элективный курс Заповедными тропами

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Белейковская основная общеобразовательная школа

Элективный курс

«Заповедными тропами»

Юсуфова Е.А. – учитель географии

МОУ Белейковской ООШ

2010 г.

Пояснительная записка

Актуальность. В рамках перехода школы на систему предпрофильной подготовки учащихся разработка элективных курсов стала актуальна.

Данный курс является пропедевтическим для профильных классов естественной направленности.

Этот курс позволяет расширить и углубить знания о природных объектах России, Тверской области.

Содержание курса связано с экологической проблемой, которая является одной из ведущих глобальных проблем человечества на современном этапе, решаемой на территории России и в нашем регионе.

Курс вооружает обучающихся системой умений работы с различными источниками географической информации, знакомит с широким кругом профессий, опирающихся на географические знания и умения.

Цели. Дать учащимся возможность сделать выбор определения дальнейшей траектории с учётом индивидуальных возможностей и потребностей. Пропаганда географических знаний. Повышение уровня экологического образования учащихся.

Задачи. Формировать эколого-природоохранное мышление, опираясь на полученные знания. Показать неразрывную связь между природой и человеком. Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях – их видах и географии, о необходимости охраны и восстановления растительного и животного мира. Сформировать умения ориентироваться в окружающей природе. Совершенствовать приёмы работы с различными источниками географической информации. Осуществлять межпредметные связи. Воспитывать любовь к малой родине.

Область применения. Предпрофильный курс предназначен для учащихся 9-х классов и может дополнять курсы биологии, краеведения.

Учебно-тематический план

№ темы

Название темы

Кол-во часов

Контроль

Теор.

Практ.

1

Современные проблемы охраны природы

1

Диспут

2

Красная книга – призыв к разуму человека

Реферат

2.1

Международная Красная книга

1

2.2

Красная книга России

0,5

0,5

2.3

Красная книга Тверской области

0,5

1,5

Сообщение

3

Охраняемые природные территории

Карта

3.1

Виды охраняемых территорий

1

3.2

Охраняемые территории мира

0,5

0,5

3.3

Охраняемые территории России

0,5

1,5

3.4

Охраняемые территории Тверской области

1

Сообщение

всего

5

5

Содержание программы.

Тема1. Современные проблемы охраны природы.





Роль природы в жизни человеческого общества. Охрана природы. Природные ресурсы. Их классификация. Рациональное природопользование. Природоохранительное законодательство. Диспут «почему проблемы охраны природы обсуждаются на международном уровне».

Тема 2. Красная книга.

Красная книга – название списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Знакомство по различным источникам информации с видами растений и животных, занесённых в международную, России, Тверскую Красную книгу. Изучение флоры и фауны родного края с целью выявления видов, занесённых в Красную книгу Тверской области. Сообщения о видах растений и животных из Красных книг по выбору. Реферат «Красная книга – призыв к разуму человека».

Тема 3. Охраняемые природные территории.

Виды охраняемых территорий. Сохранение эталонов природных ландшафтов. Заповедники мира, России, Тверской области. Научно-исследовательская работа заповедников и пути улучшения их деятельности. Направления, задачи работы заповедников. Функции заповедников как культурно-просветительских учреждений, мест познавательного туризма населения. Объекты охраны Тверской области. Юные друзья природы. Экскурсии в Центрально-лесной заповедник, краеведческий музей. Сообщения о заповедниках по выбору. Составление карт охраняемых природных территорий России с краткой информацией.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Называть причины современного обострения проблем рационального природопользования.

Оценивать и прогнозировать оптимальный вариант взаимодействия природы и человека, экологические последствия воздействия человека на природу.

Уметь работать с различными источниками географической информации – литературой, картами и т.д.

Знать географию (размещение) охраняемых территорий, приводить примеры их видов.

Уметь наносить объекты на контурную карту.

Описывать знакомые виды растений и животных родного края, называть возможные меры их охраны.

Знать правила поведения в природе.

Ожидаемые результаты.

Выработка у учащихся положительной мотивации на выбор будущей профессии, связанный с природой, развитие способности к самообразованию, развитие личностных и творческих способностей, развитие гуманного отношения к природе, гордости за свой край.

Литература

Береги природу родного края. Щербаков Ю.А. и др. Тверь – 1991.

География Тверской области. Сост. Ткаченко. Тверь – 1992.

Закон РФ «Об охране окружающей среды». Принят 20 декабря 2001 г. Тверские ведомости – 2002 г. № 47-53.

Заповедники Советского Союза. Под ред. Банникова А.Г. Москва: Колос – 1969.

Красная книга Тверской области. Ред. Сорокин А.С. Тверь: ООО Вече Твери ООО Издательство АНТЭК – 2002.

Основы экологии. Чернова Н.М. и др. Москва: Дрофа – 2001.

Периодические издания:

«Вокруг света», «GEO», «Юный натуралист», «Комсомольская правда».

Редкие и исчезающие животные СССР. Жирнов Л.В. и др. Москва: Лесная промышленность – 1978.

Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. Сост. Карпов Г.В. Москва: Педагогика – 1981.

Энциклопедический словарь юного натуралиста. Сост. Рогожкин А.Г. Москва: Педагогика – 1981.