Элективный курс Тема Литература Серебряного века Акмеизм и творчество АА Ахматовой

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Волгоградская академия повышения квалификации и переподготовки

работников образования».

Кафедра филологических дисциплин и методики их преподавания

Элективный курс

Тема: «Литература Серебряного века. Акмеизм и творчество А.А. Ахматовой».

Автор: Иванова О.В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №27

г.Волжского,

Волгоградской

области

г.Волгоград, 2013 г.

Авторская программа элективного курса по литературе для учащихся 9-11-ых на тему: «Литература Серебряного века. Акмеизм и творчество А.А. Ахматовой».

Методические рекомендации  

   Авторская программа элективного курса «Литература Серебряного века. Акмеизм и творчество А.А. Ахматовой» предназначена для учащихся 9 — 11 классов.

    Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением творчества Анны Ахматовой. Школьная программа не даёт возможности подробно изучить данную тему, однако произведения поэтессы  представляют собой совершенно уникальное явление русской литературы и необходимы для изучения в школе.

    Содержание программы позволяет расширить представление учащихся о творчестве Анны Андреевны.

    Данная программа поддерживает базовый школьный курс истории русской литературы. Программа насыщена историческими, биографическими сведениями, что способствует повышению интереса учащихся к личности  Ахматовой, а, следовательно, и к её творчеству.

    Программа «Литература Серебряного века. Акмеизм и творчество А.А. Ахматовой» применима при организации занятий, ориентированных на подготовку учащихся 9 -11 классов не только к выпускному экзамену по литературе, но и к вступительному экзамену в вуз. Она имеет практическую направленность и предназначена не столько для формирования знаний учащихся творчества А. Ахматовой, сколько для развития их умений и навыков анализа художественного произведения. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения данного курса, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений и других письменных работ по литературе.

    Изучение данного курса рекомендуется после темы «Серебряный век русской поэзии».

    В качестве основной формы организации учебных занятий предусмотрены лекция и практикум (урок анализа произведения), на которых учащиеся осваивают творчество Анны Ахматовой: читают и анализируют стихи, обобщают информацию о литературном процессе Серебряного века – времени, связанном с основными вехами жизни и творчества Анны Ахматовой.

    Место предмета в базисном учебном плане: Авторская программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю).

Планируемые результаты

Предметные:

знать основные факты жизни поэтессы, особенности творческого метода, особенности литературного направления; понимать идейный смысл стихотворений; уметь пересказывать, читать наизусть; создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

2.Метапредметные:  

владеть изучающим видом чтения с целью анализа текстов стихотворений, приёмами отбора и систематизации материала, уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы, уметь работать с разными источниками информации, анализировать её, использовать в самостоятельной деятельности.

3.Личностные:

осознать значимость решения учебных задач, выработать свою жизненную позицию в отношении творчества А. Ахматовой и акмеизма, создавать связные тексты, участвовать в диалоге, дискуссии.

Оснащение мероприятия:

мультимедийный проектор, компьютер

Сценарий мероприятия

План

1.Учебно-тематический план.

Введение. Обзор творчества А.А. Ахматовой. Акмеизм.

Акмеизм. Статья В.М. Жирмунского «Преодолевшие символизм».

Эстетические принципы акмеизма.

О лирическом сюжете Пушкина в стихах Ахматовой.

Об Ахматовой: Стихи.

Сборники стихотворений: «Вечер».«Чётки».«Белая стая».

Сборники стихотворений: «Подорожник», «Тростник», «Anno Domini».

Чуковская Л.К. «Записки об А.А. Ахматовой».

Лингвистический анализ текстов стихотворений А.А. Ахматовой.

Зачёт по курсу.

Содержание программы.

3.Список используемой литературы. Информационно-содержательная программа основного курса.

Литература для учителя.

Литература для учащихся

Учебно-дидактический материал

Количество часов 17

Учебно-тематический план.





п/п

Наименование тем курса

Количество часов

Количество лекций

Количество практических занятий

Количество семинаров

Форы контроля

1

Введение. Обзор творчества А.А. Ахматовой. Акмеизм.

1

1

Лекция учителя с элементами беседы.

2-3

Акмеизм. Статья В.М. Жирмунского «Преодолевшие символизм».

2

1

1

Лекция. Составление плана лекции, семинар, сопоставительный анализ (символизм-акмеизм).

4-5

Эстетические принципы акмеизма.

2

1

Лекция, составление тезисов лекции, конференция.

6

О лирическом сюжете Пушкина в стихах Ахматовой.

1

Регламентированная дискуссия, сопоставительный анализ (Пушкин-Ахматова).

7

Об Ахматовой: Стихи.

1

1

1

Комментированное чтение, чтение стихотворений наизусть, семинар, лингвистический анализ, стенгазета.

8-10

«Вечер».

«Чётки».

«Белая стая».

3

3

Чтение наизусть, лингвистический анализ, сопоставительный анализ, доклады учащихся, сочинение.

11-13

«Подорожник».

«Тростник».

«Anno Domini».

3

3

Чтение наизусть, лингвистический анализ, сопоставительный анализ, доклады учащихся, сочинение.

14

Чуковская Л.К. «Записки об А.А. Ахматовой»

1

Сообщения, доклады учащихся, составление вопросов по тексту.

15-16

Лингвистический анализ текстов стихотворений А.А. Ахматовой.

2

2

Лингвистический анализ, сопоставительный анализ, сдача проектов, подготовка к итоговой зачётной работе по курсу, конференции.

17

Зачёт по курсу.

1

Тестирование.

Содержание программы.

Знакомство учащихся с содержанием элективного курса, задачами, стоящими перед ними, с пособиями для занятий, списком для самостоятельного чтения. Общий экскурс в акмеизм и творчество А. Ахматовой.

Анализ работы В.М. Жирмунского «Преодолевшие символизм». Сопоставление литературных направлений (символизм – акмеизм).

Выделение основополагающих принципов акмеизма. Их отражение в лирике А. Ахматовой.

Влияние творчества А.С. Пушкина на поэзию А. Ахматовой. Сопоставление.

Очерк жизни и творчества поэтессы. Влияние Н.С. Гумилёва. Создание литературной газеты.

Лингвистический анализ стихотворений каждого сборника поэта.

Знакомство с книгой Л.К. Чуковской «Записки об А. Ахматовой». Дневниковые записи встреч Чуковской с Ахматовой.

Тестирование по курсу.

Список используемой литературы

Литература для учителя.

Ахматова А. Автобиографическая проза. // Литературное обозрение. – 1989. — № 5.

Ахматова А., Гумилёв Н. Стихи и письма. / Публ., сост. И примеч. Э.Г. Герштейн. // Новый мир. – 1986. — № 9.

Ахматова А.А.

Сочинения: В 2 томах. – А. Ахматова. – М.: Художественная литература, 1990.

Виленкин В.Я.

В сто первом зеркале (А. Ахматова). – М.: Сов. Писатель, 1990.

Гумилёв Н.С.

Сочинения. В 3 томах. Письма о русской поэзии. – М.: 1991.

Добин Е.С. Сюжет и действительность; Искусство детали. – Л.: Сов. Писатель, 1981.

Жирмунский В. Преодолевшие символизм. // Русская мысль. – 1916. — № 12.

Кормилов С.И. Поэтическое творчество А. Ахматовой. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М.: Издательство МГУ, 1998.

Лукницкая В.

Николай Гумилёв: Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. – Л.: Лениздат, 1990.

Найман А.Г.

Рассказы об А. Ахматовой. – М.: Вагриус, 1999.

Одоевцева И.В.

На берегах Невы: Литературные мемуары. – М.: Худож. литер., 1989.

Павловский А.И.

А. Ахматова: Жизнь и творчество: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

13. Чуковская Л.К. Записки об А. Ахматовой. Книга 1. 1938-1941. М.: Книга, 1989.

Литература для учащихся

Ахматова А.А.

Сочинения: В 2 томах. – А. Ахматова. – М.: Художественная литература, 1990.

Ахматова А.А. Тайны ремесла. – М.: Сов. Писатель, 1986.

Виленкин В.Я.

В сто первом зеркале (А. Ахматова). – М.: Сов. Писатель, 1990.

Гумилёв Н.С.

Сочинения. В 3 томах. Письма о русской поэзии. – М.: 1991.

Добин Е.С. Сюжет и действительность; Искусство детали. – Л.: Сов. Писатель, 1981.

Жирмунский В. Преодолевшие символизм. // Русская мысль. – 1916. — № 12.

Кормилов С.И. Поэтическое творчество А. Ахматовой. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М.: Издательство МГУ, 1998.

Найман А.Г.

Рассказы об А. Ахматовой. – М.: Вагриус, 1999.

Одоевцева И.В.

На берегах Невы: Литературные мемуары. – М.: Худож. литер., 1989.

Эхенбаум Б.М.

О прозе. О поэзии.: Сборник статей. – Л.: Художест. литер., 1986.

Учебно-дидактический материал

Наглядно-демонстрационные пособия, необходимые для реализации программы курса: портреты поэтов Серебряного века, А.С. Пушкина.

Демонстрационный плакат «Литературные направления Серебряного века».