Элективный курс По страницам Евгения Онегина

Милейко Галина Александровна.

Элективный курс «По страницам «Евгения Онегина»»

Цели и задачи: интегративный курс позволит расширить филологическую компетенцию обучающихся как литературоведческую, так и лингвистическую. Поможет обучающимся усвоить общечеловеческие ценности, ориентирует обучающихся на творческий подход при изучении произведения.

МБОУ СОШ№8 города Красноармейска Саратовской области, учитель русского языка

2008 год.

Описание : элективный курс

Литература

9 класс

УМК Р.Н. Бунеева

Пояснительная записка.

Содержательно и структурно интегративный элективный курс предполагает чтение текста романа с использованием посвящённой ему литературы. Попытка объединить комментарий литературоведа Ю. М.Лотмана и лингвиста Н.М. Шанского.

. Целью данного курса является аналитическое прочтение романа в контексте пушкинского времени. Помимо более полного и глубокого понимания и восприятия романа занятия позволят в результате совместной работы учителя и ученика расширить филологическую компетенцию учащихся как литературоведческую, так и лингвистическую, более эффективно решать вопросы воспитательного характера, поможет учащимся убедительнее и конкретнее усваивать языковые нормы, а также общечеловеческие ценности русского национального самосознания. Данный курс не дублирует школьное изучение величайшего произведения русской литературы первой половины 19 века, а ориентирует обучающихся на творческий подход при изучении произведения, развивает коммуникативные умения и навыки.

Задачи:

знакомство с общенаучными методами познания и формирование навыков научно-исследовательской деятельности;

развитие коммуникативных навыков;

формирование литературной и культуроведческой компетенции;

•развитие самостоятельного творческого мышления.Формы и приемы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная. Основные виды занятий — практическое занятие, семинар, дискуссия.

Важным компонентом учебной деятельности является контрольное измерение и оценка результатов обучения. В ходе изучения курса осуществляется система проверки знаний, которая обеспечивает обратную связь учителя с учеником. Итогом изучения курса является Олимпиада по произведению А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Ожидаемые результаты

Предполагаемые результаты данного элективного курса:

овладение первичными навыками научно-исследовательской работы;

Развитие коммуникативных навыков речи, речевых норм;

Усвоение общечеловеческих ценностей национального самосознания

Содержание курса.

Тема 1. Работа А.С. Пушкина над романом «Евгений Онегин». Общая характеристика романа как «энциклопедии русской жизни» (Белинский).

Тема 2. «Евгений Онегин» как прагматическая информация образовательного и воспитательного характера, повествующая о жизни России первой трети XIX века.

Тема 3. Художественные особенности пушкинского романа в стихах.

Тема 4. Язык «Евгения Онегина».

Тема 5. Онегинская строфа. Особенности рифмовки и ритмики.

Тема 6. Устаревшее и современное в романе. Крылатые слова из «Евгения Онегина» в современной устной и письменной речи.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

№ урока

Наименование разделов и тем

Общее

количество часов

по разделу

Количест-во

часов по

теме

Требования к уровню подготовки учащихся

Форма проведения урока

Формы контроля

Дата проведения

Приме-чание

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Работа А.С. Пушкина над романом «Евгений Онегин». Общая характеристика романа как «энциклопедии русской жизни» (Белинский).

1

Уметь высказывать мнение по поводу услышанного

Лекция + беседа

Фронтальная беседа

2.

«Евгений Онегин» как прагматическая информация образовательного и воспитательного характера, повествующая о жизни России первой трети XIX века.

3

Сюжет и герои. Реальные и вымышленные персонажи. Календарное и художественное время в романе.

1

Умение отбирать нужную информацию, навыки исследовательской работы

Работа в группах

Отчёты групп

Социальное значение образов Онегина и Татьяны. Онегин и проблема «лишних» людей.

1

Уметь проводить сравнительный анализ произведений, включать произведение во временной контекст

Дискуссия

Выводы по занятию в письменной форме

Герои романа и автор. Автор как центральный герой романа. Его философские и политические взгляды.

1

Умение аналитического чтения

Представление презентаций

Вопросы

3.

Художественные особенности пушкинского романа в стихах.

2

Умение находить и комментировать художественные особенности произведения

Композиция «собранья пёстрых глав» (Пушкин). Стихотворное повествование и лирические отступления. Авторские вставки и обращения к читателю.

1

Умение аналитического чтения, исследовательские навыки

Работа в группах

«аукцион»

Место и значение писем Татьяны и Онегина и прощального стихотворения Ленского в рамках романа как структурного целого.

1

Умение аналитического чтения, исследовательские навыки

Творческий проект

Презентация исследований

4.

Язык «Евгения Онегина».

2

Органический синтез различных по происхождению и стилистическим свойствам языковых средств русского обиходного языка, традиционно-поэтической речи и древнецерковнославянского языков.

1

Работа с дополнительной литературой, языковой анализ текста

Исследование текста

«аукцион»

Поэтические вольности в «Евгении Онегине». Язык автора и персонажей.

1

Работа с дополнительной литературой, языковой анализ текста

Дискуссия

Рассуждение-аргументация собственного мнения

5.



Онегинская строфа. Особенности рифмовки и ритмики. Переносы. Присоединительное и. перечисления. Тавтология и ассонансы.

1

Умение аналитического чтения, исследовательские навыки

Лекция + беседа



Конкурс на лучший вопрос по теме занятия

6.

Устаревшее и современное в романе. Крылатые слова из «Евгения Онегина» в современной устной и письменной речи.

1

Навыки самостоятельной работы с текстом

Исследование, работа в группах

«аукцион»

7.

Олимпиада по «Евгению Онегину».

1

Умение творчески мыслить

8.

Подведение итогов.

1

Самооценка

Беседа

Рефлексия по содержанию курса



ЛИТЕРАТУРА.

1.Живые страницы. А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, М.Ю. Лермонтов, В.Г.Белинский в воспоминаниях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях. – М., 1970.

2. Литература. 10 кл. учеб.для общеобразоват. учреждений.Под ред. В.Г.Маранцмана. – М., 2003.

3. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь.- М., 1988.

4. Лотман Ю. М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий: Пособие для учителя. — Л.: Просвещение, 1983.

5. Русская литература Х1Х века: 10 кл.: Практикум.- М., 2001.

6. Турбин В.Н. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. Об изучении жанров.- М., 1978.

7. Шанский Н. М. Лингвистические детективы. – М.: Дрофа, 2002.

8. Шанский Н. М. По страницам «Евгения Онегина». – М.: Дрофа, 2005.

9. Словари и справочники по русскому языку.

Приложение.

Олимпиада к элективному курсу «По страницам «Евгения Онегина»»

1. В приводимом ниже отрывке определите значение выделенных слов и словосочетаний.

Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы, Где, может быть, родились вы Или блистали, мой читатель; Там некогда гулял и я: Но вреден север для меня.

(Первая глава, II)

2. Какие слова привлекли вас при внимательном чтении следующей далее строфы? В чем их особенность? Переведите их на современный русский язык.

Латынь из моды вышла ныне:

Так, если правду вам сказать,

Он знал довольно по-латыне,

Чтоб эпиграфы разбирать,

Потолковать об Ювенале,

В конце письма поставить vale.

Да помнил, хоть не без греха,

Из Энеиды два стиха.

Он рыться не имел охоты

В хронологической пыли

Бытописания земли;

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей.

(Первая глава, VI)

3. Выделите и переведите на современный русский язык различного рода архаизмы, встречающиеся в тексте. Дайте их лингвистическую классификацию. Почему эти устаревшие слова называются архаизмами, а не историзмами?

Всё, чем для прихоти обильной

Торгует Лондон щепетильный

И по Балтическим волнам

За лес и сало возит нам…

Всё украшало кабинет

Философа в осьмнадцать лет.

(Первая глава, XXIII)

4. О чем говорит поэт в приводимых ниже строках? Читая эти строки, не забывайте вспомнить его биографию. Выделите и переведите средствами современного русского языка имеющиеся здесь устаревшие слова.

Придет ли час моей свободы?

Пора, пора! — взываю к ней;

Брожу над морем, жду погоды,

Маню ветрила кораблей.

Под ризой бурь, с волнами споря,

По вольному распутью моря

Когда ж начну я вольный бег?

(Первая глава, L)

5. В заключительной строфе первой главы Пушкин пишет:

Я думал уж о форме плана, И как героя назову, Покамест моего романа Я кончил первую главу…

Кому поэт подыскивал имя?

6. С какой Светланой сравнивает Ленский Татьяну?

Что имел в виду Пушкин, говоря о том, что

Она по-русски плохо знала, Журналов наших не читала И выражалася с трудом На языке своем родном?

(Третья глава, XXVI)

Вспомните только что состоявшийся разговор Татьяны с няней.

8. С какими словами в приводимых отрывках этимологически связано имя Онегина?

Вы согласитесь, мой читатель, Что очень мило поступил С печальной Таней мой приятель; Не в первый раз он тут явил Души прямое благородство.

(Четвертая глава, XVIII)

…в тот страшный час Вы поступили благородно, Вы были правы предо мной: Я благодарна всей душой… (Восьмая глава, XLIII)

Какое значение имеет в приведенном отрывке прилагательное прямое?

9. Сколько раз, как и когда Онегин убивает Ленского?

10. В современном ли значении Пушкин употребляет слово звук!

Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!

(Седьмая глава, XXXVI)

11. Каково было социальное положение мужа Татьяны? Кем он был Онегину?

12. Сколько писем написал Евгений Онегин Татьяне?



Страницы: 1 | 2 | Весь текст