Элективный курс Профессиональное самоопределение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №5

г. Северодвинск, Архангельская область

Программа

элективного курса

«Профессиональное самоопределение»

для 9-х классов

Разработала программу

учитель черчения и ИЗО

высшая квалификационная категория

Беласик Л.Н

2010г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику.

Нарождающийся новый хозяйственный механизм, ориентированный на стимулирование частной инициативы, человеческих возможностей, поощрение творческих способностей, в конечном счете, создает условия для свободы личности в выборе жизненного и профессионального пути.

Школа как один из важнейших социальных институтов должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым производственным отношениям за счет создания условий для личностного психологического роста и повышения уровня информированности о различных аспектах мира современного труда.

Элективный курс «Профессиональное самоопределение» для 9-х классов призван обеспечить учащимся жизненное и социально-трудовое становление, адекватное современной и перспективной общественной и производственно-экономической ситуации в стране, условиям и возможностям обеспечения занятости населения.

Элективный курс является актуальным, т.к. способствует подготовке учащихся к сознательному выбору профессии, их успешной социальной адаптации в условиях рыночной экономики, требующей от каждого работника профессионального отношения к труду, компетентности, непрерывного повышения квалификации, способности быстро приспосабливаться к новым жизненным ситуациям, мобильности и готовности к перемене труда. Свобода профессионального самоопределения предлагает адекватную оценку своих возможностей и ответственный выбор сферы приложения сил и способностей, места в жизни.

Основная цель данного элективного курса:

способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.

Задачи элективного курса по подготовке учащихся определяются теми общими требованиями, которые предъявляет современное общество к молодым людям, вступающим на трудовой путь, и вытекают из поставленной цели:

- создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося в различных видах трудовой деятельности в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества,

- подготовка к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда;

- развитие таких качеств личности, как предприимчивость, самостоятельность, деловитость, ответственность, инициативность, честность и порядочность;

- формирование профессиональной компетенции в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мобильностью;

- воспитание культуры личности во все ее проявлениях, связанных с трудовой деятельности;

Данный элективный курс модифицирован, разработан на основе программ: Технология. Трудовое обучение 5-11 кл. /Под. ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко; Твоя профессиональная карьера 8-9 классы /Под ред. С.Н. Чистяковой.

Элективный курс «Профессиональное самоопределение» для учащихся 9-х классов включает изучение раздела: «Профессиональное самоопределение»

Продолжительность освоения элективного курса 1учебный год при одночасовой нагрузке в неделю.

Форма организации образовательного процесса – индивидуальная, групповая.

Успешной реализации задач элективного курса способствует использование разнообразных методов и форм обучения:

- развивающая психологическая диагностика: комплекс психологических методик (диагностические методические процедуры; развивающие методические процедуры в виде интеллектуального и социально-психологического тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и деловых игр), профессиональные пробы;

- традиционные методы: беседа, лекция;

- информационно-поисковые методы: метод проблемного изложения, метод учебного диспута, методы организации исследовательской работы;

- наблюдение в процессе проведения экскурсий, выставок;

- практическая, самостоятельная работа учащихся;

- профконсультации.

В процессе обучения используются сведения из следующих дисциплин: экономики, географии, черчения, технологии 5-10 классы, математики, обществознания, ОБЖ, биологии, психологии.

В 9-х классах уровень проявления интереса к профессии выражается в обостренном внимании к социально-экономическим проблемам труда, чтении специальной и научно-популярной литературы, выявлении квалификационных и творческих аспектов деятельности, здоровья и образования для получения избираемых профессий. Сформированность высшего уровня профессионального интереса дает основание говорить о наличии потребностей в конкретной профессиональной деятельности выпускника общеобразовательного учреждения.

Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных профессиональных планов и намерений, реалистического образа себя как профессионала.

Эти подходы взяты за основу в содержании учебного раздела «Профессиональное самоопределение». В ходе преподавания учащиеся усваивают новые базовые понятия (образ «Я», алгоритм анализа профессий, характеристику профессиональной деятельности и др.), активно работают с методиками по самопознанию. Все это способствует тому, чтобы к моменту окончания школы большинство выпускников имели сформированные личные профессиональные планы. Также обеспечивается преемственность перехода молодых людей от общего к профессиональному образованию и последующему труду, адаптация к новым социально-экономическим условиям.

Таким образом, элективный курс призван оказать помощь учащимся в их профессиональном самоопределении, подготовке их к трудовой деятельности, устройстве своей будущей карьеры.

Изучение учебного материала строится на индивидуальном подходе к учащимся, все занятия носят дифференцированный характер обучения.

Тематический план элективного курса включает в себя теоретическую и практическую части. Следовательно, учитель может применять контроль теоретических знаний и практических умений и навыков. Контроль может быть промежуточным и итоговым. Теоретические знания контролируются в форме письменного, устного опроса, итогового тестирования по пройденному материалу.

Результативность

Учащиеся в соответствии со своими познавательными и профессиональными интересами овладевают знаниями профессионального самоопределения. Они уточняют жизненные и профессиональные планы, намечают пути получения профессионального образования и трудоустройства. Учет региональных и национальных особенностей рынка труда при определении профиля обучения обеспечит обоснованный выбор выпускниками общеобразовательных учреждений направления и уровня дальнейшего профессионального образования.

По окончании изучения элективного курса учащиеся защищают творческие проекты, являющиеся итоговой работой в конце года обучения.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

- наглядные пособия (схемы, таблицы) по разделам тематического плана программы;

- карточки индивидуальных заданий;

- карточки контроля;

- карточки – тесты;

- образцы выполненных эскизов, дизайн рисунков, изделий;

- образцы технологической документации;

- образцы бизнес-планов;

- плакаты, газеты, журналы;

- дидактические материалы к разделу «Профессиональное самоопределение»;

- банк проектов и коллекции изделий, предлагаемых для творческих проектов.

Задачи на учебный год:

- ознакомить учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

- ознакомить с базовыми экономическими понятиями и категориями, дающими возможность принимать эффективные экономические и организационные решения в условиях конкуренции и меняющейся социально-экономической ситуации;





- повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;

- воспитать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.

По окончании учебного года учащиеся должны

Знать:

- понятия о профессиях и профессиональной деятельности, сферы трудовой деятельности;

- понятия об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

Уметь:

- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

- осуществлять самоанализ развития своей личности;

— уметь составлять резюме.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

9 КЛАСС (34 часа)

№ п/п

Темы

Всего часов

Профессиональное самоопределение

1

Вводное занятие.

1

2

Профессиональная деятельность в жизни человека.

1

3

Цель трудовой деятельности.

1

4

Внутренний мир человека, система представлений о себе и проблема выбора профессии.

1

5

Методы изучения личности.

1

6

Сущность концепции «Я». «Образ «Я» как система представлений о себе.

1

7

Секреты выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо»).

1

8

Правила выбора профессий.

1

9

Типичные ошибки при выборе профессии.

1

10

Общее понятие о профессии, специальности, должности.

1

11

Личный профессиональный план.

1

12

Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий).

13

Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении.

1

14

Потребности и мотивы как условия активности личности. Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации». Виды мотивов.

1

15

Выявление ведущих мотивов деятельности.

1

16

Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности.

1

17

Значение мотивов деятельности и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении и служебной карьере.

1

18

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»).

1

19

Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонности». Интересы: познавательные и профессиональные.

1

20

Профессиональные намерения. Составление собственного резюме.

1

21

Индивидуальные интересы.

1

22

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»).

1

23

Понятие профпригодности. Степени профпригодности. Роль личности при выборе профессии.

1

24

Понятие о задатках и способностях личности.

1

25

Социальные проблемы труда («надо»).

1

26

Цели труда и его результата.

1

27

Процесс и условия труда. Предметы и средства труда.

28

Проблемность трудовых ситуаций.

1

29

Коллективность процесса труда.

1

30

Условия труда.

1

31

Деловая игра «Рынок труда, или наем работника».

1

32

Защита творческого проекта «Мой профессиональный выбор».

1

33-34

Экскурсии на предприятия города.

Отчет об экскурсии

1

Итого

34

ПРОГРАММА

1. Вводное занятие – 1 час.

Вводный инструктаж по технике безопасности.

Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст