Элективный курс Современная русская литература

Элективный курс

«Современная русская литература. Обзор жанров, идейных и тематических направлений»

Количество часов: 34

Рассчитан для проведения в11 классе

Автор: Шапова Л.В. , учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7 п.Чульман Нерюнгринского р-на Республики Саха (Якутия)

Тема занятия

Содержание

Задачи

Блок 1

Введение.

Основные направления в современной российской литературе

Глобальные изменения в идеологии и экономике России, информатизация существенно повлияли на содержание и стилистику художественной литературы и читательские потребности.

Дать краткую характеристику основным направлениям художественной литературы в России конца 20 – начала 21 века.

Предтеча современной литературы: А.Солженицын, И.Бродский, А.Адамович и др.

В советский период (70-80-ые годы 20 века) творчество некоторых писателей-новаторов концептуально отличалось и от классической и от литературы социалистического реализма. Их идеи и стилистика стали основой современных литературных направлений.

Проследить связь литературы последнего десятилетия советского периода с современной художественной литературой.

Блок 2

Неореализм

Обзор современной художественной литературы.

Фазиль Искандер. Сборник сатирических повестей «Сандро из Чегема»

Произведениям Искандера свойственны терпкий юмор, язвительная сатира, тонкая лирика и высокая романтика. Но одновременно в них сильны философские тона. Герои Искандера многонациональны (греки, абхазцы, русские, татары…), все чаще посещают их горькие раздумья: а правильно ли прожита жизнь, все ли сделано для того, что встретить последний час достойно?

Все рассказы в цикле «Сандро из Чегема» связаны друг с другом, они как бы проникают один в другой, продолжая главную мысль — люди разные, но они обязаны оставаться людьми в любых обстоятельствах.

Показать глубокую гуманистическую сущность произведения Ф.Искандера.

Людмила Улицкая. Повесть «Медея и ее дети»

История крымской гречанки Медеи — это история любви и разлуки, короткого женского счастья и долгих лет тягостного одиночества, радости единения и горечи измены. Стремление героини раскрыть свою душу, поделиться теплом наталкивается на непонимание самых, казалось бы, близких людей, оказывается им ненужным…

Познакомить с жанром интимной прозы — «прозой нюансов» , тончайшим проявлением человеческой природы

Владимир Маканин. Роман «Андеграунд или Герой нашего времени».

Андергаунд — это подполье. Это нечто темное, подземное, символизирующее глубинное бессознательное человека.

Вся страна в представлении писателя (писателя-бомжа Петровича или Владимира Маканина) — это общага, в которой всем есть комната или хотя бы угол: «Мы — подсознание России. Нас тут прописали. При любом здесь раскладе нас будут гнать пинками, а мы будем тыкаться из двери в дверь и восторгаться длиной коридора! Будем слоняться с нашими дешевыми пластмассовыми машинками в надежде, что и нам отыщется комнатка в бесконечном коридоре гигантской российской общаги».

Главный герой Петрович стал выражением коллективного «Я» всех общажников. Наверное, в этом и состоит призвание литератора: без публикаций, даже без рукописей всегда сохранять способность мыслить и чувствовать) за всех.

Выявить традиции новаторство в изображении темы «писатель и общество»

Андрей Геласимов . «Степные боги»

Тема этого произведения – отношения детей во время войны. Дело происходит в деревне Разгуляевка. Пленные японцы проживают в шахтах недалеко от деревни. В одной из шахт без видимых причин умирает много народу. Японский врач Хиротаро наблюдает мутацию степных трав. Он один знает тайну рудника.

Блок 3

Военная и послевоенная тематика

Андрей Битов. Роман «Пушкинский дом»

Главный герой романа — ленинградский филолог Лёва Одоевцев, представитель поколения шестидесятников Роман посвящён его жизни, от окончания школы до работы в Институте русской литературы, который известен как Пушкинский дом.

Показать роль русской интеллигенции в формировании духовности народа в период сталинских репрессий

Владимир Войнович. Роман «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»

Роман-анекдот – редкое явление в литературе. Именно в рамках этого жанра писатель смог выразить своё отношение к советской действительности тридцатых-сороковых годов.

Проследить гоголевские традиции в прозе Войновича.

Эдуард Кочергин. Роман «Ангелова кукла».

В автобиографической книге Э.Кочергин рассказывает о себе, о том, как он после ареста родителей попал в детприемник. Описывается жизнь в Ленинграде в 50-е, 60-е годы и путешествия автора по русскому северу. Но в каждой новелле автор описывает людей, с которыми ему приходится сталкиваться. Его окружение – это люди с искалеченной судьбой, но с живой душой.

Проследить нравственные ценности, отстаиваемые и детдомовцем и писателем.

Углубить знания учащихся о жанре «новелла».

Блок 4

Фантазии о будущем

Татьяна Толстая. Роман «Кысь»

Роман «Кысь» — о мутирующей после ядерного взрыва России. Страна, согласно роману, полностью деградировала: язык почти утрачен, мегаполисы превращены в убогие деревни, где люди живут по правилам игры в «кошки-мышки». Роман пропитан сарказмом, характеры героев выстраиваются в своеобразную галерею уродов.

«Кысь» — литературное открытие последних лет. За этот роман Татьяна Толстая была удостоена премии «Триумф».

Углубить знания учащихся о жанрах «антиутопия» и «сатирический памфлет».

Андрей Рубанов. «Хлорофилия».

Фантастический роман. Время действия – будущее. Лондон, Токио, Нью-Йорк, Петербург давно проглочены океаном. Луна заселяется. Превращение в зверей и траву . Чуткие писатели слышат эхо и совсем отдаленных времен…

Углубить знания о жанре «фантастика»

Владимир Сорокин. Повесть «День опричника»

Повесть посвящена известному опричнику Малюте Скуратову. Следуя за главным героем, читатель выясняет, во что превратилась Россия к 2027 году, после восстановления монархии и возведения неприступной стены, отгораживающей ее от Запада.

Углубить знания учащихся о жанрах «антиутопия», «политическая сатира».

Борис Стругацкий. «Обитаемый остров»

Действие романа происходит в будущем. Исследователь космоса, молодой землянин Максим Каммерер при попытке посадки на неизвестную планету терпит крушение. Максим оказывается в лесу, атмосфера пригодна для дыхания. Цивилизация встречает Максима враждебно.

Углубить знания о жанре «фантастика».

Блок 5

Драматургия

Евгений Гришковец. «Рубашка»

«Рубашка» — городской роман. Его герой — человек провинциальный, какое-то время назад приехавший в Москву. Это короткий, динамичный роман о любви. Один день из жизни героя. Любовь, которая сильно все меняет.

Познакомить с современной драматургией (киносценарий)

Нина Садур . «Панночка».

Пьеса «Панночка» – необычная трактовка гоголевской повести «Вий».

Углубить знания по теме «совремнная драматургия», авангард

Елена Чижова. «Время женщин»

Действие происходит в Ленинграде в середине прошлого века. История о трех пожилых женщинах, воспитавших ребенка – инвалида соседки по коммуналке, в сегодняшние времена видится чем-то исключительным. Речь идет о горе и радости, сострадании и предательстве, доброте и зле. О таких простых и вечных истинах, что происходящее порой кажется сказкой.

Блок 6

«Женская проза»

Виктория Токарева. Сборник рассказов «О том, чего не было»

Творчество писательницы, которая продолжает «чеховскую традицию в литературе», отличают отточенность стиля, внимание к человеческим характерам, психологическим нюансам, ироническая интонация повествования. Проза русской Франсуазы Саган, как называют Токареву, словно заряжена энергией любви. «Если в сердце нет любви, человек мертв. Живым он только притворяется» — такова философия ее творчества.

Проследить основные аспекты бытовой прозы.

Дина Рубина . Сборник рассказов «Мастер – тарабука».

Все рассказы объединены одной темой – влюбленные подростки.

Организовать полемическую беседу «Быть влюбленным – это …»

Блок 7

Детективы

Борис Акунин. Обзор детективных романов.

Монашка Пелагея и тайный советник Эраст Фандорин. Что их объединяет? Умение разгадать любую тайну.

Углубить знания о жанре «детектив».

Михаил Елизаров. «Библиотекарь».

Главный герой, вечный лузер-студент, «лишний» человек, не вписавшийся в капитализм, оказывается втянут в гущу кровавой войны, которую ведут между собой так называемые «библиотеки» за наследие советского писателя Д. А. Громова.



Познакомить с современной литературой с элементами мистики.

Александр Терехов . «Каменный мост»

Герой нового романа Александра Терехова – бывший эфэсбэшник – проводит расследование трагической истории, случившейся много лет назад: в июне 1943 года сын сталинского наркома из ревности застрелил дочь посла Уманского и покончил с собой. Но так ли было на самом деле?

Дать понятия о жанрах «роман-версия» и «роман-исповедь». Понятие беллетристика»

Блок 8

Русский постмодернизм

Виктор Пелевин. «Чапаев и Пустота»

Роман «Чапаев и Пустота» сам автор характеризует так: «Это первое произведение в мировой литературе, действие которого происходит в абсолютной пустоте».

На самом деле оно происходит в 1919 году в дивизии Чапаева, в которой главный герой, поэт-декадент Петр Пустота, служит комиссаром, а также в наши дни, а также, как и всегда у Пелевина, в виртуальном пространстве, где с главным героем встречаются Кавабата, Шварценеггер, «просто Мария»…

Знакомство с необычным жанром — дзэн-буддистским романом. Русский постмодернизм



Александр Кабаков. «Московские сказки»

Писатель виртуозно перелагает на новорусский лад известные сказки и легенды: о Царевне-лягушке и ковре-самолете, Красной Шапочке и неразменном пятаке, о строительстве Вавилонской башни и вечном страннике Агасфере. И все эти чудеса происходят с героями в современной Москве, городе странном, полном мистических совпадений

Углубить понятие жанра «сказка»

Лев Данилкин . «Юрий Гагарин»

Есть множество точек зрения, в которых Гагарин предстает то супергероем, то рубаха-парнем, то шутником, то алкоголиком, который волочится чуть ли не за каждой юбкой, то интеллектуалом, читавшим Толстого, Циолковского и, конечно, Сент-Экзюпери. Первый космонавт в серии «ЖЗЛ» — не светлый юноша и не ярый коммунист. «Гагарин — проводник идей Циолковского и Королева — есть антидот от пошлости», в которую превратился капитализм как образ будущего. Гагарин — это целый космос, великая мечта о Вселенной.

Показать, как хорошая литература восстанавливает историческую правду.

Людмила Петрушевская.

«Пуськи бятые»

«Сяпала Калуша с калушатами по напушке. И увазила бутявку, и волит: — Калушата! Калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились».

Рассмотреть необычное произведение с точки зрения морфологии и морфемики.

Блок 9

Мир молодых

Захар Прилепин «Санькя»

Молодые люди, через душу которых происходит разлом на своих и чужих, на мир и насилие. Автор словно даёт взглянуть изнутри, каково быть таким человеком именно в наше жёсткое время. И ещё автор прямо описывает настроение людей, опять же наших, здесь и сейчас, обстановку в государстве, в нашей с вами России. Кто она для нас? Какой она будет? Что мы должны сделать для неё?

Организовать диспут «Ты и Время».

Юз Алешковский «Предпоследняя жизнь. Записки везунчика»

Мальчик с уникальными языковыми способностями , со странным именем Владимир Ильич Олух родился в начале 1970-х. Его дед служил охранником у Сталина, и с его рассказа об этих славных временах и начинается роман. У англоговорящего внука открылись совсем другие способности — к зарабатыванию денег.

Весь роман — это описание занятий, которые герой сменяет: мелкая фарцовка, торговля иконами и антиквариатом, валютные операции… Другая сюжетная линия — любовь юноши.

Организовать полемическую беседу: «Ваше отношение к главному герою?»

Блок 10

Концептуализм

Лев Рубинштейн. «Домашнее музицирование»

Книга известного современного автора представляет собой наиболее полное на сегодняшний день собрание поэтических текстов, опубликованных в периодической печати эссе

Углубить знания учащихся о жанре «эссе»

Сергей Гандлевский. Стихотворения.

Стихи разных лет.

Познакомить с современной поэзией на примере творчества Гандлевского.

Михаил Шишкин. «Венерин волос»

В книге выделяются три сюжетных пласта: жизнь толмача, рассказы беженцев и дневники певицы.

Дать представление о полифонии сюжетов, своеобразии жанра «интервью»

Владимир «Адольфыч» Нестеренко. «Чужая».

Блоггеры – писатели будущего?

Организовать диспут-прогноз : литература через 5, 10,… 25 лет?

Круглый стол: «Книга, которая произвела на меня сильное впечатление»

Выявить уровень начитанности и умение анализировать художественное произведение

Контрольный тест

Пояснительная записка

В формировании гармонически развитой и духовно богатой личности важную роль играет художественная литература и ее преподавание в старших классах.

Сегодня в России каждый день появляются книги сотен различных наименований. Все больше писателей стремятся обрести читательское признание и популярность. Как же ориентироваться в этом нарастающем потоке литературы? В рыночной экономике читательские предпочтения отчасти отражены в тиражах книг. Покупая книгу, человек словно голосует: мне нужна эта книга, она помогает мне стать собой, осознать, для чего я живу, или просто развлечься, отключиться от повседневных забот. Другая возможность выяснить литературные вкусы общества – это премии за литературные произведения, которых появилось достаточно много в 90-е годы XX века, а также мнения литературных критиков. Но именно читатель в конечном счете решает, насколько «долговечен» тот или иной писатель, та или иная книга.

Программа представляет собой цикл занятий, посвященных творчеству современных авторов, и опирается как на книжные, так и журнальные публикации последних десятилетий.

Цель нашего курса

становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.



помочь старшекласснику составить собственное представление о современном литературном процессе, его тенденциях, проблематике и эстетических позициях авторов произведений, получивших признание в литературной среде. Интерпретируя прочитанные произведения и сопоставляя свои суждения с оценками специалистов, в конечном итоге старшеклассник сможет свободно ориентироваться в современном море книжной продукции

Безусловно, лишь немногие из предложенных произведений станут общенациональной классикой и обязательным чтением для каждого образованного человека, но все же именно эти произведения находятся в центре внимания, о них говорят, спорят, некоторые из них отмечены литературными премиями. В российском менталитете заложено, что «начитанность» или по крайней мере осведомленность о современном литературном процессе является важным свидетельством интеллигентности человека. 33 часа (1 час в неделю). Указанное количество часов является приблизительным, учитель может его изменять, исходя из конкретных условий работы или из собственных методических соображений.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

В результате прохождения элективного курса учащиеся должны:

прочитать и под руководством учителя изучить произведения современных российских авторов;

уметь охарактеризовать и оценить главных героев, знать проблематику произведений и их идейный смысл;

уметь давать оценку произведению на основе личностного восприятия;

уметь грамотно высказать и обосновать свое отношение к художественному произведению, выступить с сообщением или докладом на литературную тему, участвовать в беседе, диспуте, писать сочинения разных жанров;

изучив минимум произведений, быть готовыми к самостоятельному поиску нужной книги, ориентироваться в развитии современной литературы в целом.

уметь сопоставить произведение с кино- и телеэкранизациями, спектаклями.

Формы контроля за знаниями учащихся.

Устные и письменные развернутые ответы на вопросы.

Семинары и коллоквиумы.

Составление плана, тезисов по материалу биографии писателей.

Составление вопросов для характеристики героя и оценки произведения в целом.

Подготовка устных сообщений о прочитанном произведении и его авторе.

Написание сочинений, докладов, рефератов.

Создание компьютерных презентаций.

Участие в научно-практических конференциях.

Зачет по курсу.

Список литературы для учащихся

В мире литературы 11 классы; учеб. для общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля, /под ред. А.Г.Кутузова. М.: «Дрофа», 2002.

Русская литература XX века 11 класс; учебник-практикум для общеобразовательных учреждений / под ред. Ю.И.Лысого – М. «Мнемозина», 2005.

Современная русская литература; учеб. пособие для старшеклассников и поступающих в вузы, /под ред. Б.А. Ланина, М.: «Вентана-Граф», 2006.

Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века: учебник для 11 класса; в 2-х ч. – М.: «ТИД «Русское слово», 2006.

Литературные ресурсы Интернета

«Букинист» – mybooka.narod.ru

«Дебют» – www.mydebut.ru

«Вавилон» – www.vavilon.ru

«Графомания» – www.grafomania.msk.ru

«Интерактивная фантастика» – if.gr.ru

«Современная русская поэзия» – poet.da.ru