?» Пантомимика и социальный статус партнеров по общению. Успешность общения. Фрагменты кинофильма «Обмани меня».

Тема 3. Основы понимания людьми друг друга. Восприятие и понимание. Наблюдательность и социальная сенситивность (чувствительность), способность принять позиции другого. Тест «Ваша коммуникативная установка». Понятие о психологической дистанции и пространстве общения. Правило Ласуэлла. Приписывание (каузальная атрибуция) и проекция. Социально-культурные нормы общения. Образование защитных барьеров.

Тема 4. Отношения в обществе и между людьми. Принадлежность человека к большим, малым и референтным группам. Вклад «социальных ролей» человека в формирование его личности. Теория ролей Э.Берна. Теория «зеркального Я» Кули. Проблема устойчивого и изменчивого в личности. Тест «Три Я».

Тема 5. «Большой социум» — содержание и основные характеристики понятия. Классификация больших групп: организованные, стабильные (социальные прослойки, нации) и неорганизованные, временные (публика, толпа). Особенности личности и социально-культурная принадлежность. Проблема национальных конфликтов. Отражение национальных особенностей в поведенческих и коммуникативных привычках. Понятие этнического стереотипа. Динамика большой группы: феномены внушения, паники, заражения. Социальный контроль. Санкции и власть. Тест «Поддаетесь ли вы чужому мнению?» (Для выявления уровня конформности поведения).

Тема 6. Малая группа как предмет социально-психологического исследования. Классификация малых групп: первичные и вторичные, формальные и неформальные, открытые и закрытые, группы членства и референтные. Организация, коллектив. Структура малой группы. Социометрия как метод изучения малых групп. Групповые нормы, их принятие и отклонение. Сплоченность. Понятие групповой динамики. Социометрия.

Тема 7. «Вертикальные» взаимоотношения и психология конфликта. Стили разрешения конфликта. Тест К.Томаса. Управление конфликтом. Динамика конфликта. Принципы управления конфликтом. Практическая работа «Разногласие».

Тема 8. Коллектив и личность. Роль процесса социализации в развитии личности. Этапы формирования коллектива. Распределение ролей в коллективе. Лидерство. Психологические качества лидера. Типы лидеров. Стили управления. Практическая работа «Предвыборная программа».

Тема 9. Конструктивное общение. Контроль эмоций. Способы снижения эмоциональной напряженности. Управление своими эмоциями и чувствами. Конструктивное выражение негативных чувств. Практическая работа «Нейтрализация негативных эмоций».

Тема 10. Барьеры в общении. Что мешает полноценному общению. Наиболее распространенные барьеры общения. Стереотипизация. Препятствия, мешающие нормальным взаимоотношениям. Барьеры: отвращения и брезгливости, презрения, страха стыда и вины, барьеры, вызванные гневом. Тест КОС.

2.3 Характеристика целесообразной методики построения курса.

Методы работы: лекции, беседы, деловые и ролевые игры, работа в парах, самостоятельная работа с психологической литературой, практические работы, тестирование.

Средства: использование мультимедийных презентаций, фрагментов кинофильмов, наглядных пособий, раздаточного материала (бланки, стимульный материал).

В конце курса проводится зачет, выставляется недифференцируемый зачет за год.

Параметры результативности и диагностика.

Ожидаемые результаты: снижение уровня конфликтности, повышение компетентности в общении, улучшение социально-психологического климата в группе, развитие эмпатии, снижение уровня агрессии и конфликтности в отношениях с другими.

Для диагностики могут быть применены методы отслеживания как текущих результатов (Тест Баса-Дарки, тест Томаса, Методика диагностики уровня эмпатии, тест Лири), так и итоговых показателей (социометрия, методика ЦОЕ, тест КОС).

В курсе проводится также текущее самотестирование учащихся, в зависимости от изучаемой темы. Результаты этих тестов обсуждаются и анализируются на занятиях.

Организационно-педагогические условия.

Временные и материальные ресурсы

В конце учебного года проводится анкетирование учащихся 9-х классов на предмет выбора элективных курсов на следующий учебный год. Занятия проводятся в классе, может также быть использован кабинет, оснащенный видеоаппаратурой, для просмотра иллюстративного материала.

Обучение рассчитано на один учебный год, объем курса 36 часов ( по одному уроку в неделю).

4.2 Требования к квалификации педагога, реализующего данную программу.

В связи со спецификой преподавания представляется целесообразным ведение курса профессиональным психологом (педагогом-психологом), так как в программе большое количество тестов, требующих анализа специалиста, знакомого со специальной терминологией и способами интерпретации полученных результатов.

Литература

Список литературы для преподавателя:

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.

Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников. Часть2. М., 2003.

Микляева А.В. Я – подросток. СПб, 2006.

Альманах психологических тестов. М., 1995.

Гришина Н.В. Давайте договоримся. СПб, 1993.

Скотт Джини Грехем. Конфликты. Пути их преодоления. Киев, 1991.

Анн Л. Психологический тренинг с подростками. СПб, 2004.

Грановская Р.М. Введение в общую психологию. Л., 1994.

Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. СПб, 2008.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учеб. пособие: Коррекционные приемы и упражнения. М., 1999.

Смирнова Е.Е. Психология общения: курс для старших классов средней школы. СПб, 2005.

. Литература для учащихся:

Дерябко С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. М., 2000.

Рогов Е.И. Психология человека. М.,1995.

Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся 10-11 классов. М., 1995.