Элективный курс в 9-м классе Музыкальное искусство с Древних времён до начала XX века

Элективный курс в 9-м классе

«Музыкальное искусство с Древних времён до начала XX века».

Пояснительная записка.

О том, что такое музыка во всеобщем понимании, мы можем прочесть во многих литературных изданиях, связанных с музыкой. По этой теме существует огромное количество статей. Традиция – это канон, — развивающий, обучающий, воспитывающий…. Но, даже изучив традиции, понимаешь, что музыка – не та тема, о которой можно просто сказать или, послушав, сделать определённый вывод. Всегда чувствуешь, что что-то осталось за пределом понимания. Музыка – мощнейший рычаг духовного развития. Как же приобщить к ней обыкновенного человека, того, кому она просто безразлична с позиции высокого искусства, чтобы он понял, что такое Музыка?

Что такое музыка? Этого никто не знает. Одни относят её к искусству, а вот другие ставят в ряд аномальных явлений. В их понимании музыка представляет собой канал, с помощью которого мы связываемся со Вселенной. Гофман как-то сказал: «Там, кончается Слово, начинается Музыка». Однако Конфуций утверждал обратное – сначала была Музыка, а вслед за ней появились Слова… Музыка обращается не к тому, что лежит на поверхности – она говорит с душой человека, с его сущностью. Её не интересует телесная оболочка, ей не важно, во что вы одеты, как выглядите, что говорите… Музыке нужен Человек, его внутренняя сущность, его душа.

На протяжении многих веков люди используют магию звука. Он может и созидать, и убивать. При помощи мантр и молитв создают высокий духовный настрой. Голос и разум неразделимы. Осмысление звука – источник музыки. Музыка – неотъемлемое качество души. С помощью божественных звуков музыки можно укротить силы зла. Зачастую наше информационное поле (телевидение, радио…) представляет собой океан хаоса с отрицательной звуковой энергетикой. Изобилие низкопробных музыкантов калечат мир звука. Нужно уметь слушать тишину, а затем из армады звуков выбирать свою мелодию (ключ). Так можно гармонизовать свою жизнь.

*******

Курс призван наполнить содержанием уроки музыки в девятом классе. В соответствии с новым учебным планом предмет «музыка» предусматривает обязательное изучение в IX классе и по выбору в старшей школе. Поэтому этот курс может быть использован не только в девятом, но и X классе. Курс также призван дать учащимся достаточно широкую панораму сведений из истории развития русской музыки, учитывая при этом систематичность, принцип историзма, которые являются необходимым условием раскрытия и постижения поставленной проблемы. Основной функцией является возможность в общении с музыкой впитать духовный опыт поколений, перенестись в разные исторические эпохи, обогатить себя общением с выдающимися личностями прошлого и настоящего.

В ходе данного курса учащиеся познакомятся не только с историей развития музыкального искусства (что уже имело место на уроках музыки), но и её взаимодействием с другими видами искусства на более глубоком психофизическом уровне.

Данный курс предполагает достижение таких целей, как:

Взгляд на музыкальное искусство с позиции деятельно-интеллектуального освоения и практического выражения познания мира.

Интеграция полученных знаний в социум, общественную жизнь.

Отсюда вытекают следующие задачи:

Умение увидеть музыку как часть всеобщей русской и мировой культуры.

Развитие навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства.

Формирование постигающего мышления, где музыка является необходимой составной художественного видения жизни.

Раскрыть происхождение музыки как философского обобщения жизни, как явления, объективно существующего в мире.

Раскрыть сложный, порой противоречивый, внутренний мир человека через музыкальное искусство.

Способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рождённое жизнью и неразрывно с ней связанное.

Выявление интонационного содержания каждой рассматриваемой эпохи.

Формирование духовного опыта и духовных ценностей.

Методы, используемые в данном курсе, весьма разнообразны.

По средствам обучения (источник приобретения знаний):

наглядный

практический

стимулирующий

сравнение

По способу педагогической деятельности:

объяснительно-иллюстративный

самостоятельная работа

контроль и самоконтроль

По логике усвоения материала

индуктивный

дедуктивный

По уровню мыслительной деятельности:

репродуктивный

конструктивно-вариативный

проблемно-поисковый

Направленность курса – развивающая, поскольку в первую очередь, ориентирован на удовлетворение и поощрение творчества, любознательности.

В итоге данного курса предполагается овладение учениками:

Конкретно-историческими сведениями о русском музыкальном искусстве в содружестве с другими видами искусства.

Умением самостоятельно аргументированно сделать оценку различных явлений музыкального искусства.

Историко-биографической информацией о выдающихся деятелях в области музыкального искусства и других видов искусства.

Знаниями о вкладе национального русского музыкального искусства в искусство различных стран мира.

Умение моделировать при помощи компьютерных технологий различные музыкальные фрагменты с учётом стилевых черт рассматриваемой эпохи.

Навыками исследовательского подхода, которые проявляются в поиске, отборе, анализе, обобщении, умении представить конечный результат исследования.

Реализация данного курса осуществляется в теоретическом и прикладном аспектах, т.к. постижение музыкального искусства по-настоящему возможно в деятельностной форме – исполнение (где это возможно) отдельных фрагментов, создание обстановки, отражающей дух изучаемой эпохи (интерьер, костюм…)

Формы контроля:

Текущий (беседы по изучаемым темам, включающие в себя индивидуальные сообщения учеников)

Тематический (зачёт по изучаемым темам, собеседование, тестирование)

Обобщающий контроль (создание презентаций, защита мини-проектов, включающих элементы музицирования, создание словарей-справочников…)

Элективный курс рассчитан на 20 учебных часов и может быть предложен в одной или двух учебных четвертях.

С целью активизации изучения разделов и тем элективного курса в ходе обучения активно используются технические средства обучения: аудио-видеопроекционная аппаратура, компьютер, музыкальные инструменты.

Основными видами занятий являются:

лекции,

сообщения,

беседы,

диспуты,

семинары,

моделирование элементов, связанных с музыкальным искусством, с последующим их описанием,

самостоятельная работа учащихся.

Кроме того, в ходе изучения курса предполагаются посещения концертов классической и народной музыки.

Учебный план курса.

Наименование раздела

Кол-во часов

Форма контроля

1.

Истоки русской народной музыки

2

Творческий мини-проект.

2.

Противостояние и единение церковной и народной музыки (IXXVII вв.)

3

Беседа.

Индивидуальные сообщения.

3.

Становление русской профессиональной музыки (XVIIXVIII вв.)

3

Зачёт.

Тестирование.

4.

Расцвет русской музыки в XIX веке.

7

Собеседование.

Презентации.

Мини-проекты.

Музыкальная викторина.

5.

Интерес музыки к философски-этическим проблемам (конец XIX – начало XX вв.)

3

Музыкальная викторина.

Реферат.

6.

Современная интерпретация музыки русских композиторов-классиков

1.

Музыкальные альбомы.

7.

«Музыка сфер»

2

Презентации.

Мини-проекты.

Написание статей.

Учебно-тематический план курса

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

I.

1.

2.

Истоки русской народной музыки

Древняя музыка как часть природы

Вокальная и инструментальная музыка древних людей

2

1

1

II.

1.

2.

Противостояние и единение церковной и народной музыки (IXXVII вв.)

Музыка – неотъемлемая часть быта человека.

Музыка – часть храмового действия. Виды церковных песнопений. Предпосылки появления нотной грамоты.

3

1

2

III.

1.

2.

Становление русской профессиональной музыки (XVIIXVIII вв.)

Зарождение русского музыкального театра. Русское капельмейстерство.

Формирование национальной композиторской школы

3

1

2

IV.

1.

2.

3.

4.

Расцвет русской музыки в XIX веке.

Завоевание русским музыкальным искусством европейских театров.

Музыкальный реализм.

Глава русской композиторской школы XIX – М.И. Глинка.

«Могучая кучка» — содружество талантливых композиторов.

7

1

2

2

2

V.

1.

Интерес музыки к философски-этическим проблемам (конец XIX – начало XX вв.)

Отход от социальной проблематики.

2

2

VI.

Современная интерпретация музыки русских композиторов-классиков

1.

VII.

1.

2.

«Музыка сфер»

Влияние музыки на здоровье человека.

«Чем для меня стала музыка». Итоговое занятие.

2

1

1

Итого:

20

Программное содержание курса.

Раздел I.

Истоки русской народной музыки (2 часа)

Тема 1.

Древняя музыка как часть природы (1 час).

Появление прамузыки: подражание различным явлениям природы, её обитателям.

Занятие проводится на природе. Художественно-творческая деятельность.

Тема 2.

Вокальная и инструментальная музыка древних людей (1 час).

Обрядовые песни, берущие начало в языческой старине.

Жанр былины, из которого возникает представление о древних музыкальных инструментах, музыкантах-исполнителях.

Практическая работа (моделирование древних музыкальных инструментов, сочинение вариантов предполагаемой музыки древних русичей). Сообщения учеников по данной теме.

Раздел II.

Противостояние и единение церковной и народной музыки (IXXVII вв.) (3 часа)

Тема 1.

Музыка – неотъемлемая часть быта человека. (1 час)

Развитие жанров русской народной музыки в русской православной культуре. Развитие инструментальной музыки.

Занятие проводится в форме дискуссии.

Тема 2.

Музыка – часть храмового действия. Виды церковных песнопений. Предпосылки появления нотной грамоты. (2 часа)

Синтез музыки, слова, изобразительного (иконопись, фреска) искусства, архитектуры.

Первый час проходит в форме лекции. Следующих 2 часа учащиеся занимаются моделированием на компьютере атрибутов данного периода времени с соответствующим музыкальным выражением.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст